б) вызывает дух соперничества в коллективе;
в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
а) проводить время с друзьями;
б) ощущение выполненных дел;
в) когда меня за что-нибудь хвалили.
а) добился успеха в жизни;
б) по-настоящему увлечен своим делом;
в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;
б) развить индивидуальные способности ученика;
в) воспитать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;
б) у меня интересная работа;
в) мои усилия хорошо вознаграждаются.
а) другие люди ценят меня;
б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
в) приятно провожу время с друзьями.
а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
б) написали о моей деятельности;
в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
а) имеет ко мне индивидуальный подход;
б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
а) оскорбление личного достоинства;
б) неудача при выполнении важного дела;
в) потеря друзей.
а) успех;
б) возможности хорошей совместной работы;
в) здравый практический ум и смекалку.
а) считают себя хуже других;
б) часто ссорятся и конфликтуют;
в) возражают против всего нового.
а) работаешь над важным для всех делом;
б) имеешь много друзей;
в) вызываешь восхищение и всем нравишься.
а) доступным;
б) авторитетным;
в) требовательным.
а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
б) о жизни интересных и знаменитых людей;
в) о последних достижениях науки и техники.
а) дирижером;
б) композитором;
в) солистом.
а) придумать интересный конкурс;
б) победить в конкурсе;
в) организовать конкурс и руководить им.
а) что я хочу сделать;
б) как достичь цели;
в) как организовать людей для достижения цели.
а) другие были им довольны;
б) прежде всего выполнить свою задачу;
в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.
а) в общении с друзьями;
б) просматривая развлекательные фильмы;
в) занимаясь своим любимым делом.
Обработка результатов на с. 284.
Тест
КАКОЙ У ВАС ХАРАКТЕР?
Каждый из нас имеет определенные черты характера. Есть среди них хорошие и не очень. Случается и такое: то, что мы считаем естественным и само собой разумеющимся, раздражает других.
Попробуйте взглянуть на себя объективно и правдиво ответить (да, нет, не знаю) на следующие 10 вопросов.
а) Считаю критику необходимым и нормальным элементом жизнедеятельности любого коллектива;
б) Критика лишь осложняет отношения в коллективе, поэтому не признаю ее;
в) Критика допустима, но не следует преувеличивать ее роль и прибегать к ней часто.
а) Считаю такую критику действенной формой изживания недостатков;
б) Полагаю, что лучше высказать имеющиеся замечания человеку наедине, в кабинете, чем публично, на людях;
в) Предпочитаю кулуарную критику, т.е. критику за глаза, в неслужебной обстановке или высказываемую в полушутливой форме.
а) Конечно;
б) Не следует подрывать авторитет руководителя, поэтому публично критиковать начальство недопустимо;
в) Можно, но крайне осторожно.
а) Стараюсь быть объективным к себе и, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не дожидаясь, пока на них укажут другие;
б) Обычно я знаю недостатки в работе своего отдела и моей лично, но не спешу себя критиковать;
в) Критиковать себя ни к чему, так как охотников тебя поругать всегда хватает.
а) Да, разумеется;
б) Нет, считаю, что чем сильнее задета личность критикуемого, тем действеннее критика;
в) Все зависит от этой самой личности: если она уж очень обидчива - учитываю это, а если нет - особо не дипломатничаю.
а) Обычно стараюсь;
б) Не вижу в этом смысла;
в) Если плохо знаю критикуемого или мне известно, что он обидчив, тогда стараюсь.
а) Да, критикую не более чем за один недостаток;
б) Нет, обычно высказываю все, что, на мой взгляд, плохо в деятельности объекта критики;
в) Стараюсь критиковать только предмет обсуждения.
а) Да, считаю, что тот, кто критикует, должен что-то предложить, иначе он и критиковать не вправе, поэтому стараюсь внести какие-то предложения;
б) Нет, полагаю, что главное - обнажить проблему, указать на недостаток, а как его устранять - дело критикуемой службы или других компетентных органов и специалистов;
в) Как правило, предпочтительнее конструктивная критика, но если даже и трудно что-либо предложить, все равно нельзя замалчивать недостатки.
а) Стремлюсь тут же ответить, сразу прошу слова или говорю с места;
б) Переживаю молча, с обидой, от ответного выступления стараюсь уклониться;
в) Обдумываю критику, выступать с ответом не спешу, но, если настаивают, не отказываюсь,
а) Как правило, стараюсь признать критику, даже если она не во всем объективна;
б) Прибегаю к методу защиты от противного, т. е. критикую критикующего;
в) Поскольку критика подрывает мой авторитет (или авторитет моего отдела), пытаюсь защититься, отвести критику, указать на смягчающие объективные обстоятельства.
а) Да, как правило;
б) Не очень;
в) Зависит от того, кто и как критикует.
а) Да, как правило;
б) Нет, крайне редко;
в) Да, если критика несправедлива или высказывается в резкой, обидной форме.
а) Как и прежде;
б) Стараюсь при случае ответить взаимностью или ущемить его интересы другими доступными мне способами;