Модель мотивационных характеристик работы


Являясь одним из важнейших расположений, удовлетворенность работой представляет собой эмоциональную реакцию человека на рабочую ситуацию, в основе которой лежит принцип: "Нравится - не нравится", "Люблю - не люблю".
Группы работников с разными требованиями к месту работы  

Требования к месту работы
Пол
Возраст
Образование
З/п
Удов-летв. работой
Наличие
ДОП.
раб.
Участие в рацио-нализ
Владение др. профес.
Потреб. в повышении квалиф.
Поддержка ди-рек-тора
Желаем. з/плата
Благоприятные условия труда
Ж
С
С
с
Н
Н
С
С
С
С
Н
Высокий уровень з/п
Ж
С
С
с
Н
С
Н
С
С
Н '
* С
Интересная работа
м
н
В
в
В
С
В
В
В
В
С
Больше получает тот, кто больше работает
м
в
С
в
С
С
в
С
н
С
в
Дружный коллектив
ж
н
с
н
в
Н
н
н
с
с
с
Можно проявить инициативу
м
н
в
в
в
в
в
н
в
в
в
Можно чест.
трудом заслужить
уважение
м
с
с
в
в
В
с
с
с
с
н
Можно улучшить жилищ. условия
ж
н
н
с
н
С
н
с
с
с
н
Нетчрезмерн.
различ. в оплате труда разн.ка-тегор. работников
ж
в
с
н
н
С
н
в
н
н
с
Доброжелат. отнош. руководит. к подчиненным
ж
в
н
н
н
Н
н
н
с
н
н
Учет мнения коллектива при принятии решений
м
в
в
в
с
С
в
в
в
н
в

 
 
Буквами "М" и "Ж" в таблице обозначен пол опрашиваемого, "В", "Н" и "С" - степень критичности выраженных качеств (высокая, низкая, средняя). Полужирным шрифтом выделены признаки, оцениваемые как положительно влияющие на достижение целей организации, курсивом - негативного характера.
 
Коэффициент корреляции между характеристикой работы и удовлетворенностью ею
 

Интересность
0,66
Общение с близкими по духу коллегами
0,36
Творческие возможности
0,36
Большая общественная значимость
0,31
Возможность продвижения по службе
0,27
Возможность создания профессиональной репутации
0,26
Возможность разработки своих целей, проявления изобретательности
0,26
Соответствие специальности
0,23
Удобный режим
0,19
Свой самостоятельный участок работы
0,18
Возможность повышать квалификацию
0,16

 
Модель мотивационных характеристик работы


 
Удовлетворенность различными сторонами трудовой деятельности (по результатам опросов в 12 компаниях)
 
 

Удовлетворены ли Вы:
Ответили "Да", %
содержанием выполняемой работы
43
размером зарплаты
16
соответствием оценки труду
25
социальными льготами и обеспечением
19
моральным стимулированием
32
возможностями профессионального и должностного роста
24
возможностями повышения квалификации
31
состоянием трудовой дисциплины
36
психологическим климатом
48
отношениями между администрацией и коллективом
51
системой отбора и расстановки кадров
45
режимом работы
59
возможностью реализовать свои способности
57
<
p>  
Стиль управления в компании
 

Какой стиль управления преобладает в компании
Среднее (в%к числу опрошенных)
Демократический
63
Жесткий авторитарный
37
Устраивает ли вас данный стиль
Да
76
Нет
17
Хотелось бы изменить
7

 
Оценка результатов работы в компаниях
 

Кто оценивает работу
Среднее (в% к числу опрошенных)
Непосредственный начальник
95
Аттестационная комиссия
5
Как оценивается работа
Видно по результатам
88
По отчету сотрудника
7
По мнению коллег
5

 
 
Условия труда работников  
 

Оцените условия труда
Среднее
Отличные
4
Хорошие
48
Удовлетворительные
44
Невыносимые
3

 
Негативные состояния на работе
 

Как часто вы ощущаете негативные состояния
Среднее
Часто
13
Иногда
52
Изредка
33
Никогда
6

 
Факторы, оказывающие влияние на эффективность мотивационной работы лидера


 
Ситуации для обсуждения Лидерство и мотивация
 
Боб Маккьюри, возглавляющий с 1993 г. подразделение Тойоты в США, обладает совершенно уникальным, отличающим его от других руководителей стилем руководства. Данный стиль не внушает никакой любви к Бобу со стороны подчиненных, но, тем не менее, подразделение, возглавляемое им, работает успешно.
Он всегда приезжает в офис к 6 часам утра. По дороге на работу он успевает переговорить по телефону с несколькими менеджерами фирмы по интересующим его вопросам. Непосредственно в офисе он первым делом просматривает и анализирует подготовленные отчеты о продажах.

Затем вызывает менеджеров тех подразделений, где показатели снизились, и предельно жестко выясняет причины, нередко заканчивая этот разбор административными мерами. Работа заканчивается поздно ночью, сотрудники удивляются, как можно выдерживать такой ритм, и делают ставки на то, как долго Боб продержится и не сорвется.
Что же заставляет Боба работать так напряженно? Безусловно, это желание обойти успешно продвигающуюся вперед фирму-конкурента Хонда и довести объем продаж машин своей марки на рынке США до 10 %. При существующей сейчас конкуренции на рынке Боб убежден, что подход к управлению компанией должен быть достаточно жестким.
Нужно отметить, что его резкий и агрессивный стиль руководства не ограничивается американским персоналом; Боб,общается также и со своими японскими коллегами, часто вызывая их недоумение. Но результаты работы Боба ошеломляют.
Специалистами выявлен основной критерий в оценке любого руководителя - это способность получать максимальную отдачу от подчиненных. Согласно этому критерию Боб является весьма успешным руководителем и, как отметил один из сотрудников, заставляет исполнителя превосходить собственные ожидания и представления о себе. Не является ли это тем, что мы называем лидерством?
Вопросы для обсуждения

  1. Охарактеризуйте стиль руководства, описанный в кейсе.
  2. Является ли данный стиль успешным? Обоснуйте свою позицию.
  3. Хотели бы вы работать под руководством Боба? Каков его механизм мотивации своих служащих?

Лидерство и мотивация В типографии научно-производственного объединения мы ведем беседу с г-жой Писаревой, которая уже 5 лет возглавляет эту организацию. Она весьма любезна и очень активна, все силы отдает работе. Вот что она говорит: "С утра до вечера я на ногах. Я все должна делать сама, потому что даже незначительная ошибка обходится нам дорого. Поэтому я постоянно должна быть начеку.

Иногда я очень устаю, но ведь это доставляет радость! Мои сотрудницы отзывчивы и исполнительны, прекрасно информируют меня обо всех проблемах. Чтобы не допускать ошибок, они показывают мне все материалы, прежде чем отдать в печать.

Перед версткой я проверяю сигнальный экземпляр. Сотрудницы постоянно уточняют у меня отдельные детали задания. Оригиналы изданий они отдают мне на хранение, чтобы они не пропали.

В конечном счете, я ведь несу ответственность за все, что происходит в типографии.
 
Мой начальник, заместитель директора объединения г-н Макаренко, может быть уверен в продуктивной работе типографии. Он по мере возможностей заботится о нас, недавно приобрел новую печатную машинку, правда, гораздо важнее была бы покупка мощного ксерокса.
 
Знаете, у него много работы и мы здесь его не видим и не слышим. Раз в две недели он заглядывает и спрашивает, все ли в порядке, пьет с девочками чай с коробкой принесенных им конфет и уходит. После таких встреч у меня и моих сотрудниц всегда поднимается настроение.

Наш начальник очень обаятельный человек".
Вопросы для обсуждения

  1. Что является неправильным в действиях руководителя типографии г-жи Писаревой?
  2. Как определить ответственность г-жи Писаревой перед начальником - действительно ли она должна отвечать за все, что происходит в типографии?
  3. Как вы оцениваете покупку г-ном Макаренко печатной машинки? Что вы скажете о его стиле руководства?

Лидерство и мотивация Г-н Рыков в течение года руководит заводом № 1, входящим в состав крупного акционерного общества. В подчинении у г-на Рыкова около 1000 человек. Благодаря неустанной работе во благо завода и личному вкладу в дела предприятия этот 40-летний управляющий приобрел хорошую репутацию, и его мнение имело большой вес.
Руководство считает его прекрасным специалистом; утром он - первый на работе, вечером уходит последним. Он успешно претворяет в жизнь принимаемые управленческие решения, несмотря на возражения и сопротивление сотрудников. Правда, многие люди на заводе № 1 с явным недовольством относятся к его методам работы.
Информация о конфликтных ситуациях на заводе стала доходить до руководства фирмы. "Почему г-н Рыков, уверенный в себе и энергичный человек, обязательный и готовый к компромиссам по отношению к высшему руководству, не может найти общего языка с сотрудниками?" Обратившись к г-ну Рыкову с подобным вопросом, вице-президент компании получил от него следующий ответ: "Я не люблю, когда люди бездельничают и курят в рабочее время.



Содержание  Назад  Вперед