Эпилог


В основном пожилые люди не живут в каких-либо специальных заведениях, большинство из них здоровы, имеют достаточный доход, чтобы иметь возможность жить на него, жить в подходящих домах, жить с кем-либо еще, они не одиноки и вовлечены в сексуальную активность.
Эрик Эрнксон предполагал, что старые люди, которые сумели ясно понять, кто они есть, не относятся к смерти как к конечной черте. Тем не менее пожилые люди, которые не смогли этого сделать, могут ожесточиться и впасть в депрессию из-за того, что осталось слишком мало времени на поиски самих себя.
Роберг Хевигхерст описал шесть задач развития пожилого возраста: адаптация к уменьшению физических возможностей, увольнение на пенсию и снижение дохода, смерть супруга, присоединение себя к своей возрастной группе, выполнение социальных и гражданских обязанностей и организация удовлетворительного жизненного окружения.
Старость приносит с собой потенциал для позитивного изменения. Внуки и внучки становятся источниками радости. Кроме того, свободное время, которое есть у многих пожилых людей, можно использовать для того, чтобы реализовать ранее отложенные интересы.
Выход на пенсию требует адаптации, что часто вызывает стресс. Это может привести к размышлениям о своей ценности, разлуке с товарищами по работе и тоске по ощущению своей необходимости. Тем не менее выход на пенсию можно воспринимать позитивно и с удовольствием использовать появившееся свободное дополнительное время.
Национальиый институт душевного здоровья (The National Institute of Mental Health) описал четыре фактора приспособления к выходу на пенсию: приверженность, уединенность, изменение активности и изменение потребностей.
Люди, осуществляющие уход за другими, помогают жить тем, у кого есть трудности в исполнении повседневных хозяйственных работ. Те, кто ухаживает, чаще являются женщинами, в основном дочерями и женами тех, о ком они заботятся.
Забота о пожилых людях имеет потенциально негативное влияние на работающих людей и на организации, в которых они работают, в виде опозданий, пропусков работы и снижения концентрации внимания. Поэтому многие организации обеспечивают уход за пожилыми людьми (подобно уходу за детьми) либо предоставляют неоплачиваемые отпуска для сотрудников, которые рсаживают за пожилыми родственниками.
Горе можно описать как процесс, состоящий из трех стадий. Первая стадия длится от одного до трех дней и включает в себя шок, отрицание и отказ верить в утрату. Вторая стадия максимально нарастает в промежутке от второй до четвертой недель и длится до одного года.

Она включает в себя болезненную тоску, образ умершего в душе, потерю аппетита, слезливость и нарушения сна. Третья стадия возникает в течение года после смерти и включает б себя чувство завершения, уменьшение эпизодов печали и возврат к повседневной деятельности.
Обнаружено, что смерть супруга является причиной нарушений здоровья и даже смерти партнера, который остался жить. Недостаток социальной поддержки обостряющий фактор в этих случаях. Предполагается, что действует физиологический механизм подавления лимфоцитной стимуляции, снижающий эффективность иммунной системы.
Эпилог
Кто-то рассказывал мне о человеке, который однажды вечером пришел домой, держа в руках руль семейной машины, с растрепанными волосами и одеждой, обсыпанный осколками ветрового стекла и пропахший машинным маслом, который со слабой, равнодушной улыбкой сказал ожидавшей его жене: "Ну, по крайней мере, ты не потратишь впустую время в среду на мойке машины".
Если бы мы только смогли принять такую установку по отношению к будущему и тем стрессорам, которые оно принесет! Элвин Тоффлер написал о природе будущего свою классическую книгу "Шок будущего" (Future Shock) [1]. Он изобразил те быстрые и ощущаемые везде изменения, которые мы совершаем.

Как мы успели понять, такие изменения обладают потенциалом создавать стрессовый ответ, то есть, по сути, они являются стрессорами.
Знания, касающиеся дня сегодняшнего, зачастую вводят в заблуждение относительно дня завтрашнего. Например, большинство из нас выучили и верят в то, что параллельные линии никогда не пересекаются, однако сегодня физики говорят нам, что где-то в бесконечности они все-таки пересекаются. Мы знали, что яйца и печень здоровые продукты и их следует есть чаще, но некоторые кардиологи теперь полагают, что яйца и ливер содержат слишком много холестерина, и рекомендуют нам ограничить себя в употреблении этих продуктов. Знания расширяются экспоненциально, и новые знания нередко замещают старые. Такое положение приводит в замешательство во что же верить?



Это ведет к фрустрации, которая, в свою очередь, нередко провоцирует заболевания, в том числе и рак. Как же нам жить в мире, который так переполнен научными знаниями и технологиями, которые могут нас уничтожить, стоит лишь нажать несколько кнопок? Ну, по крайней мере, мы не потратим понапрасну время в среду на мойку машины.
В своем бестселлере "Третья волна* [2] (The Third Wave) Тоффлер продолжил описание меняющегося общества, сосредоточившись на влиянии науки и технологии на нашу повседневную жизнь. Я вспомнил очерчивание Тоффлером эффектов, которые оказывают на нас новые формы коммуникации и компьютеров (например, мы можем обладать магазином, банком и рабочим местом на терминале компьютера у себя дома), когда я читал об эксперименте, имевшем место во время футбольного матча. "Рейсин Гладиагор"с играли против "Колумбус Метрос" в полупрофессиональном футбольном матче в далеком июле 1980 года. Сеть кабельного телевидения, которая транслировала эту игру, позволяла своим клиентам общаться в режиме он-лайн, нажимая клавиши на ручном пульте управления у себя дома, и более 5000 зрителей этим воспользовались.

Перед каждой игрой зрители голосовали за результаты следующей игры, на которые они хотели сориентировать команду своего города "Метрос". Через десять секунд ответы подсчи-тывались и высвечивались на экране на стадионе, невидимые игрокам, и результаты голосования сообщались полузащитнику. "Метрос" проиграли со счетом
7:10, но их тренер сказал, что он, похоже, не мог бы вспомнить лучших игр. "Временами они были не похожи на самих себя".
Если мы собираемся выжить и процветать в быстро меняющемся обществе, нам стоит лучше научиться справляться со стрессом, сопровождающим этот процесс. Мы должны устранить ненужные стрессоры и найти положительные аспекты в полезных, рутинных и стабильных отношениях и деятельности. Нам нужно укрепить свои семьи, наполнить работу смыслом и удовольствием и организовать время досуга, чтобы чувствовать себя веселыми и отдохнувшими. Более того, нам необходимо воспринимать те жизненные ситуации, которые мы не можем изменить, как менее угрожающие и несущие тревогу.

Это включает восприятие себя как заслуживающих внимания, веру в то, что мы можем контролировать многие события и последствия в своей жизни и отношение к жизненным испытаниям скорее как к вызовам и опыту, благодаря которому мы растем, чем как к язвам, которых надо избегать.
К этим рекомендациям следует добавить регулярную практику релаксации и физических упражнений. Навыки релаксации способствуют формированию "резервуара релаксации", к которому мы можем прибегнуть, когда наша жизнь наполняется стрессом. Эти навыки также служат для вмешательства в жизненные ситуации, которые мы воспринимаем как несущие напряжение и последующие болезни и недуги посредством снижения физиологической активности, которую вызывают стрессоры.
В надежде, что эта книга внесла свой вклад в вашу способность справляться со стрессом, я оставляю вас со следующей мыслью, которая многое значит для меня, и я надеюсь, что она будет значимой и для вас. Бы легко ее запомните:
Я ворчал, что у меня нет ботинок. Пока не повстречал человека без ног.



Содержание раздела