Неоконсервативное возрождение" середины 70-х гг.




Великая депрессия 1929-1933 гг. "Новый курс" Рузвельта. Теория Дж.М.Кейнса. Критика неоклассической теории. Особенности методологии макроэкономического анализа. Теория управления совокупным спросом, модель доходы-расходы, "кейнсианский крест".

Теория предпочтения ликвидности. Кейнсианская теория экономического цикла (Э.Хансен) и экономического роста (Е.Домар, Р.Харрод). Кейнсианско-неоклассический синтез (Дж.Хикс, П.Самуэльсон). Модель IS-LM ("крест Хикса").

Посткейнсианство (Дж.Робинсон, Н.Калдор, П.Сраффа, П,Дэвидсон). Неорикардианство и "Антимаржиналистская революция". Особенности политики кейнсианского типа.

"Неоконсервативное возрождение" середины 70-х гг. ХХ в. Неоклассическая теория экономического роста (Р.Солоу). Чикагская школа (Ф.Найт, Я.Винер). Монетаризм (М.Фридмен). Новая классическая макроэкономика (Р.Лукас, Т.Саржент, А.Уоллес).

Экономическая теория предложения (А.Лаффер). Политические рекомендации современных неоклассиков.

Критика современной неоклассической теории. Неоавстрийская школа (Л.фон Мизес, Ф. фон Хайек). Неоиснтитуциональная теория (Р.Коуз, Д.Норт, Дж.Бьюкенен, О.Уильямсон). Современные теории традиционного (американского институционализма) (Дж.Гэлбрейт).

Новое кейнсианство (Дж.Стиглиц).

Особенности развития экономической науки в дореволюционной России. Дискуссии о пореформенном развитии России второй половины XIX в. Особенности маржинализма (М.Туган-Барановский, В.Дмитриев). Идеи революционного марксизма в России (В.Ленин).

Экономическая теория государственного социализма в СССР. Методологические и теоретические дискуссии 20-х гг. ХХ в. Дискуссии о планировании (Н.Кондратьев).

Модель экономического роста социалистической экономики (Г.Фельдман). Организационно-производственная школа в аграрной теории (А.Чаянов). Создание первого учебника политической экономии (1954 г.).

Развитие математической экономии и создание системы оптимального функционирования экономики (В.Новожилов, Л.Кантарович).

Тема 1. Экономические учения Древнего Востока и античности

Первые научные представления об экономике сформировались в эпоху традиционных обществ. Она имеет обширные хронологические границы - от древнейших времен до XVII века и включает общества восточных деспотий, греко-римскую цивилизацию, средневековье и эпоху торгового капитализма.

В традиционных обществах преобладало сельскохозяйственное производство; большая часть общественного продукта производилась в аграрном секторе и значительная часть населения была занята в сельском хозяйстве. Они имели натурально-хозяйственную основу; преобладало не товарное, а натуральное хозяйство. Вместе с тем углубление общественного разделения труда, поступательное развитие промышленности и торговли вело к формированию рыночных отношений и институтов, которые постепенно вытесняли натуральное хозяйство, формируя предпосылки для товарного производства.

В традиционных обществах были широко распространены отношения личной зависимости; производители не были самостоятельны в принятии хозяйственных решений. Они зависели от господствующей социальной группы, обладавшей монополией на основные экономические ресурсы: государственного бюрократического аппарата в восточных деспотиях, рабовладельцев в античном мире, феодалов в эпоху средневековья. Это вело к господству внеэкономического принуждения к труду.

Вместе с тем, элементы экономической заинтересованности постепенно развивались и вытесняли внеэкономическое принуждение.

Технологическую основу традиционных обществ составляла ручная техника. Низкая производительность ручного труда ограничивала возможности экономического роста и увеличения национального богатства. Большая часть прибавочного продукта использовалась на потребление, а не на накопление и расширение производства; норма накопления не превышала 5%.

Рост богатства отдельных социальных групп и индивидов происходил не за счет увеличения национального богатства, а за счет его перераспределения.

В традиционных обществах экономические исследования не имели самостоятельного значения; экономические воззрения формировались в рамках философских, правовых и религиозных систем. Большое влияние на этот процесс оказывали исторические особенности политико-экономического устройства общества, а также его практические проблемы.




Общества восточных деспотий: Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Индия, Китай и др. - имели экономику административного типа с большим царско-храмовым хозяйством и слабо развитыми частнособственническими и товарно-денежными отношениями. Проблемы организации и управления царско-храмовым хозяйством, а также государственной регламентации хозяйственной жизни (регулирования земельных отношений, налогообложения, торговли и ценообразования, ростовщического процента и проч.) нашли свое отражение в законодательном акте старовавилонского общества кодексе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), руководстве по общим принципам политики в Древней Индии Артхашастре (IV в. до н.э.), экономическом трактате Древнего Китая Гуань-цзы( IV в. до н.э.),

В Древней Греции и Древнем Риме в отличие от древневосточных государств развитие ремесла, торговли и рыночных отношений, широкое использование рабского труда способствовали развитию частной собственности и частного хозяйства. Разрабатывая общую философию государства и права, античные мыслители стремились исследовать законы общественной жизни и выявить механизмы, способные обеспечить общественное согласие и целостность общества. Общепризнанный вклад в разработку этих вопросов внесли древнегреческие философы Платон (428-348 г. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Их общепризнанным вкладом в формирование научных представлений об экономике является исследование разделения труда. Древнегреческие философы объясняли разделение труда естественными различиями в человеческих способностях; для них это было природное явление.

Однако они не рассматривали его социальные и экономические аспекты; ограниченное толкование разделения труда привело Платона и Аристотеля к оправданию рабовладения и социального неравенства. Они считали, что некоторые люди являются рабами от природы.

Платон и Аристотель жили в обществе, в котором проявлялись социальные антагонизмы; они стремились найти модель идеального государства. Древнегреческие философы надеялись, что если все будут следовать определенным моральным правилам поведения, то удастся избежать социальных конфликтов и добиться гармонии интересов.

В своих работах "Государство" и "Законы" Платон разработал модель такой государственной структуры, которая бы поддавалась управлению. По Платону идеальное государство характеризуется постоянным числом жителей и постоянным количеством богатства, что обеспечивает его жесткую стационарность. Для него характерна кастовая система, которую Платон оправдывал разделением труда на основе врожденных способностей людей.

Платон разделял общество на правителей (философы и стражи) и поданных (крестьяне, ремесленники и торговцы). Философы управляют государством, стражи охраняют его от внешних вторжений; крестьяне, ремесленники и торговцы обеспечивают необходимые жизненные средства. Он считал, что философы и стражи не должны иметь частной собственности, так как она ведет к коррупции и злоупотреблениям.

Частной собственностью могут быть наделены только лица, не принимающие участия в управлении государством.

Платон идеализировал правящую элиту, считая, что мудрое правление в соответствие с определенными нормами морали обеспечит целостность общества. Он считал, что накопление богатства явлgется пороком, ведущим к социальным конфликтам. Это оказало влияние на его понимание природы и функций денег.

Платон определил деньги как символические средства, используемые как средство обмена. Они не должны иметь собственной неденежной ценности и не будут выполнять функцию средства накопления. Деньги будут эффективны в выполнении функции средства обращения только в том случае, если не будут использоваться для накопления.

Идеи Платона были близки номиналистической концепции денег.

Аристотель, также как и его учитель, Платон, рассматривал пути создания идеального государства. Однако он критиковал концепцию Платона, в частности его отрицание частной собственности. По Аристотелю, требуется не уничтожение частной собственности, а более просвещенное и либеральное ее использование, так как она дает дополнительные стимулы к труду и надежные основания для общественного спокойствия.

Однако он, так же как и Платон, осуждал накопление богатства.

Аристотель отличался от Платона в понимании природы общественных законов. В отличие от своего учителя он не идеализировал правящую элиту; он считал, что обществом, так же как и природой, управляют объективные законы, имеющие естественный характер. Признание объективного характера общественных законов позволило Аристотелю сформулировать целый ряд ключевых проблем экономической науки, поэтому многие историки считают именно его первым аналитиком в вопросах экономики.

По Аристотелю экономика делится на две части: собственно экономика как наука об управлении домашним хозяйством и наука предложения, которая рассматривает вопросы приобретения и накопления и изучает искусство обогащения (хрематистика). Изучение хрематистики привело Аристотеля к изучению процесса обмена. Он выделил естественные и неестественные формы обмена.

Естественный обмен связан с удовлетворением естественных потребностей людей и возникает из-за разнообразия товаров и увеличения деятельности людей за пределами домохозяйства; неестественный обмен направлен на обогащение.

Интересные статьи



Содержание раздела