Когда я женюсь


Но на самом деле никто не знает, каким будет день завтрашний, будет ли он удачным или же совершенно наоборот. В связи с нашим разговором неплохо бы вспомнить высказывание Стивена Ликока: "Ребенок говорит: „Когда я стану юношей“. Но что это означает?

Юноша говорит: „Когда я стану взрослым“. И наконец, став взрослым, он говорит: "Когда я женюсь". Наконец он женится, но от этого мало что меняется. Он начинает думать: "Когда я смогу уйти на пенсию".

А затем, когда он достигает пенсионного возраста, он оглядывается на пройденный им жизненный путь; как бы холодный ветер дует ему в лицо, и перед ним раскрывается жестокая правда о том, как много он упустил в жизни, как все безвозвратно ушло. Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого дня и часа".
Вряд ли кто будет спорить с подобным мнением. Но его вполне можно соотнести и с необходимостью выполнять все текущие дела в свой срок, не откладывая их на ближайшее или достаточно отдаленное будущее. Хотим мы того или нет, но если мы не сделаем сегодня определенный перечень дел, то завтра к этому списку неизбежно прибавятся несколько других. Количество наших дел будет расти подобно снежному кому. И в результате мы окажемся погребены под лавиной невыполненных обязательств, несделанной работы, потерянных безвозвратно возможностей и т. д.

Вряд ли нас порадует подобная перспектива. Ведь это означает, что нам намного труднее будет добиться успеха, получить желаемую прибыль, сделать карьеру и т. д. К тому же если люди постоянно намерены перекладывать свои обязанности на потом, то это прибавляет им беспокойства, делает жизнь намного более тяжелой и невыносимой.
Давайте вспомним древнее латинское выражение "carpe diem", что в переводе означает "лови момент". Иногда люди воспринимают это выражение как намерение поймать удивительный, уникальный момент, который перевернет всю жизнь, подарит множество уникальных перспектив. Но на самом деле каждый прожитый нами миг полностью соответствует этой формуле.

Хотим мы того или нет, но нужно поймать его, успеть сделать все необходимое, чтобы использовать возможности настоящего как можно более рационально.
Очень часто мы откладываем на неопределенный срок выполнение какоголибо дела именно потому, что не уверены, справимся ли мы с его выполнением. Может быть, дело это настолько важное, что от его выполнения зависят наш дальнейший успех, наша жизнь, благополучие, здоровье, личное счастье и т. д. Мы прекрасно понимаем, что должны справиться с задуманным делом как можно качественнее.

Но нам страшно даже подумать о том, что все может получиться далеко не лучшим образом. В данном случае мы словно уподобляемся неразумным детям, которые прячутся от проблемы, не желая признавать ее актуальность и целесообразность.
Но все же, сколько бы мы ни прятались от реальности, нам нужно найти в себе смелость и взглянуть на ситуацию, признав все проблемы и неприятности, которые есть в наличии. Американский психолог Уильям Джеймс говорил своим слушателям: "Примиритесь с существующими обстоятельствами, потому что принятие того, что произошло, как неизбежного представляет собой первый этап в преодолении последствий при любом тяжелом положении". Дейл Карнеги очень любил этого американского психолога и неоднократно в своих произведениях обращался к его трудам.

То же самое вполне можем сделать и мы, когда перед нами стоит необходимость выполнить определенные задания, сделать срочную работу и т. д.
Китайский философ Ли Ютанем в своей хорошо известной книге "Важность жизни" говорит: "Подлинное душевное спокойствие достигается в результате примирения с самым худшим. Психологически, я думаю, это означает высвобождение энергии". Если вдуматься в эти слова, то мы получаем полное подтверждение мысли о необходимости браться за груз проблем и срочных дел, невзирая на свое опасение по поводу не самых лучших результатов. В самом деле, что самое худшее может случиться, если мы сделаем дела недостаточно хорошо?

Может быть, это повлияет на наше продвижение по службе; может быть, мы в скором времени будем вынуждены исправлять свои ошибки.


Д. Карнеги дает читателям великолепные советы.
Например, такой: "Выполняйте дела в порядке их важности". При этом, разумеется, руководствоваться нужно не собственным желанием, а объективными обстоятельствами. Предположим, человеку нужно срочно завершить работу над годовым отчетом.

Но в данный момент он увлекся чтением специализированной литературы. Естественно, что увлечение кажется ему более интересным и приятным, поэтому на работу времени совершенно не остается. В результате получается, что человек подвел не только себя, но и своих сотрудников; а прочитанные книги все равно не принесли никаких положительных результатов.
Карнеги приводит множество замечательных примеров из жизни самых обыкновенных людей, которые добились высоких результатов. Чарльз Лакман начинал свою карьеру с рядового сотрудника, а через двенадцать лет стал президентом компании "Пепсодент". Он стал зарабатывать более ста тысяч долларов в месяц, добился высокого социального положения.

Сам Лакман заявлял, что обязан своим успехом очень простому качеству этот человек вставал в пять часов утра, потому что в это время лучше думается. После этого он планировал свой день. Причем старался распределить свои дела в порядке их важности.

Точно так же поступал весьма преуспевающий страховой агент Америки Франклин Беттджер. Он ежедневно ставил перед собой цель продать определенное количество страховых полисов. Когда ему не удавалось осуществить свой план, он добавлял непроданные страховые полисы на следующий день.
Разумеется, далеко не всегда возможно сделать дела так, как было запланировано. Но стремиться к этому вполне возможно, со временем человек привыкает не работать хаотично, а придерживаться определенных правил.
Бернард Шоу работал кассиром в банке. Вместе с тем этот человек был страстно увлечен писательским трудом и планировал ежедневно писать не менее пяти страниц. В течение девяти лет Бернард Шоу методично выполнял свой план, несмотря на то что таким образом ему удалось заработать только тридцать долларов.

Но упорство и стремление любой ценой достигнуть желаемого принести долгожданные результаты.
Очень часто мы откладываем не самые приятные и легкие дела до лучших времен, хотя намного проще будет решить их сразу. Именно об этом говорит Карнеги: "Когда перед вами возникает проблема, решайте ее немедленно, если располагаете фактами, необходимыми для принятия решений. Не откладывайте решений".
Один из слушателей курсов Карнеги, член правления крупной сталелитейной компании, Х. П. Хауэлл, рассказывал, что на заседаниях правления обсуждалось множество проблем. Но тем не менее решить их было крайне сложно. После заседания каждый член правления уходил домой с кипами докладов, которые требовали своего рассмотрения. Однажды Хауэлл убедил членов правления рассматривать за один раз только одну проблему и решать ее.

Результаты оказались поразительными: исчезли просроченные дела.
Однажды знаменитый американский психиатр доктор Уильям Л. Сэдлер принимал у себя пациента. Это был администратор крупной фирмы. Человек был крайне напряжен, он выглядел нервным и беспокойным. Ему срочно требовалась помощь, потому что нормально жить и работать этот человек не мог.

Его преследовало постоянное ощущение того, что он обязан чтото сделать. Причем создавалось явственное ощущение, что череда несделанных дел огромна, просто бесконечна.
Когда человек рассказывал о своих проблемах психиатру, у того зазвонил телефон. Доктор Сэндлер мог бы отложить вопрос на потом, но вместо этого ответил сразу. Не успел доктор повесить трубку, как ему позвонили снова.

Теперь уже потребовалось обсудить другое срочное дело, и доктор Сэндлер незамедлительно принял участие в обсуждении. Затем в кабинет вошел другой врач, которому требовалась консультация. Доктор поговорил и с ним, а затем обратился к своему посетителю и стал перед ним извиняться за то, что заставил его ждать.

Но посетитель вдруг повеселел.
Его лицо преобразилось. "Не извиняйтесь, доктор!  сказал пациент Сэндлеру.  За последние десять минут я понял, что у меня не так. Я вернусь к себе в контору и пересмотрю принципы своей работы. Но прежде, чем я уйду, разрешите мне осмотреть ваш письменный стол".

Доктор Сэндлер выдвинул ящики своего стола.
Они были пустыми, если не считать почты, которая только что поступила. Пациент спросил: "А где вы храните незаконченные дела?" Сэндлер ответил: "Незаконченных дел нет!" "А где же вы храните письма, на которые не успели ответить?"
"На все письма даны ответы!  сказал врач.  У меня правило: тут же отвечать на письмо. Я сразу диктую ответ секретарю".
Через шесть недель этот же самый пациент пригласил врача в свою контору. Пациент очень изменился. Он продемонстрировал свой письменный стол, в котором не было никаких незаконченных дел. "Шесть недель назад,  сказал он,  у меня было три письменных стола в двух конторах, и они были завалены кипами документов.Я никак не мог завершить работу. Поговорив с вами, я вернулся сюда и выбросил целый вагон докладов и старых отчетов.

Теперь я работаю за одним столом, решаю вопросы по мере их поступления, и я избавился от гор неоконченных дел, наваливающихся на меня и вызывающих раздражение и беспокойство".
Самое интересное, что у этого человека изменился не только взгляд на работу, но и здоровье. Теперь он уже не находился постоянно в нервном напряжении, его не преследовали тревожные мысли.
Безусловно, очень нелегко сразу изменить свое отношение к жизни и перестать откладывать дела в долгий ящик. Требуется определенное время, чтобы окончательно привыкнуть к новому распорядку. Часто может возникать соблазн отложить очередное дело до лучших времен. Но беда в том, что самое лучшее время именно сейчас.

Никто не знает, как сложится жизнь потом, какие неожиданности и сюрпризы могут подстерегать человека. Поэтому не нужно осложнять дальнейшую жизнь делами, которые нужно сделать именно сейчас. К тому же не нужно забывать о том, что некоторые дела являются актуальными именно сейчас. Пройдет совсем немного времени, и возвращаться к ним не будет иметь уже ровным счетом никакого смысла.

Это может повредить не только конкретному человеку, но и многим другим.
Например, если нерадивый сотрудник постоянно откладывает ту или иную работу до лучших времен, актуальные дела и проекты устаревают. И в дальнейшем они уже не принесут ни пользы, ни прибыли. Нерадивого сотрудника вряд ли похвалит начальство, а организация может недосчитаться значительной суммы денег. Говоря об этом, нельзя не вспомнить очень точное народное выражение: "дорога ложка к обеду". Действительно, все имеет свою ценность в определенное время.

И нужно делать все возможное, чтобы это время использовать с максимальной пользой для себя и для общего дела.



Содержание раздела