Обработка результатов и выводы


 
Рассчитайте ВМ, ВПМ И ВОМ следующим образом:
ВМ = баллы за ответ 6 + баллы за ответ 7 : 2;
ВПМ = сумма баллов за ответы 1,2,5:2;
ВОМ = сумма баллов за ответы 3 и 4 : 2.
Впишите полученные показатели в следующую таблицу.
 

  Мотивация
Внутренняя
Внешняя
  Положительная
Отрицательная
- я как руководитель
     
- мой руководитель
     
-я сам
     
- мои товарищи
     
Сумма:
     

 
Обработка результатов и выводы
Сравнивается выраженность разных видов мотивации. Оптимальным является соотношение: ВМ ВПМ ВОМ. Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже отношение индивида к выполняемой трудовой деятельности, тем меньше побудительная сила мотивационного комплекса.
Тест. Методика "Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности"
Методика разработана Т. Л. Бадоевым и направлена на изучение удовлетворенности трудом.
Проведение опроса Опрашиваемые оценивают свое отношение к различным факторам, влияющим на удовлетворенность трудом, по семибалльной шкале: "очень удовлетворен" (+ 3 балла); "в основном удовлетворен" (+ 2); "скорее удовлетворен" (+ 1); "и удовлетворен, и нет" (0); "скорее не удовлетворен" (-1); "в основном не удовлетворен" (- 2); "совершенно не удовлетворен" (- 3).
Оцениваемые факторы

  1. Значимость профессии
  2. Престижность профессии
  3. Вид трудовой деятельности
  4. Организация труда
  5. Санитарно-гигиенические условия
  6. Размер заработной платы
  7. Возможность повышения квалификации
  8. Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников
  9. Взаимоотношения с коллегами
  10. Потребность в общении и коллективной деятельности
  11. Потребность в реализации индивидуальных особенностей
  12. Возможность творчества в процессе работы
  13. Удовлетворенность работой в целом Обработка результатов и выводы

Показателем общей удовлетворенности является сумма набранных баллов (с учетом их знака).
Вопросы для обсуждения 1. Исследование, проведенное в Техасе, состояло в том, что 30-летний мужчина должен был переходить улицу на красный свет в присутствии других людей. Психологи скрыто наблюдали за поведением этих людей и фиксировали число тех, кто последует его примеру. В половине случаев нарушитель был одет в новый строгий черный костюм, белую рубашку и галстук, а в остальных
 
случаях - в рабочий комбинезон. Результат был таков: в 3,5 раза больше людей пересекли улицу на красный свет вслед за человеком в костюме и галстуке. Как вы объясните это явление?
 
2.К вопросу о негативной мотивации. Известна старинная притча о страхе. "Куда ты идешь?" - спросил странник, повстречавшись с Чумой. "Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек".

Через несколько дней тот же человек вновь встретил Чуму. "Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят", - упрекнул он ее. "Нет, - возразила она, - я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха".
Тест. Методика "Потребность в достижении" Методика измерения потребности (мотива) в достижении разработана Ю. М. Орловым.
Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф. Хоппе "Я-уро-вень", означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в понятие "мотив достижения", определяемое X. Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными.
Предлагаемая методика представляет собой тест-опросник, содержащий 23 положения, с которыми испытуемый соглашается или нет. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т. е. степени заряженности на успех). По сути, это потребность, превратившаяся в личностное свойство, установку.
Инструкция Предлагается ряд положений. Если вы с положением согласны, то рядом с его номером на опросном листе напишите: "Да", если не согласны - "Нет".


Текст опросника

  1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
  2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.
  3. Для меня в любом деле важно его исполнение, а не конечный результат.
  4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
  5. По моему мнению, большинство людей живут дальними целями, а не близкими.
  6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
  7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
  8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
  9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
  10. Мои близкие считают меня ленивым человеком.
  11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
  12. Мои родители слишком строго контролируют меня.
  13. Терпения во мне больше, чем способностей.
  14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от своих намерений.
  15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
  16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
  17. Я не усердный человек.
  18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
  19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
  20.  
  21. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
  22. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих ровесников.
  23. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
  24. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел. Обработка результатов

За каждый ответ ставится 1 балл: только за ответы "Да" - по положениям 2,6-8,14,16,18,19, 21-23; только за ответы "Нет" - по положениям 1,3-5, 9-13,15,17, 20. Потребность в достижениях (ПД) равна сумме баллов за ответы "Да" и "Нет".
Выводы Чем больше баллов в сумме набирает испытуемый, тем в большей степени у него выражена потребность в достижениях.
3.2. Психологические особенности мотивации персонала
 

Для каждого вида работы существует своя оптимальная сила мотивации
Парадоксальный вывод, что очень высокая мотивация ухудшает достижения, объясняется увеличением эмоционального напряжения и волнения, которые приводят к снижению эффективности работы. От роста усилий увеличивается не качество, а лишь количественные показатели достижений. Умеренный уровень волнения влияет на любую деятельность положительно.
Мотивация достижения и внешняя стимуляция взаимосвязаны
У людей с сильным мотивом достижения и успеха создание дополнительной внешней стимуляции (вознаграждения, конкуренции, похвалы) заметно ухудшает достижения в решении задач. У исследуемых со слабым мотивом достижения, наоборот, создание избыточной мотивации улучшает результаты.
Мотивация зависит от временной близости к цели
Чем человек ближе к цели, тем выше его внутренняя мотивация и уровень активности, и не следует усиленно стимулировать его к деятельности, так как может возникнуть эффект перемотивации с последующим снижением эффективности. Чем дальше субъект от цели, тем эффективнее будет дополнительное стимулирование.
Важным мотивационным фактором является объяснение причин неудачи - атрибуция
Вознаграждение за способности, оценивание каждого сотрудника исходя из сравнения его достижений с достижениями других, возможно, более способных сотрудников, может снижать самооценку, самоуважение и уверенность в своих силах. Целесообразнее сравнивать результаты сотрудника с его предыдущими успехами и вознаграждать за его реальные усилия, позволившие обеспечить успех.
Влияние вида подкрепления на мотивацию
Если задание вызвало у человека значительный интерес, при этом сопровождаемый внешним подкреплением (материальным, символическим - грамоты, призы, - или словесным вознаграждением), то после отмены материального подкрепления отмечается значительное снижение интереса, а после отмены символического и словесного - незначительное.
Когда награды (внешнее подкрепление) снижают мотивацию:
а) если награда формирует чувство, что тобой манипулируют;
б) если у человека нет чувства гордости за свои поступки;
в) если подкрепляется деятельность, которая нравится человеку и
которую он выполнял с интересом и без наград:
г) если подкрепление не зависит от достижении;
д) если подкрепляются как хорошие, так и удовлетворительные
результаты;
е) если награды используются слишком часто и превращаются в
обычную, заурядную процедуру.
Влияние субъективной оценки человеком своих способностей и компетентности
Люди с сильным чувством собственной эффективности ставят перед собой сложные цели и прилагают больше усилий для их достижения. Уверенность в собственной компетентности повышается в процессе успешной деятельности, т. е. опыт успешности положительно отражается на чувстве собственной компетентности, а следовательно, мотивирует дальнейшую деятельность.


Содержание раздела