Единство и различие методов изучения традиционной политической экономии и Экономикса


Методом1 называется совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются правильные пути достижения поставленной людьми цели, решения ими конкретной задачи. Так как деятельность людей может быть и практической, и теоретической, в самом широком смысле слова метод относится и к практике и к теории.
Методы в науке это путь, способ, прием, орудие теоретического исследования предмета, отражаемого в системе ее категорий и законов. Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод тем, как исследуется. Специфика метода любой науки определяется не только всей совокупностью теоретических (и, если это возможно, практических) приемов и способов, используемых в процессе познания, но и характером, особенностями изучаемого предмета.

Между предметом и методом науки существует причинно-следственная связь.
В начале всякого научного исследования ученый пользуется понятийным аппаратом, сложившимся на предшествующих этапах познания; метод выступает здесь в качестве предпосылки. В процессе дальнейшего исследования, приобретения нового знания, последнее методологически осмысливается, дополняя тем самым арсенал познавательных средств; теперь уже метод предстает продуктом научного исследования. Он, следовательно, одновременно выступает и как предпосылка, и как результат научного познания.
Методы имеют огромное значение для постановки и получения значимых результатов научного познания. Как писал великий русский физиолог И.П. Павлов, метод самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе.

При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных2. Эта мысль в полной мере относится и к экономической науке.


Метод марксистской политической экономии. В качестве философского метода марксистской политэкономии выступает материалистическая диалектика учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого познания3. Она представляет собой целостную систему категорий, принципов и законов. Категории диалектики единичное, особенное, общее; содержание и форма; причина и следствие, сущность и явление, необходимость и случайность; возможность и действительность.

Будучи философскими категориями, они, в отличие от категорий частных наук, отражают свойства и связи не просто наиболее существенные, а всеобщие, т.е. присущие всем явлениям и процессам реальной действительности.
Важнейшие принципы диалектики принцип всеобщей связи и принцип всеобщего развития. Первый означает, что все природные и общественные явления необходимо рассматривать в их всесторонней связи, взаимозависимости и взаимодействии, т.е. как определенную систему с внутренне присущими ей элементами. От первого неотделим второй принцип, который находится с ним в органическом единстве: всеобщая связь и взаимодействие с необходимостью ведут к изменению элементов и их отношений в соответствующих системах внешнего мира и обусловливают тем самым движение этих систем.
Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает внутренний источник движения и развития окружающего нас мира. Согласно данному закону, каждая вещь, явление, процесс имеет свои внутренние стороны, тенденции, силы, которые одновременно и предполагают, и исключают друг друга, т.е. находятся в единстве и в то же время противоположны друг другу. Взаимодействие противоположных сторон, тенденций, сил, присущих вещам, явлениям, процессам, неминуемо ведет к нарушению покоя, равновесия, к изменению, к движению вперед.

Борьба противоположностей, противоречие есть внутренний источник самодвижения внешнего мира, условие и основа его существования и развития.
Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, каким образом происходит процесс развития, каковы его специфика и механизм действия. Согласно этому закону, всякое движение, развитие представляет собой постепенное накопление количественных изменений, свойственных тому или иному явлению, процессу, на определенном этапе приводящее к коренным, качественным изменениям, скачкам, которые вызывают возникновение принципиально новых явлений, процессов, имеющих свои специфические закономерности. Качественные изменения в свою очередь выступают необходимой предпосылкой накопления дальнейших количественных изменений.


Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление развития, взаимоотношение между старым, отмирающим, и новым, нарождающимся. Согласно данному закону, новое, отрицая старое, всегда сохраняет его положительные элементы. Данный закон отображает преемственность, поступательность развития.

Оно идет непрерывно и последовательно, от простого к сложному, от низшего к высшему, т.е. носит прогрессивный характер. Диалектическое развитие в целом, и в экономике, разумеется, тоже, происходит не по прямой линии, не по кругу, а по спирали. Это означает, что на более высоких стадиях, ступенях, этапах повторяются отдельные стороны, черты, тенденции этапов низших, но на новой прогрессивной основе.
В диалектическом методе, впервые примененном в политической экономии К. Марксом, необходимо различать два аспекта: исторический и логический. Исторический аспект предполагает изучение экономических явлений в том виде, в каком они существовали, со всеми подробностями и во всем многообразии. При этом, естественно, воспринимаются и случайности, и второстепенные обстоятельства, отмечающиеся в действительном историческом процессе.

Под этим углом зрения в исторической последовательности излагаются и экономические категории, каждая из которых отображает определенную сторону экономических явлений. Логический аспект нацеливает на изучение этих явлений главным образом с точки зрения логики их развития, общего, закономерного, повторяющегося в реальном историческом процессе. Логическое исследование осуществляется, так сказать, в чистом виде (в отвлечении от всех имеющихся случайностей, второстепенных обстоятельств).
Оправдан вопрос: как все-таки следует излагать экономические категории, должна ли их логическая последовательность совпадать с исторической? Согласно логическому методу, последовательность изложения экономических категорий определяется тем отношением, в котором они находятся друг к другу в той точке их развития, в которой достигают полной зрелости, своей классической формы. При этом логическая последовательность может совпадать, а может и не совпадать с исторической последовательностью.
Таким образом, логический метод представляет собой способ отражения внутренних связей, закономерностей действительного исторического процесса в теоретически последовательной форме. И здесь исключительно важное значение имеет выбор отправного пункта научного исследования. От решения этого вопроса зависит степень зрелости самой политической экономии как науки.
На первый взгляд кажется наиболее естественным и правильным начинать с реального и конкретного, с действительных предпосылок, например, с населения как основы и субъекта всего общественного процесса производства. Однако такой метод в конечном счете оказывается ошибочным, поскольку в начале ничего существенного нельзя сказать о населении, если неизвестны элементы, из которых оно состоит, например, классы. В свою очередь классы это опять-таки пустой звук, если не известны элементы, на которых они покоятся, например, наемный труд, капитал.

Капитал также слишком сложное экономическое явление, которое невозможно понять без анализа таких категорий, как наемный труд, стоимость, деньги, цены и т.д. Таким образом, подчеркивал К. Маркс, если бы я начал с населения, то это было бы хаотическое представление о целом, и только путем более близких определений я аналитически подходил бы ко все более и более простым понятиям: от конкретного, данного в представлении, ко все более и более тощим абстракциям, пока не пришел бы к простейшим определениям. Отсюда пришлось бы пуститься в обратный путь, пока не пришел бы, наконец, снова к населению, но на этот раз не как к хаотическому представлению о целом, а как к богатой совокупности, с многочисленными определениями и отношениями4.
Первый метод, который можно назвать способом восхождения от конкретного к абстрактному, был характерен для политической экономии в период ее возникновения (XVII в.) Она начинала с живого целого, но всегда заканчивала тем, что путем анализа выделяла некоторые абстрактные всеобщие отношения (например, разделение труда, деньги, стоимость и т.д.). Но как только эти отдельные моменты были абстрагированы и зафиксированы, стали возникать экономические системы, восходящие от найденного ранее простейшего (труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость) к более сложному (государство, международный обмен, мировой рынок). Более высоким в научном отношении К. Маркс считал второй метод, названный им восхождением от абстрактного к конкретному.

Конкретное потому конкретно, писал он, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления5.

Интересные статьи



Содержание раздела