Любите сам процесс


Вместо того чтобы корпеть над новыми головоломками, все стараются побить свой предыдущий рекорд быстроты решения задач известного типа. Благодаря программе Кумона студенты постоянно пребывают на гребне. Они вырабатывают скорость и упорство в работе, но делают это в собственном темпе - согласно своим способностям. Обычно студенты, изучая курс математики, чтобы не отстать от товарищей, не освоив до конца одной темы вынуждены переходить к следующей. Такая ситуация напоминает строительство сооружения на неустойчивом фундаменте. Чем выше требования к студенту, тем более беспокойным он становится, а его жизнь с каждым днем все больше напоминает многоэтажное шаткое здание.
Механизм обратной связи постепенно рушится. Преобладает тревожное состояние. Оказаться на гребне волны становится невозможным.
Студенты, обучающиеся математике по методу Кумона, напротив, никогда не приступают к решению задач по следующей теме, пока не научатся быстро и в совершенстве решать задачи предыдущей. Они подходят к каждому новому уроку почти с прокурорской уверенностью, что свидетельствует о настоящем мастерстве.
14.5.4. Любите сам процесс.
Во время работы над Фантазией Уолт Дисней обратился к своим мультипликаторам со словами: Это не просто мультфильмы - это целый мир, который нужно завоевать. Мультипликация для Диснея была больше, чем просто сфера шоу-бизнеса. Он верил, что удивительная страна движущихся картинок когда-нибудь расширит выражение человеческих чувств настолько, что мы сможем по собственному желанию воплощать свои самые невероятные идеи.

То, что я вижу впереди, слишком туманно, чтобы его оWисывать, - сказал как-то Дисней о будущем индустрии развлечений, - но выглядит это как нечто огромное и сверкающее.
Сегодня предвидение Диснея уже воплощается при помощи специальных эффектов, основанных на использовании цифровых устройств. Эти технические достижения появились только через тридцать лет после его слов - и, к сожалению, он не застал их. Подобно Моисею, Дисней провел свою жизнь в пути к Земле Обетованной, которую ему так и не довелось увидеть.

Но стоит ли его жалеть? По мнению самого Диснея, нет. Пока он был жив, он с неповторимым изяществом принимал все правила смертельной игры.
Дисней говорил: Мы, последние из первопроходцев, кто не доживет до того момента, когда можно будет увидеть реализованным будущее, о котором мы мечтаем. Наше счастье - в работе по созданию фундамента этого будущего. Как и у других гениев, для Диснея главное удовольствие заключалось в самом процессе работы.

Выдающиеся результаты обеспечивались в основном кропотливым трудом, который он так любил.
14.6. Небольшое преимущество.
Джефф Олсон, президент People’s Network (TPN) (это быстро растущая сеть спутникового телевидения, специализирующаяся на программах по самоусовершенствованию), основанной в Ирвинге, штат Техас, в журнале Success так описывает одну, на его взгляд, наиважнейшую составляющую успеха, которую он называет небольшим преимуществом:
У победителей есть только одно преимущество перед другими. Очень небольшое. Отличие успеха от неудачи часто заключено в повседневных простых действиях, которые так же легко выполнить, как и не выполнить...

Это-то преимущество всегда и срабатывает - или за тебя, или против тебя.
Через какое-то время, - замечает Олсон, - наши незаметные повседневные привычки приводят к гигантским достижениям или... гигантским провалам. Он уподобляет этот процесс распусканию цветков гиацинта, число которых ежедневно удваивается. Через пятнадцать дней в водоеме будет дрейфовать, правда, крохотный, но уже куст гиацинтов.

На двадцать девятый день уже половина пруда будет покрыта цветами.
А на тридцатый день, - восклицает Олсон, - пруд превратится в один огромный гиацинт!
14.6.1. Небольшое преимущество Эйнштейна.
Не сумев получить работы в научном учреждении, Эйнштейн устроился на непритязательное место инспектора в патентном бюро. Он мог бы легко впасть в уныние и депрессию - бывавшие в те годы у него дома ужасались его нищете.
Дверь квартиры была открыта, - писал Дэвид Рейхинштейн, бывший преподаватель Эйнштейна, - чтобы просохли вымытые полы в прихожей. Я зашел в комнату. Эйнштейн пребывал в спокойном философском настроении. Одной рукой он качал ребенка в коляске - в другой держал открытую книгу.



Во рту его дымилась сигара весьма скверного табака.

Печь ужасно коптила. Как он мог выносить все это?
В таких условиях Эйнштейну ничего не стоило отложить свои занятия физикой: у него бы был повод ежедневно успокаивать угрызения своей совести. Он мог повторять: Сейчас много неотложных дел. Я вернусь к своим занятиям завтра.

И через несколько лет подобного промедления Эйнштейну уже не понадобились бы оправдания. Проблема природы светового луча была бы окончательно забыта.
Но этого не случилось. У Альберта Эйнштейна было небольшое преимущество - он любил физику. Он получал от занятий такое удовольствие, что, несмотря на массу забот, ежедневно находил время, чтобы удовлетворять свою страсть.
За десять лет одинокий гиацинт научного эксперимента Эйнштейна разросся и заполонил весь пруд. Для самого ученого явилось полной неожиданностью, когда годы его терпеливого труда внезапно взорвались громкими заголовками газет всего мира. По его собственному мнению, он просто каждый день посвящал немного времени своему хобби.
14.7. Самоцель.
Доктор Шикшентмихали сказал бы, что занятия физикой для Эйнштейна были самоцелью. Слово autotelic состоит из греческих корней auto - сам и telos - цель. Самоцель - цель сама по себе.

Другими словами, мы действуем не в надежде добиться результата в будущем, а ради получения удовольствия от самого процесса достижения.
Стремление к высоким должностям или званиям - недостаточный стимул для научных исследований. Только когда постижение знаний - самоцель, у вас появится и терпение и желание овладеть предметом так же, как Эйнштейн мастерски владел физикой, Моцарт - музыкой, Дисней - мультипликацией.
14.7.1. Решать вам.
Как вам удастся научиться получать наслаждение от своей работы - ваше глубоко личное дело. Каждый из нас должен найти свой собственный способ превратить работу в удовольствие. Нет единого метода, подходящего для всех.

Для многих людей, как, например, для меня, запоминание наизусть - настоящая мука. А для моего соавтора Ричарда По оно оказалось самоцелью.
Потратив пять лет на изучение латыни в средней школе и колледже, Ричард долго расстраивался, что неважно освоил этот мертвый язык. В конце концов он решил отработать произношение, запVминая длинные тексты на латыни. За несколько месяцев Ричард выучил наизусть первую главу Библии.
В отличие от многочисленных предыдущих проектов самосовершенствования, за которые он с энтузиазмом брался, но затем бросал из-за нехватки времени, с таким методом изучения латыни у него не возникло никаких проблем. Он мог взглянуть на строчку утром и весь день в свободные минуты повторять ее про себя.
Утомительное ожидание своей очереди в банке или поездка в переполненном вагоне метро стали для Ричарда прекрасной возможностью тренировки памяти. Раньше Ричард чувствовал себя бездельником, когда впустую тратил время в кровати, пытаясь уснуть, - теперь он мог упражняться и ночью, повторяя латинские рифмы.
Трудно сказать, овладел ли Ричард латынью благодаря именно этому методу, но факт остается фактом - изучение языка перестало быть для него работой. Цитирование наизусть сотен стихов на латыни - то есть постоянное сознание роста внутренней библиотеки - истинное наслаждение для Ричарда и достойная награда. К тому же он совершенно случайно наткнулся и на способ дисциплинировать свой разум.

Сейчас он тратит гораздо больше времени на умственные упражнения и гораздо меньше - на нудные и беспокойные занятия.

Если верить теории доктора Шикшентмихали, такая неустанная тренировка с годами должна существенно повысить сложность мыслительных процессов мистера По.
14.8. Метастратегия.
Многие читатели, несомненно, отнеслись к идее заучивания Священного Писания на латыни как к изощренной пытке. Что ж, каждый должен искать свой собственный путь. Я не могу сказать вам, каким будет ваш подход, но готов подсказать, как его найти.
Большинство методов, с которыми вы познакомились в этой книге, представляют из себя метастратегии - то есть каждая используется как плацдарм для разработки следующей. Мальчик, про которого я говорил в главе 1, используя метод заимствования гения, нашел для себя удивительно эффективный способ достижения успехов в игре в бейсбол.
В глубине подсознания таятся уникальные стратегии, которые позволяют ежедневно оттачивать способности, подчиненные левому полушарию мозга. Отыскать эти стратегии можно с помощью процесса, который я назвал созданием инструментов.
14.8.1. Принцип создания инструментов.
Фактически любой метод Проекта возрождения может использоваться как способ создания инструментов - как метастратегия. Ниже приведены пять прикладных программ, которые я нахожу наиболее эффективными. После того как мы в нашей группе создали инструменты, нас год за годом поражают появляющиеся как из рога изобилия все новые и новые методы процесса обучения.



Содержание раздела