Мотивационный тест Хекхаузена


Данная методика представляет собой психологический инструмент для изучения силы и направленности мотивов человека и касается преимущественно двух основных аспектов мотивации достижения успеха и мотивация избегания неудачи. Хайнц Хекхаузен (Heinz Hekhausen) президент немецкого психологического общества в Мюнхене является общепризнанным авторитетом международного масштаба в научных психологических кругах и разработчиком целого направления в области изучения поведенческих детерминант. Традиции этого направления базируются на глубоком анализе как биологических, так и социальных предпосылок человеческой активности. В нашей стране он известен как автор опубликованной в 1986 году монографии "Мотивация и деятельность" (Москва, "Педагогика"), широко освещающей историю вопроса и методы исследования мотивационной сферы.

При разработке данного теста в качестве основы Хекхаузен использовал тематический апперцептивный тест Мюррея ТАТ.
В своей модификации мюрреевского ТАТа Хекхаузен ограничил поиск психологических феноменов мотивационной сферой. Он считает, что исследование мотивации должно быть ориентировано на изучение активности человека с точки зрения вопроса "Зачем?" Речь идет о произвольной активности, которая направлена на достижение определенной цели. Это активность, при которой преследуемая цель осознана и которая контролируется по ходу разворачивающихся событий.

Она протекает на фоне более или менее отчетливых ожиданий предполагаемого результата деятельности. Наиболее явно эти ожидания выступают в волевых действиях, но они могут про-
слеживаться и в импульсивных реакциях. "Даже когда волевые действия автоматизируются до уровня навыков, ожидания продолжают имплицитно играть свою роль в регуляции активности, что сразу же становится очевидным при нарушении протекания автоматизма". Категория "мотив" в толковании Хекхаузена включает в себя такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление. Каждое из этих понятий указывает на динамический момент направленности активности, на ценностное отношение, на цель, к которой стремится индивид, и на используемые им средства достижения этой цели. Если исходить из понимания мотива как желаемой цели, то нужно иметь в виду следующие основные проблемы психологии мотивации: содержательная классификация мотивов, проблема развития и трансформации мотивов в разные возрастные промежутки, индивидуальные различия мотивационной направленности, ситуативная обусловленность актуальности тех или иных мотиваций с учетом общей структуры устоявшейся иерархии мотивов индивида, мотивация как процесс выбора действий, а также совокупность многочисленных переменных, входящих в структуру мотива. В процессе разработки мотивационного теста X. Хекхаузен опирался на концепцию Дж.

Аткинсона и Д. Макклелланда, согласно которой все сложное многообразие мотивационной сферы можно свести к двум основным структурным компонентам: мотивация, направленная на достижение успеха, и мотивация, связанная с избеганием неудачи.
В качестве стимульного материала, провоцирующего обследуемого неосознанно обнаружить силу и направленность своей мотивационной сферы, Хекхаузен использует б картинок (см. вклейку), отличающихся от картинок теста ТА Г в основном тем, что на них изображены фрагменты служебно-производственных ситуаций. По созданным обследуемым лицом сюжетам с помощью описанного ниже "ключа" выделяются те основные позиции (признаки), простой подсчет которых позволяет вычислить и сопоставить два ведущих мотива, направленных на достижение цели и на избегание неудачи.
Модификации этого метода, предложенные Е. А. Калининым и В. Г. Норакидзе, с 1972 г. используются как при индивидуальном, так и при групповом тестировании Каждому обследуемому выдается листок с напечатанными вопросами:
1. Что здесь происходит и кто эти люди?
2. Как возникла эта ситуация, что произошло перед этим*?
3. О чем думает каждый изображенный на картинке человек, чего каждый из них хочет?
4. Что произойдет дальше, чем все закончится0


Каждая картинка может экспонироваться на экране в виде диапозитива. Инструкция, которую необходимо дать обследуемым до начала исследования, звучит так: "Это тест для исследования фантазии и способности к воображению. Вам будут последовательно предъявляться картинки. В вашем распоряжении немного времени для того, чтобы рассмотреть изображение, и затем пять-десять минут для того, чтобы составить по нему историю. Перед вами лежит двойной тетрадный лист, по полстраницы для сочинения рассказа по каждой из 6 картинок.

Если потребуется больше бумаги, вы можете использовать дополнительные листы. Каждый раз ставятся те же 4 вопроса. Они должны помочь вам в кратчайшее время объединить все существующие части в полную историю: опишите, какова ситуация на картине, что здесь происходит, кто эти люди; как возникла эта ситуация, что произошло перед этим; о чем думает каждый изображенный на картинке человек чего он хочет, что произойдет дальше, чем все это закончится.

Старайтесь затратить на каждую картинку не более 10 минут.
В этом тесте нет правильных или неправильных ответов. Вы можете совершенно свободно придумать любую историю, какая Вам придет в голову. Рассказов может быть более одного на каждую картинку. Постарайтесь составить истории так, чтобы они были по возможности живыми и интересными. Не описывайте просто так то, что изображено на картинке.

Сочините историю. Работайте как можно быстрее, чтобы уложиться по времени. Помните: речь не идет о красивом стиле или о чистописании. Если Вы сделаете ошибку, то просто перечеркните ее и пишите дальше.

Если Вам требуется больше места, то используйте обратную сторону листа".
Тестирование следует проводить в комнате, где нет посторонних людей и испытуемый чувствует себя свободно.
Каждый рассказ испытуемого обрабатывается отдельно с помощью "ключа", помогающего расшифровке текста; выделяются категории мотивации достижения успеха (обозначается как ОУ
ожидание успеха) и категории мотивации избегания неудачи (обозначается как ОН - ожидание неуспеха). Затем подсчитывается количество упоминаний этих категорий по каждому виду мотивации: вначале для отдельных рассказов, затем по всему эксперимент}' в целом. Общее количество упоминания категорий по каждому из видов мотивации свидетельствует о степени ее интенсивности.

Каждое упоминание количественно приравнивается к одному баллу.
Опыт работы с методикой показал, что средний уровень выраженности интенсивности мотивации достижения составляет 12 баллов, а мотивации избегания неудачи 6. то есть их соотношение в среднем выражается как 2:1. Помимо количественной обработки производится и это очень важно содержательная интерпретация рассказа.
Здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты:
тематический комплекс:
наличие потребности достижения успеха или избегания неудачи;
детерминанта деятельности достижения надежда на успех либо ожидание неуспеха;
перспективы удовлетворения потребностей;
препятствия для удовлетворения потребностей (внутренние и внешние);
отношение к преодолению препятствий (активное и пассивное);
средства преодоления;
наличие других потребностей.
Рассказы, составляемые испытуемыми, почти всегда содержат гораздо больше информации, нежели позволяет выделить предлагаемый ключ. Для более полной характеристики мотивационно-по-требностной сферы испытуемого целесообразно использовать разработки по анализу материалов Тематического апперцептивного теста Мюррея. По результатам всех шести рассказов составляется общее заключение об особенностях мотивации достижения испытуемого.
Обращается внимание на то. как количественно выражены и соотносятся мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. Раскрывается сфера достижения. Описываются перспективы удовлетворения потребностей, препятствия, которые стоят на пути
их удовлетворения, причины блокировки потребностей, средства преодоления неуспеха. Далее раскрываются особенности связи мотивации достижения с другими потребностями личности (дружбы, помощи другим, поддержки, игры, удовольствия и пр.).
Разумеется, краткие рекомендации не исчерпывают многообразия форм анализа материала, поэтому следует подходить к интерпретации творчески, с ориентировкой на конкретную ситуацию и цели проводимого исследования.
В ключах для оценки показателей теста используются краткие обозначения, отражающие сущность феноменов.
Ключ для выявления "надежды на успех" ("НУ") включает в себя следующие категории.
1. Потребность в достижении и успехе ("ПУ"). "ПУ" учитывается тогда, когда человек ставит перед собой положительно сформулированную цель достижения или выполнения определенной работы. Желание и надежда, направленные на достижение цели, связаны они с каким-либо качеством или нет, учитываются как "В". Когда желания или надежды относятся к обстоятельствам, лежащим вне сферы влияния и действий желающего, засчитывается не "ПУ".



Содержание раздела