Истинная натура женщины


Но это продолжается до тех пор, пока не проявляется истинная натура женщины, которая решительно протестует против лжи истерического отрицания. Если этот
"chos nerveux", эта психическая "trauma" является испугом действительно асек-суального характера, то тем самым лучше всего доказывается вся слабость и неустойчивость усвоенного "я", которое исчезает и, таким образом, дает возможность проявиться истинной природе.
Появление последней и есть именно та, "противоволя" Фрейда которая ощущается, как нечто совершенно чуждое. От этой "противоволи" больная хочет спастись, прибегнув к помощи ложного "я", которое в теперешнем состоянии превратилось в нечто дряхлое и хрупкое.
Больная всячески стремиться оттеснить эту "противоволю" Прежде внешнее принуждение, в котором истеричка
видела свой долг изгнало истинную природу ее из сферы сознания, прокляло и заковало ее в цепи. Теперь же женщина стремиться спастись от освободившихся рвущихся наружу сил, спастись бегством в ту систему усвоенных ею принципов,
с помощью которой она надеется уничтожить и свергнуть с себя действие непривычных искушений. Но эта система уже, во всяком случае, потеряла свое
исключительное господство. Это "чужеродное тело в сознании", это "дурное я" составляет на самом деле ее истинную женскую природу, в то время как то, что она считает своим истинным "я", является личностью, которая сложилась под
влиянием всех чуждых ей элементов. "Чужеродное тело" есть не что иное, как сексуальность которой женщина не признает и от которой она всячески
открещивается. Но она уже не в состоянии сдерживать эту сексуальность, как
прежде, когда все ее влечения без борьбы и навсегда отступали под напором внедрявшейся в нее нравственности.
Правда, половые представления, подавляемые с крайним напряжением, могут вызвать в ней самые разнообразные чувства.
Этим объясняется тот неустойчивый характер болезни, перескакивания из одной фазы в другую, тот подражательный, непостоянный элемент в ней, который так затрудняет симптоматическое определение истерии.
Но никакие превращения не в состоянии уничтожить основное влечение.
Оно стремиться проявиться наружу и не исчерпывается ни в одном из упомянутых моментов.
Неспособность женщин к истине обусловливает их лживость. Для меня, в частности, это положение является результатом отсутствия у нее свободной воли к истине, так как я придерживаюсь точки зрения кантовского индетерминизма. Кому приходилось вести знакомство с женщинами, тот отлично
знает, как часто они приводят ложные мотивы для оправдания своих внутренних слов и поступков, стоит их только внезапно притянуть и решительно заставить их держать ответ, и они не затруднятся в выборе тех или иных оправданий.
Отсюда несомненно вытекает, что именно истерички педантично (но не без известной демонстративной умышленности перед чужими) избегают всякой лжи, но именно в этом, как это и ни парадоксально, заключается их лживость.
Они не отдают себе отчета в том, что требование истины проникало и постепенно пускало в них корни, шедшие из внешней среды.
Они рабски приняли критерии нравственности и при каждом удобном случае дают, подобно верному рабу, понять, как неуклонно они соблюдают их.
Нередко приходится слышать, что о ком-нибудь творят, что он очень порядочный человек. Но такая аттестация всегда кажется весьма подозрительной. Следует полагать, что такой человек
сам постарался о том, чтобы все знали о его высокой порядочности, и часто держат пари, что в тайне души он - прохвост. Если врачи очень часто (и вполне искренне) говорят о высокой нравственности своих пациенток, то от
этого наше доверие к истинности истерической нравственности ничуть не увеличивается. Я повторяю: истерички симулируют не сознательно.
Только под влиянием внушения они могут вполне сознать, что все происшедшее являлось одной только симуляцией, и в этом заключается весь смысл их "признания" в притворстве. В общем они глубоко верят в свою искренность и нравственность. Страдания,
которые причиняют им нестерпимые муки, не являются плодом их воображения. Напротив, тот факт, что они их действительно чувствуют и что симптомы эти



исчезают только с появлением брейеровской "katharsis", которая путем гипноза постепенно приводит их к познанию истинных причин болезни, этот факт служит доказательством органического характера их лживости. Даже обвинения, которые склонны возводить на себя истерички, в корне своем представляют собою то же притворство.
Если какие-нибудь незначительные проступки вызывают в нас то же чувство вины, что и крупные преступления, то следует признать подобное чувство недостаточно развитым. Если бы у истерических сам о истязателей была определенная мера нравственности в себе
и вне себя, то они были бы тогда немного разборчивее в обвинениях, возводимых на себя, они тогда отличали бы простое упущение от серьезного проступка в том смысле, что чувство виновности в том и другом случае обладало бы неодинаковой интенсивностью. Решающим показателем бессознательной лживости их самоупреков является
манера всех истеричек рассказывать другим, как они дурны, сколько грехов они совершили, и к тому же еще спрашивают, не являются ли они совершенно погибшими существами. Кого действительно мучат угрызения совести, тот не
будет так говорить. Это глубокое заблуждение, в которое впали особенно
Брейер и Фрейд, говоря, что только истерички являются высоко нравственными людьми.
Дело в том, что именно они гораздо полнее других восприняли в себе нравственность, которая первоначально была им совершенно чужда. Они рабски подчиняются этому кодексу, не подвергая его самостоятельному испытанию, не
взвешивая в дальнейшем никаких частностей. Это очень легко может создать
впечатление строго нравственного ригоризма, однако это крайне безнравственно, так как представляет собою высшую степень гетерономии.
Истеричные женщины ближе всего соответствуют бытовым целям социальной этики, для которой ложь едва ли является проступком, коль скоро она приносит пользу обществу и служит интересам развития рода.
Последователь подобной гетерономной этики более всего похож именно на истеричку. Истеричная женщина является пробирной палаткой этики социальной и этики повседневной жизни: как
со стороны генетической, так как нравственные предписания усвоены ею извне, так и со стороны практической, ибо она всегда будет вызывать представление о себе, как об альтруистке. Ведь долг по отношению к другим для нее не есть
частный случай тех обязанностей, которые она несет по отношению к себе самой. Чем сильнее истерички верят в свою приверженность к истине, тем глубже сидит в них ложь. Их полная неспособность к собственной истине, к истине
относительно самих себя (истерички никогда не задумываются над собою и хотят только, чтобы другой думал о них, хотят его заинтересовать), видна уже из того, что истерички являются лучшими медиумами при всевозможных гипнозах. Кто дает себя загипнотизировать, тот делает самый безнравственный из всех поступков, какие себе можно только представить.
Он отдает себя в полнейшее рабство: он отказывается от своей воли, своего сознания. Другой, совершенно
посторонний человек, приобретает над ним неограниченную власть, благодаря которой он в состоянии вызвать в гипнотизируемом объекте то сознание, какое ему заблагорассудится. Таким образом гипноз дает нам доказательство того, насколько возможность истины зависит от хотения, но непременно собственного,
истины. Человек, которому внушили что-нибудь в гипнотическом состоянии, исполняет это уже при бодрствующем сознании, но тут же на вопрос о причинах
такого действия, он подыскивает какой-нибудь мотив для обоснования своих поступков.
Не только перед другими, но и перед собою он оправдывает свой образ действий различными беспочвенными доводами, схваченными на лету. Тут
мы имеем, так сказать, экспериментальное подтверждение кантовской этики. Если бы загипнотизированный был лишен одних только воспоминаний, то его непременно испугал бы один тот факт, что он знает, что совершает нечто. Но он без особенного затруднения придумывает какой-нибудь мотив, который,
конечно, не имеет ничего общего с истинной причиной его поступков. Он отказался от собственного хотения, а потому и потерял способность к истине. Все женщины поддаются действию гипноза и хотят этого. Легче же всего
гипнотизировать истеричек. Даже память об определенных явлениях их собственной жизни, можно вытравить, уничтожить одним только внушением, что
бы они ничего больше не знали об этом. То, что Брейер называет "абреагированием" психических конфликтов у загипнотизированного больного, дает неопровержимое доказательство того, что чувство виновности было у него не собственное. Кто хоть один раз серьезно чувствовал себя виновным, тот не может так легко, как истерички,
освободиться от этого чувства под влиянием доводов чужого человека.



Содержание раздела