О преданности


О преданности.
Мысль о преданности заставляет некоторых людей беспокоиться, потому что они приравнивают ее к слепому верованию и безрассудному подчинению. Но настоящая преданность вовсе не такая. По сути, это самое положительное отношение.

Быть преданным своей семье, друзьям или работе значит любить, заботиться и нести ответственность.

В этом смысле преданность означает выход за пределы своих обычных узких, эгоцентричных мыслей и интересов и посвящение своей энергии другим людям.
Разумеется, если преданность неустойчива или ее объект ненадежен, тогда мы только разочаруемся, станем сомневаться и сожалеть. Но если преданность основана на чистом и ясном понимании, а его объект не подведет нас, тогда такой опыт будет богатым и благотворным.
В буддизме преданность отождествляется с прибежищем, первым шагом на пути освобождения и пробуждения. Прибежище это отношения, в которых вы опираетесь на кого-то или обращаетесь к нему за советом и помощью.

В обычном смысле мы принимаем прибежище у друзей ради любви и безопасности, пищи и развлечений, когда мы голодны и нам скучно, и так далее.

Но такие внешние источники прибежища могут удовлетворять наши потребности лишь временно, поскольку они, как и приносимое ими счастье, непостоянны и ненадежны.
С другой стороны, буддистское прибежище подразумевает, что мы открываем и используем неограниченные возможности, которые заключены в каждом из нас. Есть две стороны прибежища: внешняя и внутренняя.

Внешнее прибежище это восхваление трех драгоценностей, а именно Будды, Дхармы и Сангхьи, и опора на них. Понятие Будды имеет отношение как к самому просветленному состоянию (устранению всех отрицательных качеств и совершенствованию всех положительных качеств), так и тем людям, которые достигли просветления.

Смысл прибежища в Будде - в том, чтобы открыть свое сердце любви и мудрости, излучаемым этими просветленными существами, и принять их наставления на духовном пути.
Дхарма обозначает мудрость и понимание, которые составляют стадии развития на пути просветления. Буквально санскритский термин "дхарма" означает удерживать. Она включает в себя любой метод, который защищает нас от трудностей.

Учение Будды получило название Дхармы потому, что оно берет начало в его личном опыте устранения из ума всех следов смущения и отрицательной энергии.

Смысл прибежища в Дхарме - в том, чтобы практиковать предписанные методы, стремясь пробудить в себе мудрость, которую открыли все просветленные существа.
Сангха обозначает духовное сообщество людей, обладающих мудростью, поддерживающих и воодушевляющих нас. Будда и Дхарма обеспечивают нас основой нашей практики, а Сангха оказывает нам помощь, в которой мы нуждаемся ради непосредственного совершения работы. Например, разговаривая со своими единомышленниками, мы можем получить ответы на вопросы, разрешить свои трудности. Вместе практикуя медитацию, мы обретаем силу и вдохновение.

Сообщество людей, практикующих медитацию, излучает покой небес на фоне безумной жизни в большом городе.

Смысл прибежища в Сангхе - в том, чтобы проявлять уважение к таким друзьям и принимать их помощь.
Внутреннее прибежище это прибежище в самом себе, в своих высших способностях. Три типа прибежища имеют внутренних двойников.

Внутренний Будда есть семя просветления, скрытое в уме каждого чувствующего существа, без исключения. Внутренняя Дхарма это наша естественная мудрость, которая может отличить реальность от фальши.

Внутренняя Сангха это наставления и воодушевление, которое мы можем предложить другим людям. Мы люди, и значит у нас есть возможность развить безграничную любовь, сострадание и мудрость, освободиться от отрицательной энергии - другими словами, достичь уровня Будд. Обычно нам трудно быть довольными собой и уверенными в своих способностях.

Вместо этого мы обретаем прибежище во внешних вещах.

Вы только подумайте, как бы вы заскучали и забеспокоились, какие дикие мысли полезли бы вам в голову, если бы вас оставили в полном одиночестве на день, даже на час, в отрыве от людей, книг, телевизора и всех внешних средств, которыми вы занимаете себя! Мы не можем вообразить жизнь без объектов чувств, то есть без внешнего мира. Однако действительно можно быть совершенно довольным и счастливым невзирая на ситуацию, опираясь единственно только на свои внутренние истоки. Объекты внешнего прибежища существуют для того, чтобы пробудить нас к этим истокам, к нашему внутреннему Будде, Дхарме и Сангхе.

Если мы осознали свои способности и реализовали их, значит обрели истинный смысл прибежища.

Прибежище это важный шаг на этом духовном пути, а преданность это его главная составляющая. Отношение должно быть исполнено не невежества и эмоциональности, а глубины и разумности. Оно должно основываться на ясном понимании того, что в действительности представляют собой Будда, Дхарма и Сангха и что они могут дать нам.

Нам и в самом деле необходима помощь для того, чтобы двигаться по пути внутреннего пробуждения, но нам нужно тщательно проверять компетентность встречаемых нами учителей и действенность их методов, чтобы не последовать совету просто привлекательного и обаятельного человека. Мы изучаем учителя и путь, исследуя, рассуждая, экспериментируя, причем честно и открыто.

Все это может занять какое-то время, но очень важно убедиться в том, что всякая культивируемая нами преданность будет правильной и плодотворной и что мы не растратим понапрасну свои силы.
Практики, представленные в этом разделе, называются практиками преданности, потому что они выражают нашу приверженность буддистскому пути. Если же вы не чувствуете влечения к буддистскому пути, тогда просто прочтите эту часть книги или же поэкспериментируйте с понравившимися вам методами.
Цель психологического воздействия каждой практики объяснена здесь со всей ясностью, но настоящий вкус вы ощущаете, только если выполняете их, с пониманием и преданностью.
Молитвы.
Любое наше начинание (пусть мы восходим на гору, пишем книгу или печем пирог), будет успешно, только если мы уделим достаточное внимание подготовительной работе. То же самое верно в отношении медитации.

Успех медитации в первую очередь зависит от состояния ума, а нужное внутреннее состояние можно вызвать посредством чтения определенных молитв, вслух или мысленно, с пониманием и открытостью.
Молитва это не механическое повторение слов, а обнаженность сердца для общения со своей истинной природой. Слова служат нам напоминанием того, чего мы пытаемся достичь, и действительно помогают нам создать причину всего, что мы пытаемся реализовать в будущем.
А теперь прочтите молитвы, которые следует произнести в начале медитации.
1. Молитва прибежища и бодхичитты.
До просветления я принимаю прибежище
в Буддах, Дхарме и Сангхе.
С помощью заслуг, полученных мной за свою жертвенность
и другие совершенства,
Да обрету я поле Будды ради всех чувствующих существ.
(Эту молитву произносят три раза).
2. Четыре беспредельные мысли.
Да обретут все чувствующие существа счастье и причины счастья;
Да освободятся все чувствующие существа от страдания и причин страдания;
Да не отделятся никогда все чувствующие существа от счастья, которому неведомо страдание;
Да пребудут все чувствующие существа в покое, свободные от привязанности и гнева, которые одно приближают, а другое отдаляют.
3. Прибежище в гуру.
Гуру есть Будда.
Гуру есть Дхарма.
Гуру есть также Сангха.
Гуру есть творец всякого счастья.
Я принимаю прибежище во всех гуру.
(Эту молитву произносят три раза).
4. Семь конечностей.
С благоговением я кланяюсь тебе телом, речью и умом
И делаю тебе множество самых разных подношений, настоящих и преображенных в умственный образ.
Я признаю все свои отрицательные поступки, накопленные с незапамятных времен,
И радуюсь заслугам всех святых и обычных существ.
Прошу тебя оставаться в мире до завершения самсары
И повернуть колесо Дхармы ради чувствующих существ.
Я посвящаю заслуги, созданные мной и другими людьми, великому просветлению.
5. Подношение мандалы.
Ом нерушимая основа ах хум!
Крепкий золотой фундамент.
Ом нерушимая стена ах хум!
В центре восседает повелитель горы Меру.
На востоке - материк Благородное Тело.
На юге - страна плодов Джамбу.
На западе - радости животных.
На севере - неприятный голос.
Вот участки страны Благородного Тела.
Хвост Яка и другие острова Хвоста Яка.
Движущийся и Странствующий Высочайший Путь (острова).
Неприятный Голос и Луна Неприятного Голоса (острова).
На востоке возвышается гора сокровищ,
На юге растет исполняющее желания дерево,
На западе пасется исполняющая желания корова,
На севере собирают урожаи с необработанных полей.
Вот драгоценное колесо,
Драгоценный камень,
Драгоценная королева,
Драгоценный министр,
Драгоценный слон,
Драгоценная высшая лошадь,
Драгоценный полководец,
Великолепная ваза с сокровищами.
Вот богиня благодати,
Богиня ожерелий,
Богиня песни,
Богиня танца,
Богиня цветов,
Богиня благовоний,
Богиня света,
Богиня аромата.
Вот солнце, луна,
Покров всех ценных вещей,
Победное знамя во всех сторонах света,



Содержание  Назад  Вперед