Формирующий эксперимент


Вика - Гуси. Мама учит плавать гусят утром на озере. Они широко размахивают крыльями.
Ира - Рыбкины песни. Разные рыбки резвятся в воде, очень быстро плавают. Они выпрыгивают из воды, и на солнце сверкает их чешуя.
Настя - Праздник во дворце: родился сын у царя. Прыгают шуты, играет музыка - все веселятся.
Остальные дети рисовали не по теме музыкального произведения. Их работы очень далеки от характера музыки и замысла композитора.
Вывод: не все дети услышали музыку, прониклись в нее, поняли смысл музыкального произведения. Но стоит отметить работу Насти. Она почувствовала настроение музыки, а это первый признак музыкальности.
Б) тест на гибкость позвоночника.

  • стоя прямо, ноги вместе, наклониться как можно ниже, руки опустит вниз, кончики пальцев должны коснуться пальцев ног.
  • стоя спиной к стене, ноги на расстоянии друг от друга на 30 см. Наклониться как можно ниже в сторону, касаясь спиной стены. Тоже в другую сторону. Кончики пальцев рук должны опуститься чуть ниже коленных чашечек.
  • сидя на стуле спиной к спинке стула, упереться руками в колени разведенных ног. Не меняя положения таза и ног, запрокинуть голову назад. Сидящий должен увидеть поднятые руки над головой стоящего сзади на расстоянии 2 метра.
  • Лежа на животе с закрепленными стопами, прогнуться, отрывая грудь от пола. Расстояние между грудной костью и полом должно составлять 10-20 см.

С тестом справились двое детей (Настя и Вика), тогда как двое (Саша и Ира) осилили его на половину, а один (Сережа) - выполнил только одно задание.
Вывод: не все дети подвижны и пластичны, а это как раз та проблема на Севере, о которой я говорила раньше - гиподинамия. Имеются некоторые проблемы с позвоночником.
В результате проведенных диагностирующих методик были выявлены проблемы и трудности, а именно: не все дети пластичны, умеют вслушиваться музыку и передавать ее настроение, характер на бумаге, дети стремятся к искусству по средствам школьных предметов, но у них не хватает способностей. Значит, необходимо их развивать через синтез искусств. Был намечен план формирующих экспериментов.
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

  1. Моделирование темпа, метра и размера.

Цель: развивать музыкальный слух у детей, чувство темпа, метра и размера.
В этом эксперименте использовались различные виды моделирования:
Речевое - декламация всех текстов в различных темпах, от очень медленного, до очень быстрого.
Тактирование - показать, касаясь разных частей своего тела двухдольный, трехдольный и четырехдольный размеры. Сильная доля и слабые исполняются неодинаково.
Графическое - использование рисунков, карточек или записи.
Двигательное - исполнение любого движения соответственно длительностям.
Детям предлагались два медведя: старый и молодой. Выясняли, что старый ходит медленно, а молодой - быстро. Как понятия хорошо - плохо осознаются одновременно в процессе их столкновения, так и любая ритмическая формула воспринимается детьми на основе сопоставления длительностей. В виде длительностей я брала апельсины (графическая модель). 1 апельсин (целая) = 2 половинкам апельсина (половинная), а 2 апельсина (2 целых) = 4 половинкам апельсина (4 половинных).

Т.е. когда старый медведь делает 2 шага, то молодой за это же время делает 4 шага.
Первое задание - проговаривание (речевая модель). Старый - Ох! Ох!, молодой - ля-ля-ля-ля!

Проговариваем сначала все вместе, а затем несколько детей говорят за старого, а несколько за молодого. Детям очень нравится эта игра, они с удовольствием в нее играют и у всех получается.
Второе задание - тактирование. Старый - 2 шлепка по коленям, молодой - 4 притопа. Главное - держать ритм и темп.

Все дети справились с заданием.
Третье задание - показать медведей в продвижении вперед. Сначала шагаем все вместе чередуя: 2 медленных шага, 4 быстрых. Затем один ребенок шагает только за старого, другой только за молодого.

Соотношение длительностей, шагов старого и молодого - это сложно для детей. Но в результате многократных повторений и упражнений у детей стало получаться.
Вывод: дети стали лучше разбираться в длительностях, научились выдерживать темп и ритм, а следовательно у них развились музыкальные способности.

  1. Мануальная или пальчиковая игра.

Цель: развивать речь, научить убирать напряжение с рук, губ, снимать умственную усталость.
Детям предлагалась игра со словом, сопровождающаяся движениями пальцев и рук.
Где ладошка? Тут? Из-за спины протягивают руки вперед
-Тут. ладонями вверх.
На ладошке пруд? Показывают на ладошке пруд, рисуя
-Пруд. круг.
Палец большой - Рука сжата в кулачок, показывают
Это гусь молодой. большой палец.
Указательный поймал, Показывают указательный, средний
Средний - гуся ощипал. и щипают пальцы рук.
Этот палец - печь топил, Показывают безымянный.
Этот палец - суп варил. Показывают, как мизинец варит суп.
Полетел гусь в рот, Собирают пальцы в кулачки и подносят
А оттуда - в живот! ко рту, затем показывают ладошки.
Вот! Хлопок.

  1. Пластическая импровизация или речевой и метроритмический тренаж.

Цель: развивать согласование слов и движений.
Один ребенок выучил слова, придумал к ним движения и показал всем остальным детям.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз: это - брасс,
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Дети должны были повторить и слова, и движения. Все это способствует развитию гибкости, пластичности, координации движений.
Результат этого речевого и метроритмического тренажа вы можете посмотреть на видеокассете.
Вывод: влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно давно. Манипуляция рук влияет на функции нервной деятельности, развитие речи. Движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка, а также успешно овладеть навыками письма.

  1. Моделирование звуковысотных отношений и динамики.

Цель: развивать музыкальный слух у детей, звуковысотный, ритмический, динамический.
В этом эксперименте использовались различные виды моделирования:
Речевое - подражая голосам животных, дети знакомятся с контрастными тембрами звучания. А также в речевых упражнениях: крик - шепот.
Графическое - использование рисунков, карточек или записи.
Двигательное - исполнение любого движения соответственно выбранному животному.
Детям предлагаются картинки с волком и мышкой. Выясняем, у кого низкий голос, у кого высокий. Ставим картинки: с волком - вниз, с мышкой - вверх.

Я на пианино играю в малой октаве песенку волка: Я серый волк, зубами щелк. И во 2 октаве - песенку мышки: Я мышка - норушка.
Первое задание - послушать мелодию и назвать того животного, к какому она относится (слово).
Второе задание - также послушать мелодию и показать картинку с тем животным, чья песенка звучит (ИЗО).
Третье задание - послушать, чья песенка звучит, того животного и изобразить. Волк - широко ходит, размахивая руками. Мышка - мелко бежит (танец).
Переходим на моделирование динамики.
Выясняем, кто будит в деревне по утрам (петух) и кого можно услышать вечером (кузнечик). Петух громко будит, а кузнечик тихо стрекочет. Определяемся в движениях: петух - хлопки, кузнечик - щелканье пальцами.

Я включаю музыку и меняю громкость, а дети, соответственно динамике музыки выполняют движения. Сначала - все вместе, а затем распределяем роли между двумя детьми: один делает за петуха, другой - за кузнечика. Это более сложное задание, т.к. ответственность падает на одного, ребенку никто не помогает, он должен думать перед тем, как показывать движения.
Вывод: динамический слух у детей более развит, чем звуковысотный, над развитием которого и проводилась тщательная работа. По итогам видно, что музыкальные способности детй развились в большей степени.
5.Тест креативности Торранса (Приложение 6).
Цель: развивать творческое мышление, воображение, способность переходить от одного аспекта к другому.
Детям предлагалось 5 незаконченных рисунков.
Инструктаж: если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получаться интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайся придумать картинку или историю, сделать ее полной и интересной, придумай название к ней.
Незаконченные рисунки:
Интерпретация: Гибкость - разнообразие идей и стратегий, число различных категорий ответов. Если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности интеллектуального потенциала или низкой мотивации. В данном случае это оказались Ира и Сережа.
Оригинальность - этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокое значение этого показателя, обычно характеризуется высокой интеллектуальной активностью. К числу таких детей относятся Настя, Саша и Вика.
Разработанность.



Содержание  Назад  Вперед