Монетаристские рецепты


Монетаристские рецепты используются в сочетании с другими методами, например, со стимулированием производства, снижением налогов, установлением фиксированного курса национальной валюты, регулированием цен и доходов, сокращением (а не безусловной ликвидацией) государственного бюджета.

Литература
Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Гл. 10.
Бункина М.К. Монетаризм. – М.: АО ДИС, 1994.
Долан Э.Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – СПб.: СПб. Оркестр, 1994. – Гл.

14-17.
Фридмен М. Количественная теория денег. – М.: Эльф пресс, 1996.
Усоскин В.М. Денежный мир Милтона Фрндмена. – М.: Мысль, 1989. – Гл. 2, 3.

68. В чем состоят монетаристские рецепты регулирования инфляции?
Согласно менетаристской теории основная причина инфляции связана с избытком денежной массы: много денег – мало товаров. Этот избыток обычно образуется при проведении политики денежного стимулирования совокупного спроса. В результате деньги перестают играть роль инструмента рыночного регулирования.
Чтобы перекрыть каналы, порождающие инфляцию, монетаристы предлагают:


  • строго контролировать рост денежного обращения;








– проводить стабильную фискальную политику;
– обеспечить бюджетное равновесие. Устранить дефицит государственного бюджета, ибо он служит источником инфляции и неоправданного вмешательства государства в рыночный механизм;
– использовать в некоторых случаях методы неожиданного воздействия на экономическую ситуацию (например, метод шоковой терапии).
Основной принцип монетаристской политики – достижение стабильных темпов прироста денежной массы, что на основе рыночного саморегулирования призвано обеспечить рост производства и высокую занятость. Приверженцы монетаризма исходят из того, что единственным источником инфляции служит рост денежной массы, а нулевая инфляция является безусловной и определяющей целью экономической политики. Экономическая практика свидетельствует о неправомерности применения теоретических схем, в том числе монетаристских.

Литература
Бункина М.К. Монетаризм. – М.: АО ДИС, 1994.
Долан Э.Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – СПб.: СПб – Оркестр, 1994. – Гл. 16, 20.
Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. – М.: МП ТПО Квадрат, 1991. -Лекции 7, 8.
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. VII.


Солодков В. М. Экономическая теория Милтона Фридмена // США: экономика, политика, идеология. 1992. № 6.
Фридмен М. Количественная теория денег. – М.: Эльф пресс, 1996. Усоскин В. М. Денежный мир Мнлтона Фридмена. – М.: Мысль, 1989. – Гл.4.
69- Поясните смысл кривой и эффекта А. Лаффера.
Обосновывая предложения по снижению налоговых ставок, авторы теории предложения опираются на так называемый эффект Лаффера и его графическое выражение в виде кривой.
— Кривая и эффект Лаффера получили свое наименование по имени американского




Солодков В.М. Экономическая теория Милтона Фридмена // США:экономика, политика, идеология. 1992. № 6.

Фридмен М. Количественная теория денег. – М.: Мысль, 1989. – Гл. 4.

69. Поясните смысл кривой и эффекта А. Лаффера.
Обосновывая предложения по снижению налоговых ставок, авторы теории предложения на так называемый эффект Лаффера и его графическое выражение в виде кривой.
Кривая и эффект Лаффера получили свое наименование по имени американского экономиста, обосновавшего идею о специфической зависимости между величиной налоговых ставок и размерами налоговых поступлений (рис. 15).



Налоговые ставки

Рис. 15. Кривая Лаффера

При разных налоговых ставках (высоких Хb) и низких (Ха) объем налоговых поступлений и доходов бюджета (Xab) может быть одинаковым. В таком случае целесообразнее отказаться от чрезмерно высоких ставок и перейти на более низкие. Это усилит стимулирование и в перспективе расширит налоговую базу.

Можно предположить, что через некоторое время потери налогов будут возмещены.
Таково теоретическое обоснование, согласно которому желательно устанавливать налоговые ставки на уровне Хa,, а не Хb,, т.е. на более низком уровне.


Существо рассмотренной на графике взаимосвязи ставок и поступлений налогов может быть выражено в виде двух основных положений:
– снижение налоговых ставок обладает стимулирующим воздействием на производство;
– хотя уменьшение налоговых ставок приведет к сокращению объема бюджетных доходов, это сокращение носит временный характер.
Кривая Лаффера демонстрирует стимулирующий эффект снижения налогов. Уменьшение налогового бремени ведет к увеличению сбережений, к росту инвестиций и занятости. В итоге произойдет рост производства и доходов, вследствие чего увеличится объем налоговых поступлений в бюджет.
Для получения ожидаемого эффекта следует снизить налоговые ставки, прежде всего на доходы и прибыли корпораций.
Практика показала, что реакция различных групп населения на снижение налоговых ставок неодинакова. Наиболее активно на снижение налогов реагируют высокооплачиваемые слои населения – менеджеры, директора фирм, квалифицированные рабочие.
Рекомендации авторов экономики предложения нашли отражение в экономической политике американской администрации, получившей название рейганомика. Налоговая реформа Рейгана (1981 г.) имела стимулирующий эффект, но привела к значительному росту государственного долга.

Литература
Балацкий Е. Точки Лаффера и их количественные оценки // МЭиМО 1997 № 12.
Балацкий Е. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической деятельности // МЭиМО. 1997. № 11.
Миллер О. Теория предложения и налоговая политика в США // МЭиМО 1989. № 7.
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Владос 1997. – Гл. 17.

70. Какие выводы следуют из теории рациональных ожиданий?
Теория рациональных ожиданий – это теория, рассматривающая реакцию участников экономической деятельности на изменения конъюнктуры, на меры экономической политики. В отличие от адаптивных рациональные ожидания опираются не только на опыт прошлого, но и на прогнозирование, оценку предстоящих событий.
Сторонники этой теории исходят из того, что экономические субъекты не склонны пассивно ожидать изменений экономического курса. Опираясь на обширную информацию, они предугадывают вероятные последствия денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики; принимают рациональные решения, способные уравновесить действия государственных структур. Предприниматели и население не просто экстраполируют процессы и тенденции, а стремятся постичь существо и логику тех, кто осуществляет регулирование экономики.
Сторонники теории рациональных ожиданий придерживаются взглядов, во многом сходных с концепцией монетаристов. Вмешательство государства в экономическую жизнь считают неприемлемым не только в долгосрочном, но и в краткосрочном плане. По их мнению, крупные фирмы располагают достаточно полной информацией и быстро реагируют на принимаемые сверху решения.

Фирмы способны не только прогнозировать экономическую погоду, но и предвидеть вероятные действия правящих кругов. Денежная подкачка спроса приводит не к росту производства, а к инфляционному всплеску цен.
Как и М. Фридмен, Роберт Лукас (один из ведущих теоретиков рациональный ожиданий, лауреат Нобелевской премии, 1995 г.) и его сторонники исходят из того, что рыночная эконоTика сама способна восстанавливать нарушенное равновесие. Цены достаточно гибки и подвижны. Их колебания происходят на уровне фирм. На макроуровне цены выравниваются.

Вмешательство государства лишь нарушает процесс рыночного саморегулирования.
Чтобы обеспечить адекватную реакцию экономических агентов к переменам экономической политики, необходимо, чтобы они были заранее уведомлены об этих переменах и доверяли прогнозам и оценкам государственных структур.
Проблема учета рациональных ожиданий – это проблема действенности экономической политики, ее способность влиять на ход экономических событий.

Литература
Агапова Т., Серегина С. Концепция рациональных ожиданий и эффективность макроэкономической политики // Российский экономический журнал. 1996. – № 10.
Автономов В. Рыночное поведение: рациональность и этические аспекты // МЭиМО. 1997. № 12.
Менкmю Н. Г. Макроэкономика. – М/: Изд-во МГУ, 1994. – Гл. 11,15.
Розмаинский И.В. Конвенциальная теория ожиданий: вызов теории рациональных ожиданий // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер.

5. Экономика. 1996. Вып.

2 (№ 12).
Рузавин Г. Самоорганизация и организация экономики и поиск новой парадигмы экономической науки // Вопросы экономики. 1993. № 11.
Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – Гл. 28.
Шверн Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. 1997. № 7.
Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1996. № 5.

Интересные записи



Содержание раздела