Формирование мотивационнои системы управления персоналом


2.1. Виды потребностей, их свойства и особенности Классификация потребностей


Свойства потребностей  

I
I Свойства
Описание
Иерархичность и соподчиненность
По мере приближения к рациональному пределу насыщения низших потребностей, удовлетворяемых в первую очередь, в системе потребностей происходят существенные качественные сдвиги, выражающиеся в значительном росте высших потребностей
Динамичность
Потребности обладают способностью как к экстенсивному, так и к интенсивному росту. Для них характерен как количественный, так и качественный рост и развитие до определенного рубежа насыщения
Взаимозаменяемость
Возможности замены одной потребности высшего порядка другой: так ограниченные возможности повышения содержательности труда на каком-либо предприятии могут быть в определенной степени компенсированы улучшением условий труда для творческой научной работы служащих и т. п.
Относительность
Развитие системы наших потребностей идет в постоянном сравнении с уровнем удовлетворения их у соседей, знакомых и своеобразным подтягиванием к общепринятым стандартам

 
2.2. Содержательные теории мотивации об иерархии потребностей Изучением иерархии потребностей и ее влиянием на мотивацию работника занимаются содержательные теории мотивации. Наиболее известными из них являются теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга, К. Альдерфера.
 


 
 
   
Содержательные теории мотивации

2.3. Критерии разумности системы потребностей работника

 
Ситуации для обсуждения  
1. Прокомментируйте с позиций критериев разумности потребления следующее высказы
вание древнего философа:
"Если у вас есть враг, которого вы ненавидите, то пожелайте ему полного наслаждения, блеска величия, множества молодых и прекрасных любовниц, колоссального богатства, неограниченной власти, - пожелайте, и вы увидите, что он погибнет под бременем бедствий". (Жан Робине, 1735-1820, фр. философ)
2. Однажды французская газета "Либерасьон" провела опрос 600 менеджеров, попросив
ответить на вопрос: "Что самое важное для хорошего менеджера?". Их ответы были следующими:
/. Заработная плата - 0 %

  1. Диплом-0%
  2. Внешние данные - 1 %
  3. Авторитет-4%
  4. Техническая компетентность -8%
  5. Жизненный опыт -10%
  6. Неординарность - 36 %
  7. "Дар божий" -41 %

Как вы прокомментируете эти результаты?
3. Было проведено исследование мотивов деятельности продавцов малых предприятий и частных фирм в Республике Болгария, находящейся в настоящее время в переходном периоде развития экономики страны. Была выявлена определенная эгоистическая направленность их деятельности, бесцеремонность, частые нарушения этических норм, но вместе с тем -стремление к независимости, реализации своих возможностей, профессиональному росту. Торговец становится движущей силой в том секторе экономики, где преобладает частная собственность на орудия и средства производства.

В этом смысле его мотивации присущи принципиальные особенности: волевая активность опирается на гедонистическую основу, т. е. на достижение повышенного приятного чувства, крайнего самодовольства и избежание трудностей, стремление к независимости (свободе действий) в собственном бизнесе, получению прибыли. Такой вывод был сделан на основе следующих результатов исследования:
Основные мотивы деятельности менеджера по продажам, %  

Мотив
Возраст менеджера 25-35 лет
Возраст менеджера 35-45 лет
Возраст менеджера 45-55 лет
Реализация прибыли
24,3
21,3
20,4
Независимость
16,8
24,4
24,6
Профессиональное развитие
19,5
17,8
14,1
Оплата труда
18,6
19,8
20,4
Условия труда
12,4
10,1
12,4
Разнообразие и вызов
8,2
6,6
8,2

 
Проанализируйте полученные результаты. Какие мотивы преобладают и почему? Увяжите свои ответы с особенностями этапа в развитии экономики страны и особенностями развития системы потребностей и потребления менеджеров.

 
   
 



Содержание  Назад  Вперед