Совесть


общаться с людьми, которые относятся к другим с чувством морального превосходства", "... встретиться с человеком, которого Вы не хотели бы видеть", "... прибегнуть к помощи людей, которые нуждаются в Вас меньше, чем Вы в них", "... оказаться в ситуации, когда часто приходится преодолевать раздражение", "... долгое время подчиняться приказам других". В первой выборке фактор "гордость, самолюбие" оказался расщепленным на два. В одном из них (II фактор, 12,6%) речь идет скорее о самолюбии (пойти в компанию, в которой Вы неприятны, публично отказаться от своих взглядов и т.д.), в другом (VIII фактор, 16,6%) - скорее о самолюбии-обидчивости (подавить незаслуженную обиду, смириться с отказом в просьбе, которая могла бы быть удовлетворена). У женщин выделился фактор, близкий по содержанию самолюбию-обидчивости первой выборки. (VI фактор, 8,7%). В него вошли со значимой нагрузкой три вопроса: "... подавить незаслуженную обиду", "... смолчать, когда с Вами поступают несправедливо", "... быть вежливым с неразумными, ограниченными людьми". Выделился также фактор (IX фактор, 6,63%), близкий по содержанию "гордости, самолюбию", представленный двумя вопросами со значимой нагрузкой: "прибегнуть к помощи людей, которые нуждаются в Вас меньше, чем Вы в них", "делать что-то в условиях, когда нет достаточного времени на обдумывание".
Совесть
Третий фактор в обеих смешанных выборках (10,8 и 11,48%) оказался в целом одинаковым по составу вопросов. В этих вопросах речь идет о поступках, противоречащих совести и нравственным идеалам человека. При этом в первой выборке объединенные в фактор вопросы больше акцентируют роль конкретных поступков, а во второй - противоречие абстрактному идеалу.

Так, в первой выборке этот фактор объединил 11 вопросов: "... отказать в помощи другому", "... нарушить данное другому обещание", "... совершить поступок, противоречащий Вашему идеалу человека", "... совершить поступок, который ставит под удар благосостояние других людей", "... солгать", "... оказаться тем, кому прислуживают", "... заставить людей делать то, чего они не хотят", "... сделать что-то, что противоречит тем качествам, которые Вы хотели бы у себя видеть", "... уделять гораздо меньше внимания детям", "... воспользоваться "запрещенными приемами" воздействия на своих знакомых", "... сделать что-то, противоречащее Вашим представлениям о смысле жизни". В результате факторизации второй выборки в этом факторе оказались 8 из 11 указанных вопросов, и кроме того: "... отказывать неприятному Вам человеку в помощи, в трудный для него момент", "... разглашать чужой секрет", "... сделать что-то, что не вяжется с Вашим мировоззрением". При этом во второй выборке максимальные факторные нагрузки получили вопросы, в которых речь шла о противоречии поступка "идеалу человека", "представлениям о смысле жизни", "мировоззрению". Таким образом, в сознании испытуемых бессовестный постуWок-это поступок антисоциальный и одновременно противоречащий идеалу "Я".

Знаменательно, что факторный анализ абсолютно однозначно различил ожидание негативных мнений как внешнюю социальную санкцию и совесть как личностную структуру, грозящую внутренними санкциями за безнравственный поступок (ср. вопросы, объединенные первым и третьим факторами).
У женщин также выделился фактор, отражающий роль совести как внутренней преграды (I фактор, 10,9%). В него вошли семь вопросов; при этом с наибольшими факторными нагрузками вошли вопросы, в которых в качестве преграды выступают высокие (и абстрактно сформулированные) идеалы (мировоззрение, представление о смысле жизни, идеал человека). Отметим, что в этот фактор вошел также вопрос "уделять гораздо меньше внимания детям". Последнее свидетельствует, что материнская забота входит в сферу идеальных представлений наших испытуемых.



Остальные вопросы этого фактора определяли конкретные ситуации, в которых совесть может оказаться преградой действию (солгать, поставить под удар благосостояние других людей, заставить других делать то, что они не хотят).
Робость
IV фактор (10,4%) первой выборки и II фактор (11,49%) второй выборки оказались практически идентичными по составу и последовательности вошедших в них вопросов и соответственно по интерпретации. В фактор объединились ситуации, требующие от человека активности в общении, а в качестве внутренней преграды выступала робость, застенчивость. Приведем эти вопросы по результатам второй факторизации: "... познакомиться с новыми людьми и понравиться им", "... произвести благоприятное впечатление на незнакомых людей", "... установить дружеские отношения со многими людьми", "развеселить людей", "начать разговор с незнакомым человеком", "совершить что-то, в результате чего Вы оказались в центре внимания", "... приспосабливаться к новым людям и новым условиям", "... оказаться в ситуации, требующей постоянно придумывать новые способы действия", "... повлиять на других так, чтобы они изменили о Вас свое мнение".
У женщин, взятых отдельно от мужчин, фактор "робость" не выделился, а соответствующие вопросы получили максимальные (но не достигающие значимого уровня) нагрузки по фактору VIII - "стыд". Таким образом, "робость" - это мужской фактор, а соответствующий женский - "стыдливость". Близкие по своим функциональным последствиям эти факторы, если они опираются на содержание объединенных ими вопросов, по-видимому, несколько различны по природе.

У мужчин, по-видимому, большое значение играет неуверенность в своих силах, в своей способности к социально смелому общению, у женщин - внутренние санкции (стыд) за "непристойное", т.е. излишне смелое поведение.
Слабоволие
В результате факторизации данных первой общей выборки выделился фактор (V фактор, 10,2%), предполагающий в качестве внутренней преграды слабость воли и способности к регуляции эмоциональных состояний. Вот эти вопросы: "... делать что-то, что потребует от Вас собранности и деловитости", "... придерживаться во всем безукоризненного порядка", "... делать что-то, что потребует сохранить ясность мысли в трудных ситуациях", "... сделать что-то, что потребует от Вас повышенной настойчивости и принципиальности", "... рассчитать Ваши действия на много шагов вперед", "... преодолеть грустное и мечтательное настроение", "... преодолеть плохое настроение и апатию", "... терпеть беспорядок", "... оказаться в ситуации, требующей постоянно придумывать новые способы действия", "... заниматься чем-то, что потребует безошибочности решения".
Факторизация данных второй выборки показала распадение этого фактора на два. Один из них (V фактор, 8,82%) объединил вопросы, которые содержали требование к организованности в деятельности (придерживаться во всем безукоризненного порядка, быть собранным и деловитым, сохранять ясность мысли в трудных ситуациях, проявлять повышенную настойчивость и принципиальность). Другой фактор (VIII фактор, 7,98%) охватил вопросы, подразумевающие наличие воли как условия преодоления сопротивления обстоятельств (в том числе и субъективных) действию: "... оказаться в ситуации, в которой постоянно не хватает времени на обдумывание", "... жить в месте, где тебя постоянно беспокоят", "... преодолеть плохое настроение и апатию", "... публично отстаивать свои взгляды", "... заниматься чем-то, что требует безошибочного решения", "... оказаться в ситуации, требующей вежливости с неразумными и ограниченными людьми".
У женщин фактор "слабоволие" оказался вторым по величине исчерпанной им общности (II фактор, 10,42%), включая одновременно и вопросы, касающиеся организованности, и вопросы, касающиеся преодоления внутреннего сопротивления.
Потребность в свободе и творчестве
В первой выборке выделился фактор (VI фактор, 9%), объединивший вопросы, в которых указывались ситуации ограничения личной свободы или свободы творчества. Потребность в такой свободе соответственно выступила как внутренняя преграда. Вот эти вопросы: "... подчиняться ряду устаревших правил", "... долгое время подчиняться приказам других", "... совершать нудную механическую работу", "... кому-то прислуживать", "... отказаться от своего хобби", "... сотрудничать с людьми, отказывающимися применять современные методы работы", "... оказаться в ситуации, при которой придется тратить впустую большую часть времени", "... сделать что-то, чему предшествуют долгие и скучные формальные операции", "... действовать в согласии с другими, а не по собственному разумению".

Этот же фактор выделился и при факторизации данных второй выборки (IX фактор, 7,18%), но с меньшим числом вопросов (4 вопроса).
На женской выборке выделился также фактор (VII фактор, 8,07%), объединивший четыре вопроса со значимой нагрузкой, из которых два указывали на бессовестные поступки (разглашать чужой секрет, выставлять другого смешным, поставить его в неловкое положение), а два других в качестве внутренней преграды предполагали потребность в творчестве и избежании рутины: "делать что-то, что требует нудных механических действий", "... работать с людьми, отказывающимися применять современные методы"). Эти вопросы объединились, по-видимому, по тому принципу, что "бессовестные" ситуации могут содержать в себе элемент нудности, рутинности, нетворческого отношения к жизни.



Содержание раздела