Затяжное приключение


Его можно разрешить в пространстве, т.е. используя ресурсы пространства. Пусть лампа светит ярко, но... только в сторону моря. Тогда шлюпка может в темноте наугад пройти дальше в море, о оттуда, ориентируясь по "маяку", вернуться на катер.

Подобное решение описано в повести Л.Соболева "Зеленый луч". В другой фантастической задаче о вездеходе N24 требовалось устранить истирание колес об алмазные пески. Ничто не может противостоять алмазу, кроме... самого алмаза.

В распоряжении космонавтов неисчерпаемый ресурс - алмазный песок. Остается подумать, как из того же песка изготовить защитное покрытие для колес. Например, можно намазать колеса клеем и проехать немного по песку.

Как только клей схватится, самое износостойкое покрытие в мире готово.
Кроме уже упоминавшихся вещественных, полевых, пространственных, полезными могут оказаться ресурсы времени (см. задачи на разрешение противоречий во времени) и информации.
В задаче N 31 для подачи сигнала SOS в будущее надо использовать какой-то вещественный ресурс, способный сохранить и сквозь века донести в будущее нужную информацию (ресурс времени). Таковыми могут быть произведения искусства, памятники архитектуры, книги, архивные документы и т.д. Однако существует противоречие: информация, содержащаяся в них, должна быть хорошо понятна людям будущего, и при этом совершенно не привлекать внимание людей начала XX века.
Следовательно, необходимо использовать какой-то информационный ресурс, способный замаскировать содержание сигнала. Так, в фантастическом романе А.Азимова "Конец вечности" хрононавт напечатал рекламу на фоне грозного атомного гриба, в то время еще никому неизвестном, а в архиве будущего сразу бросилось в глаза явное нарушение хронологии. В рассказе В.Журавлевой "Даешь хрононавтику" потерпевший в средневековье аварию написал картину, где на фоне часовой мастерской изобразил поломанный узел машины времени и часы с маятником, изобретенным много позже.
В задаче N30 содержится противоречие: в подвал надо спускаться два раза, чтобы за два включения надежно определить искомый выключатель, но по условиям задачи разрешен только один спуск. Задача легко решилась бы, если в подвале что-то запоминало результат первого включения и сообщило бы его при спуске в подвал после второго включения.
В нашем распоряжении только лампа. Следовательно, ИКР задачи таков: лампа САМА сохраняет информацию о первой попытке включения. Надо определить, какой ресурс лампы способен сохранить информацию до нашего прихода.

Свет? Нет, после выключения он исчезает. Остается тепло!
Тогда наше расследование должно происходить следующим образом: включаем и выключаем первый выключатель, затем включаем второй и спускаемся в подвал. Если лампа не горит и теплая, сработал первый. Если горит - второй.

А если не горит и холодная - остается третий.

Алмазные этюды: затяжное приключение


Представьте себе ощущения витязя из известной сказки, который в отчаянной схватке рубил трехглавому дракону одну голову за другой, а на месте каждой отрубленной вырастала новая. В подобной ситуации оказались "эвриканцы", когда принялись решать задачи А-1, А-2 и А-3. Решение каждой из них ставило новые проблемы, о которых сначала не подозревали.
Приключения мысли затянулись сверх ожидаемого. И не сразу ребята осознали, что такая ситуация нормальна, даже обыденна для творчества. Вот небольшой фрагмент этой "битвы"...
* * *
Известно, что взрывную волну можно эффективно погасить толстым слоем песка или обычной пены. Но это влечет за собой увеличение размеров установки. ИКР задачи А-1: ударная волна САМА исчезает за пределами камеры.

Это возможно, когда сам воздух препятствует ее распространению. В каком случае?
Обычная ударная волна своим возникновением и распространением обязана огромной сжимаемости газообразных продуктов взрыва. А для каких ударных волн воздух не является проводником? Ответ на такой вопрос нетрудно найти в учебнике физики: для ударных волн, возникающих в малосжимаемых средах - жидкостях и твердых телах. Последние являются отличными проводниками ударных волн, но из-за малой сжимаемости не способны передать их менее плотной среде.



В этом нетрудно убедиться, крепко взявшись рукой за металлическую трубу, по которой бьют молотком. Удары будут весьма ощутимы, но стоит чуть ослабить хватку, и вы перестанете их чувствовать. Следовательно, заполним камеру жидкостью.

Новый вопрос: а как возбуждать в ней ударные волны?
"Фоторобот" искомого явления готов - требуется найти способ возбуждения мощных ударных волн в жидкости без взрывчатого вещества. Теперь его нетрудно найти в учебниках физики или в специальном Указателе физических эффектов и явлений, созданном специалистами по ТРИЗ2. Известно несколько подобных явлений. Например, гидравлический удар, возникающий в больших трубопроводах при быстром закрывании заслонок.

Не подходит, так как установка должна быть малогабаритной.
Советские физики А.М.Прохоров, Г.А.Аскарьян и Г.П.Шипуло открыли светогидравлический эффект. Суть его в том, что при пропускании через жидкость мощного лазерного луча в ней возбуждается ударная волна с давлением до миллиона атмосфер! Но где нам взять такой лазер?!

Будем искать дальше.
Наиболее подходящим оказался электрогидравлический эффект, открытый Л.А.Юткиным. Суть его в том, что при пропускании через жидкость кратковременного высоковольтного разряда в ней также возбуждаются мощные ударные волны. Чем короче импульс, тем сильнее удар.

Важной особенностью эффекта является то, что он наблюдается даже в твердых телах!
Итак, поместим в камеру, заполненную жидкостью два графитовых электрода и пропустим между ними мощный импульс.
На 35 показана схема простейшего электрогидравлического генератора ударных волн. Конденсатор С заряжается от источника высокого напряжения, пока не произойдет пробой воздушного зазора А между электродами, формирующими величину и длительность импульса. После его пробоя сформированный импульс пробивает основной зазор В между графитовыми электродами: в камере на миг возникает сверхвысокое давление, происходит кратковременный сильный разогрев электродов.

35.
При обсуждении всплыли новые проблемы. Например, в будущих экспериментах потребуется проверить широкий диапазон рабочих давлений. Для этого надо регулировать величину и длительность импульса напряжения.
* * * Задача А-7:
При задании параметров ударной волны может возникнуть ситуация, когда ширина воздушного формирующего зазора А, требуемая для его пробоя заданным напряжением, окажется меньше, чем ширина, необходимая для задания определенное длительности импульса. В таких случаях вместо формирующего зазора используют специальные высоковольтные выключатели. Их нет. Необходимо обеспечить пробой большого зазора пониженным напряжением.

Как быть?
Представим желательный для нас ИКР задачи А-2: маленькая камера САМА создает внутри себя огромное давление. Как можно создать давление в замкнутом объеме? Очевидно, что в камере должно находиться некое вещество, создающее это давление. Из физики известно, что увеличение давления в замкнутом объеме происходит при стремлении заполняющего вещества увеличить свой объем. В каких случаях увеличивается объем вещества?

И тут выяснилось, что обычные школьные знания, которые есть у ребят, могут успешно соперничать с могучим прессом, которого у них нет. Все знают, что вода, превращаясь в лед увеличивает свой объем на 9%. Вспомним стальные трубы с водой, лопающиеся на морозе.

Дальше - больше: объем веществ увеличивается при тепловом расширении, при разбухании, при плавлении и затвердевании (и других фазовых переходах).
"Эвриканцы" вспомнили об "оловянной чуме", разразившейся на одном из военных складов Петербурга зимой в конце прошлого века: огромные запасы оловянных пуговиц сами собой превратились в горы невзрачного серого порошка. Уже позже ученые выяснили, что при температуре 13,2°С чистое белое олово превращается в серое олово (объем увеличивается на 26%!).
В справочниках по физике и химии нашлись новые конкуренты прессу - серый чугун, кремний, висмут, сурьма, галлий... Чем больше увеличение объема и чем меньше сжимаемость вещества, тем большее давление создается им в замкнутом объеме. Результаты несложных расчетов впечатляли: при замерзании воды в камере должно развиваться давление в 6800 атмосфер (впоследствии выяснилось, что эта расчетная величина оказалась сильно завышенной), при фазовом переходе белое олово - серое олово - до 120000 атмосфер, а при кристаллизации кремния давление может достигать фантастической величины в 620000 атмосфер!

Таким образом, при охлаждении герметичной камеры, заполненной одним из этих веществ мы сможем получить высокое статическое давление без всякого пресса!
Неожиданно были получены интереснейшие "побочные" результаты. Кристаллизуясь при температуре 1415°С, кремний является "бесплатным" источником тепла и давления, автоматически создает идеальные условия для синтеза алмазов известным каталитическим способом. Используя его, можно создать простейшую установку.

Но самое важное - сходство его структуры со структурой алмаза. Отпадает необходимость в катализаторах и затравочных кристаллах: кремний сам выполнит роль "программы", заставляющей атомы углерода складываться в алмазную структуру! До сих пор из-за необычайно сложной технологии, искусственные ювелирные алмазы во много раз превышают стоимость природных.



Содержание раздела