«Новый» институционализм


«Новый» институционализм
Ранний институционализм упростил свое влияние в экономической науке к 30-м гг. ХХ в. главным образом из-за того, что сосредоточился на эмпирических исследованиях, пренебрегая изучением фундаментальных экономических вопросов. В области анализа институционализму не удалось создать жизнеспособную альтернативу неоклассической теории.
В 6080-е гг. возник «новый» институционализм, развиваемый в работах Р. Коуза, О. Уильямсона, Т. Норта, М. Олсона и др. Они осуществляют разработку теорий трансакционных издержек, прав собственности, макрогенераций, популяции форм и др. «Новый» институционализм развился на базе идей И. Шумпетера об эволюционном поведении фирм, а затем распространил свои принципы на теорию социальных систем. Особое место принадлежит Ф. Хайеку, разработавшему эволюционную теорию.
С институционализмом ассоциировали себя такие ученые, как
К. Эйрос (взаимосвязь культуры и хозяйственной деятельности), Дж. Гэлбрейт (модификация рыночной системы под влиянием крупных корпораций), Г. Мюрдаль (анализ социальных систем), Я. Корнан (критика принципа равновесия).
Рассмотрим некоторые концепции неоинституционалистов.
1. Концепция развития фирмы Р. Коуза. В основе этой концепции лежит идея роли трансакционных издержек. Коуз отмечает, что при каждой сделке необходимо «проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия», т.е. возникают «издержки использования рыночного механизма», которые необходимо учитывать. Это позволило сформулировать причины и пределы существования фирмы. Существует фирма до тех пор, пока издержки администрирования внутри фирмы оказываются меньшими, чем при рыночной сделке.

Это сочетание отслеживается с помощью конкуренции.
Примененный в отношении государства, этот принцип помогает найти границы как вмешательства государства в экономику, так и коммерциализации общественного сектора. Здесь речь идет и об эффекте третьих лиц. Принцип известен как «теорема Коуза» правило регулирования так называемых внешних эффектов шумов аэродрома, отравления реки сбросом неочищенных стоков и т.д. Надо эти «провалы рынка» исправлять путем закрепления собственности, чтобы кто-то владел данным ресурсом.

Тогда и отношения по оптимальному распределению эффектов будут урегулированы между собственниками без участия государства.
Коуз вводит фундаментальное понятие «право собственности». Система прав собственности это сделки, некоторые контракты и нормы, отражающие обмен «пучками» прав собственности. Тем самым поведение сторон фиксируется добровольно и без участия государства
(бюрократии) на рыночных принципах. Из этих подходов сформировался новый раздел современной экономической теории экономика права.
2. Экономика организаций. Выдающийся вклад в этот раздел институционализма внес О. Уильямсон. Трансакционную концепцию Коуза он применил к так называемой вертикальной интеграции, которая представляет собой разделение труда и кооперацию мелких и крупных фирм, в которых складывается конкуренция организационных фирм.

Выживание лучших базируется на оптимизации трансакционных издержек (включая поиски информации, слияние фирм, формирование команды менеджеров и т.д.).
3. Теория общественного выбора. Речь идет о политике, которая рассматривается как форма бизнеса, разновидность экономической деятельности. Если деловые люди представляют свои собственные интересы, то так же должны поступать и «политические предприниматели», стремящиеся максимизировать власть.

Политика становится исключительно выгодным объектом инвестирования.
«Чтобы улучшить политику правительства, писал Дж. Бьюкенен, мы больше должны думать не о выборе хороших людей, а об изменении структуры законов, которым они должны следовать».
Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство это арена конкуренции за влияние на принятие решений для экономики, за доступ к ресурсам, за место в иерархии. Крупный недостаток этого рынка ограниченность контроля за бюрократией, невозможность предусмотреть и проконтролировать все последствия принимаемых решений.


Государство особая сфера рынка. У его участников особые права собственности: избирательные у электората, принятие законов у депутатов, исполнение законов у чиновников. Демократия использует разделение труда и разделение властей.

Но так как принятие решений возможно и в пользу интересов узких групп, нецелесообразно вмешательство государства в экономику.

Интересные записи



Содержание раздела