Какой у вас характер?


б) вызывает дух соперничества в коллективе;
в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

  1. В детстве мне больше всего нравилось:

а) проводить время с друзьями;
б) ощущение выполненных дел;
в) когда меня за что-нибудь хвалили.

  1. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

а) добился успеха в жизни;
б) по-настоящему увлечен своим делом;
в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

  1. В первую очередь школа должна:

а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;
б) развить индивидуальные способности ученика;
в) воспитать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

  1. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его для:



а) общения с друзьями;
б) отдыха и развлечений;
в) своих любимых дел и самообразования.

  1. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;
б) у меня интересная работа;
в) мои усилия хорошо вознаграждаются.

  1. Я люблю, когда:

а) другие люди ценят меня;
б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
в) приятно провожу время с друзьями.

  1. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
б) написали о моей деятельности;
в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

  1. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а) имеет ко мне индивидуальный подход;
б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

  1. Для меня нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;
б) неудача при выполнении важного дела;
в) потеря друзей.

  1. Больше всего я ценю:

а) успех;
б) возможности хорошей совместной работы;
в) здравый практический ум и смекалку.

  1. Я не люблю людей, которые:

а) считают себя хуже других;
б) часто ссорятся и конфликтуют;
в) возражают против всего нового.

  1. Приятно, когда:

а) работаешь над важным для всех делом;
б) имеешь много друзей;
в) вызываешь восхищение и всем нравишься.

  1. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

а) доступным;
б) авторитетным;
в) требовательным.

  1. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
б) о жизни интересных и знаменитых людей;
в) о последних достижениях науки и техники.

  1. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

а) дирижером;
б) композитором;
в) солистом.

  1. Мне бы хотелось:

а) придумать интересный конкурс;
б) победить в конкурсе;
в) организовать конкурс и руководить им.

  1. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать;
б) как достичь цели;
в) как организовать людей для достижения цели.

  1. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а) другие были им довольны;
б) прежде всего выполнить свою задачу;
в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.

  1. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

а) в общении с друзьями;
б) просматривая развлекательные фильмы;
в) занимаясь своим любимым делом.
Обработка результатов на с. 284.
Тест
КАКОЙ У ВАС ХАРАКТЕР?
Каждый из нас имеет определенные черты характера. Есть среди них хорошие и не очень. Случается и такое: то, что мы считаем естественным и само собой разумеющимся, раздражает других.

Попробуйте взглянуть на себя объективно и правдиво ответить (да, нет, не знаю) на следующие 10 вопросов.

  1. Посылая письмо кому-либо из знакомых, считаете ли вы обязательным написать на конверте обратный адрес?
  2. Употребляете ли зубную пасту или одеколон только одного определенного сорта?
  3. Во время визита к знакомым обращаете ли внимание на разные мелкие недостатки либо недоделки в чужом доме (например, на криво повешенную картину или слишком тусклую лампочку в прихожей) ?
  4. Поддерживаете ли вы в личной библиотеке такой идеальный порядок, что без труда можно быстро найти нужную книгу?
  5. Храните ли у себя разные реликвии типа первой школьной тетради или театральной программы десятилетней давности?
  6. Готовите ли с вечера одежду, обувь, портфель, сумку на завтрашний день?
  7. Выйдя из дома, начинаете вспоминать, все ли оставлено в порядке (выключено, закрыто и т. д.)?
  8. Проверяете ли пуговицы на своей одежде, прежде чем надеть ее?
  9. Услышав по радио сигнал точного времени, смотрите ли на свои часы?
  10. Делаете ли замечания своим друзьям и знакомым по поводу их вкусов?
<

p> Обработка результатов на с. 285.
Тест
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КРИТИКЕ?
Одни извлекают из критики пользу, другие морщатся, но терпят, третьи - активно борются с критикующими, давят на корню любые зародыши критики. Одни считают, что она помогает делу, другие - мешает.
Однако хотим мы того или нет, но критика присуща всякому социальному организму, каким является любой коллектив, и современный руководитель не может признаваться грамотным, если он не знаком со всеми сложностями и тонкостями этого явления. Предлагаемый тест поможет вам определить уровень вашей персональной грамотности в этой области. И хотя, как и все подобные тесты, он не претендует на бесспорность, думаем, поможет вам в вашей работе.
В каждом вопросе отметьте наиболее приемлемый для вас вариант ответа.

  1. Считаете ли вы критику методом изживания недостатков в работе отдельных лиц или коллектива?

а) Считаю критику необходимым и нормальным элементом жизнедеятельности любого коллектива;
б) Критика лишь осложняет отношения в коллективе, поэтому не признаю ее;
в) Критика допустима, но не следует преувеличивать ее роль и прибегать к ней часто.

  1. Как вы относитесь к публичной критике?

а) Считаю такую критику действенной формой изживания недостатков;
б) Полагаю, что лучше высказать имеющиеся замечания человеку наедине, в кабинете, чем публично, на людях;
в) Предпочитаю кулуарную критику, т.е. критику за глаза, в неслужебной обстановке или высказываемую в полушутливой форме.

  1. Можно ли, по-вашему, критиковать начальство?

а) Конечно;
б) Не следует подрывать авторитет руководителя, поэтому публично критиковать начальство недопустимо;
в) Можно, но крайне осторожно.

  1. Как вы относитесь к самокритике?

а) Стараюсь быть объективным к себе и, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не дожидаясь, пока на них укажут другие;
б) Обычно я знаю недостатки в работе своего отдела и моей лично, но не спешу себя критиковать;
в) Критиковать себя ни к чему, так как охотников тебя поругать всегда хватает.

  1. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы выражаться мягко, тактично, корректно, так, чтобы не задеть личность критикуемого?

а) Да, разумеется;
б) Нет, считаю, что чем сильнее задета личность критикуемого, тем действеннее критика;
в) Все зависит от этой самой личности: если она уж очень обидчива - учитываю это, а если нет - особо не дипломатничаю.

  1. Вcступая с критическими замечаниями, стараетесь ли вы подсластить пилюлю указанием на положительные моменты в деятельности объекта критики?

а) Обычно стараюсь;
б) Не вижу в этом смысла;
в) Если плохо знаю критикуемого или мне известно, что он обидчив, тогда стараюсь.

  1. Дозируете ли вы объем критики, пытаетесь ли соблюсти при этом некую меру?

а) Да, критикую не более чем за один недостаток;
б) Нет, обычно высказываю все, что, на мой взгляд, плохо в деятельности объекта критики;
в) Стараюсь критиковать только предмет обсуждения.

  1. Вносите ли вы в ходе критического выступления какие-либо предложения для исправления положения или ограничиваетесь указанием на имеющиеся недостатки?

а) Да, считаю, что тот, кто критикует, должен что-то предложить, иначе он и критиковать не вправе, поэтому стараюсь внести какие-то предложения;
б) Нет, полагаю, что главное - обнажить проблему, указать на недостаток, а как его устранять - дело критикуемой службы или других компетентных органов и специалистов;
в) Как правило, предпочтительнее конструктивная критика, но если даже и трудно что-либо предложить, все равно нельзя замалчивать недостатки.

  1. Какова обычно ваша первая реакция на критику?

а) Стремлюсь тут же ответить, сразу прошу слова или говорю с места;
б) Переживаю молча, с обидой, от ответного выступления стараюсь уклониться;
в) Обдумываю критику, выступать с ответом не спешу, но, если настаивают, не отказываюсь,

  1. Какое поведение наиболее характерно для вас при ответе на критику?

а) Как правило, стараюсь признать критику, даже если она не во всем объективна;
б) Прибегаю к методу защиты от противного, т. е. критикую критикующего;
в) Поскольку критика подрывает мой авторитет (или авторитет моего отдела), пытаюсь защититься, отвести критику, указать на смягчающие объективные обстоятельства.

  1. Раздражает ли вас критика?

а) Да, как правило;
б) Не очень;
в) Зависит от того, кто и как критикует.

  1. Появляется ли у вас чувство неприязни к критикующему вас человеку?

а) Да, как правило;
б) Нет, крайне редко;
в) Да, если критика несправедлива или высказывается в резкой, обидной форме.

  1. Как вы в дальнейшем строите свои отношения с критикующим лицом?

а) Как и прежде;
б) Стараюсь при случае ответить взаимностью или ущемить его интересы другими доступными мне способами;



Содержание раздела