Вижу цель!


Вижу Цель! Известный психолог В.Франкл, проведя несколько лет в нацистских концлагерях и наблюдая за товарищами по заключению, сделал удивительное открытие: в тех страшных условиях наибольшие шансы выжить имели те, кто не потерял своего смысла жизни. Самые физически крепкие люди, потерявшие его, были обречены. Психолог пришел к выводу, что человек становится Человеком лишь благодаря наличию смысла существования.
Это легло в основу его учения о смысле жизни. Потеря смысла жизни - одно из самых страшных психических заболеваний. Он выделил три группы ценностей, важных для смысла жизни.
Одна из них - ценности творчества.
Если даже обычный человек без цели жизни - больной, то творческая личность немыслима без творческой Цели жизни.
Творческая Цель не дается человеку свыше, а обретается, порой нелегким, трудом. Ее выбору предшествует выбор своей области интереса и углубление в нее. Следующий шаг - стремление внести в нее нечто новое, то есть формируется главный вектор творческого поиска.
И уж затем в направлении этого вектора происходит выбор конкретной Цели.
Вспомним уже рассмотренные примеры творческих личностей. В таблице 1 приведены области их интересов (главные векторы творческого поиска) и творческие Цели, на которые они вышли, работая в этих направлениях.
Так что же такое творческая Цель в науке и технике? Таблица 1. Некоторые примеры творческих Целей Творческая личностьГлавный вектор творческого поискаТворческая Цель
Творческая Цель в науке и технике - это стремление решить конкретную научную, техническую или научно-техническую проблему, которая была выявлена творческой личностью в направлении главного вектора творческого поиска (в области ее интересов), и решение которой может дать конкретный творческий результат (принципиально новый, следовательно, достигаемый через преодоление барьера НЕВОЗМОЖНОГО, и полезный). (см. главу 2.)
Основное отличие творческой Цели от главного вектора творческого поиска состоит в том, что Цель всегда конкретна, а вектор характеризует лишь общее стремление к поиску нового в выбранной области (области интереса).
Из данной характеристики видно, что для достижения творческой Цели, то есть для решения конкретной проблемы, необходимо выявить и решить одну или целый комплекс творческих задач, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО содержатся в ней. Следовательно, вслед за постановкой творческой Цели должно быть действие, стремление достигнуть поставленную Цель, что невозможно без выявления творческих задач. В рассмотренных ранее примерах мы уже видели, какие увлекательнейшие задачи могут быть выявлены в процессе достижения поставленных творческих Целей.
В каких же случаях поставленная Цель не может считаться творческой?
Цель может не соответствовать понятию творческой по новизне. Так, французский изобретатель Б.Мари получил патент Франции N 2 593 136 на простое подводное дыхательное устройство. Суть изобретения в том, что ныряльщик вдыхает воздух из резиновой камеры, притопленной с помощью груза. Запас воздуха позволяет сделать несколько вдохов и продлить пребывание под водой. Идея, несомненно, полезна.
Только... известна уже несколько тысяч лет! На одном древнеассирийском барельефе (1000 г. до н.э.) изображен ныряльщик, дышащий под водой из кожаного бурдюка. Каждое лето мальчишки "изобретают" это нехитрое устройство, используя вместо бурдюка автомобильную камеру.
Цель может не соответствовать понятию творческой и с точки зрения полезности ее результатов. Так, американский изобретатель А.Педриг поставил себе целью сделать как можно больше бесполезных изобретений и весьма в этом преуспел - 162 абсолютно бесполезных изобретения! В число их входят, например, велосипед для поездок по... дну болота, автомобильный руль... на заднем сидении.
Зная критерии творческого результата, даже относительно бесполезную цель можно превратить в творческую Цель. Например, спортивный рекорд в какой-либо области потому и рекорд, что принадлежит одному человеку. Следовательно, при постановке такого рекорда надо стремиться к тому, чтобы его результаты стали каким-то образом полезны или доступны для всех. Известный ныряльщик Жак Майоль первым сумел без акваланга достигнуть глубины 105 метров. Ему принадлежит множество других выдающихся спортивных достижений в нырянии.
Но делает это он не ради рекордов, а ради исследования влияния больших глубин на человека и разработки уникальной системы тренировки для подводных пловцов. Швейцарский ученый Огюст Пикар на стратостате собственной конструкции первым достиг высоты 16 201 метров. Авиационная федерация зафиксировала это достижение в качестве спортивного рекорда.


Но не за рекордом летел Пикар в стратосферу. Его главной Целью было исследование космических лучей, своим изобретением он проложил человечеству дорогу в верхние слои атмосферы.
* * *
Нет более надежного путеводного маяка в жизни творческой личности, чем творческая Цель. Она наполняет жизнь высоким смыслом и ведет вперед сквозь все трудности и невзгоды. Чаще всего творческая Цель незаметна или неочевидна для окружающих, но без такого маяка-невидимки невозможно существование творческой личности.
* * * Шасси для трансатлантического Задача N26:
В 1925 году французский ас Рене Фонк заказал известному русскому авиаконструктору И.И.Сикорскому самолет для беспосадочного перелета через Атлантику. Самолет должен был нести большой экипаж и огромный запас топлива. Это требовало усиления каркаса и вело к недопустимому увеличению веса.
Сикорский решил не усиливать каркас, а снабдить самолет дополнительным шасси, которое бы воспринимало во время взлета значительную долю нагрузки. В воздухе нагрузку воспримут крылья, и шасси станет не нужным: при посадке вес топлива сильно уменьшится. Чем легче дополнительное шасси, тем больше дополнительного топлива можно взять на борт.
Но слишком легкое шасси не будет иметь достаточную прочность. Как быть?
Выбор творческой Цели: первые шаги "Дошел я до перекрестка и не знаю, куда мне идти. С полчаса я раздумывал, как мне быть, потом повернул налево. К вечеру я нагнал циркачей-ковбоев и с ними двинулся на Запад.
Я часто думаю, что было бы со мной, если бы я выбрал другую дорогу.
- По-моему, было бы то же самое, - философски ответил Боб Тидбол. - Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу".
Эти строки из рассказа замечательного американского писателя О'Генри в полном мере можно отнести и к проблеме выбора творческой Цели. Для творческого самовоспитания на первых порах не столь важно, какую именно Цель выбрать. Важнее другое: как правильно подготовиться к такому выбору. Придет время, и именно такая подготовка сыграет решающую роль в выборе Цели жизни, а вовсе не случайный "поворот налево".
Именно в этой подготовке и заключается становление творческой личности.
Рассмотрим основные этапы становления творческой личности в науке и технике (развитие поисковой активности и воображения; многообразие интересов; возникновение интереса к конкретной области науки и техники; формирование главного вектора творческого поиска; формирование творческой Цели) и пути наиболее эффективного их прохождения, являющиеся обобщением опыта многих творческих личностей. Впервые подобное обобщение сделали Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин1. Шаг 1: Развитие поисковой активности и воображения
Человеку от рождения присуще стремление к новому, необычному. Это инстинкт, делающий нас с первых дней прирожденными исследователями. Благодаря ему мы познаем окружающий мир, учимся распознавать предметы, говорить и т.д.
Обращали ли вы внимание на то, с какой радостью малыш тянется к неизвестному предмету? Радость от встречи с новым - неотъемлемая часть познавательного инстинкта. А жажда необычайного, романтики, которая трепетом охватывает нас в юности? Такую тягу к неведомому психологи называют поисковой активностью. Направленная на познание, она является главным условием становления творческой личности, помогая в самых обыденных явлениях увидеть необычайное.
А без этого невозможно творчество.
Но бывает иначе: подрастая, человек начинает подозрительно, с опаской относиться к новому. И куда только исчезает то естественное, природное чувство радости? Это происходит оттого, что человек замыкается в ограниченном круге интересов, перестает интересоваться новым.
То есть, подобно тому, как физически крепкий человек "теряет форму", прекращая тренировки.
Как сохранить в себе поисковую активность, развить ее? Существует ли какое-нибудь средство?
"И в эту минуту раздался мужественный голос человека.
Ему отвечали не менее решительные голоса.
- Все ли выброшено?
- Нет. Остались еще деньги - десять тысяч франков золотом.
Тяжелый мешок тотчас полетел в воду.
- Поднимается ли шар?
- Да, немного, но он сейчас же снова опустится!
- Можно еще что-нибудь выбросить?
- Ничего.
- Можно. Корзину! Уцепимся за веревки! В воду корзину!"
(Жюль Верн. Таинственный остров).
Да, это магическое средство - книги, в которых есть место тайне, загадке, творческому порыву, благородству, далеким неведомым мирам и необычным приключениям!
"Лекарство" бывает горьким, но только не в этом случае! Жюль Верн, Герберт Уэллс, Иван Ефремов, Александр Беляев, Генри Хаггард, Артур Конан Дойл, Александр Грин, Джек Лондон... - одно только перечисление этих имен волнует воображение.


Содержание раздела