Постановка проблемы и основные гипотезы


Для их понимания и анализа (и до научной и философской квалификации) необходимо привлечение понятия "организация времени". Организация времени предполагает согласование и разрешение ряда противоречивых тенденций современного научно-технического прогресса. Технический прогресс, с одной стороны, многократно умножает биологические и психические временные возможности человека (скорости его интеллекта, памяти и т. д.), с другой наталкивается на ограничения существующих естественных ритмов, скоростей и темпов человека. Техника, заменяя человека автоматическими системами, роботами, высвобождает его рабочее время для переработки возрастающих объемов информации (как показывает опыт таких технически передовых стран, как Япония, где возрастает длительность рабочей недели).
Тенденция технического прогресса растет непропорционально профессиональному прогрессу, опережая развитие временных способностей человека. Этот дисбаланс ведет не только к росту аварийности, но к утрате человеком рабочего и жизненного комфорта,
перенапряжению, нервно-психическому износу и кризису экологии человека.
Тенденция развития технического прогресса также приходит в противоречие с тенденцией культурно-нравственного развития человечества, поскольку сбережение времени в результате технического совершенства наталкивается на тенденцию обесценивания времени в духовной культуре. Происходит исчезновение временных перспектив, необходимых для развития цивилизации, человек утрачивает жизненные перспективы, восприятие будущего. Недавно проведенный программой телевидения опрос показал, что люди не хотят жить в будущем, а только в прошлом или настоящем.

В силу этого проблема организации времени должна ставиться и решаться как комплексная проблема не только технического, но и духовного прогресса человечества и его экзистенциального бытия как личности.
Проблема организации, экономии и оптимального использования времени является ключевой для прогресса человечества на рубеже XX-XXI веков. Организация времени дает повышение производительности труда, обеспечивает наиболее оптимальное согласование сверхскоростных современных технических систем с временными возможностями человека, предупреждает их рассогласование, ведущее, с одной стороны, к росту аварийности, с другой к потерям в экологии человека (необратимым нервно-психическим потерям, падению работоспособности и здоровья). Время человека системообразующий фактор связи и способов организации различных времен, и категорию организации времени в пред-
варительном порядке мы хотим обозначить через другие, более частные понятия, носящие тем не менее достаточно универсальный характер.
Среди важнейших понятий, обозначающих параметры (или модальности) времени, прежде всего существенны: время развития, изменения, последовательность или одновременность, скорость (в том числе различные темпы, ритмы), кванты (периоды, привязанные к качественным характеристикам определенной сферы), соотношение прошлого, настоящего и будущего, выражающего архитектонику и необратимость времени, связь времени и пространства ("хронотоп" по А. А. Ухтомскому), своевременность. Наконец, перефразируя проблему "timemanagement'a", можно употребить понятие "организация времени", которое и является одним из ключевых в нашем подходе, ниже развернутом в целой серии конкретных эмпирических исследований (типологические особенности деятельности людей в разных временных режимах, способы планирования будущего и их связь с возможной реализацией планов, особенности организации внутреннего и внешнего времени руководителя), подробно освещенных нами в первой и второй главах настоящей работы.
Эти параметры времени не просто привязаны к качественным характеристикам сфер бытия они сами в свою очередь раскрываются или создают их новые качества. Так, например, понятие "последовательностьодновременность", примененное к анализу особенностей кризиса в постсоциалистических странах, выявляет его кардинальные различия в разных странах. В Польше экономический кризис протекал на фоне политического единства плюрализм и борьба партий вступили в свою силу, когда основная волна экономического кризиса уже спала. Это облегчило способы выхода страны из кризиса.



В России, как известно, одновременно разворачивается и политический, и экономический, и общественный кризис, что усиливает его глубину и затрудняет возможность выхода.
Более частный пример. Та же одновременность ряда существенных мероприятий при создании малых или больших предприятий (поиска денег, кадров, юридического установления, аренды, партнерства и т. д.) создала огромные трудности и не обеспечила качественного уровня и полноценности этих организаций. И совсем иначе сформировались постепенно выросшие предприятия, где каждый предшествующий этап создавал и обеспечивал предпосылки для следующего.

Однако нужно различать последовательности, основанные на причинно-следственных отношениях, и последовательности, которые должны быть специально выстроены, исходя из значимости, ценности, существенности. Такие последовательности
L4
должны специально моделироваться по определенным критериям, которые соотносимы с иерархией значимости.
Особо печальной славой в истории нашего общества обернулись не упомянутые выше понятия "ускорения" и "экономии" (в нашем случае времени); практика показала, что любое ускорение не может игнорировать временную логику явлений или систем (будь то социальные или экономические). Любые проблемы экономии времени могут решаться только на основании хотя бы приблизительного учета объективных временных темпов социальных или экономических процессов и ситуаций. Для экономии времени необходим хотя бы теоретический учет необходимого времени и проектирования возможных условий сокращения времени.
По проблемам планирования написаны десятки, если не сотни трудов, однако реальная неуспешность этих процедур редко анализировалась и корректировалась. Суть неудач планирования (во всяком случае одна из причин в нашем обществе) была связана с отсутствием сопоставления запланированного с реально достигнутым, анализа причин, препятствовавших достижению, который бы помог в будущем планировании.
Все сказанное демонстрирует, с одной стороны, пронизывающую все сферы жизни человека роль времени, с другой сложность связей этих сфер, невозможность их выявления только в категориях времени, необходимость разработки единых понятий и одновременно потребность в выявлении их функционально различных значений, скрытность времени и его явную категоричность одновременно. Однако именно учет в пределах возможного всей этой сложности и противоречивости Вселенной Человека побуждает к осмыслению и исследованию традиционно называемого "субъективным", или "психологическим" времени и достраиванию этих понятий до категории "личностной организации времени".
Авторы выражают благодарность всем студентам, магистрантам и аспирантам, принимавшим участие в разработке этой увлекательной темы проблемы личностной организации времени. Отдельную благодарность нам хочется выразить Н. Ю. Григоровской, В. И. Ковалеву, О. В. Кузьминой, Л. Ю. Кублицкине, В. Ф. Се-ренковой и Н. А. Растригиной, материалы дипломных и диссертационных исследований которых приводятся в этой книге с любезного разрешения авторов.
Глава 1

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ГИПОТЕЗЫ
Исследования проблемы времени в психологии осуществлялись в целом ряде направлений, которые фактически мало связаны друг с другом. Это классические исследования восприятия времени (Ю. М. Забродин, Ф. Е. Иванов, Е. Н. Соколов, П. Фресс и др.), переживания времени (Д. Гарбетте, Р. Кнапп и др.), временной перспективы (Р. Кастенбаум, Дж.

Нюттен и др.) Однако они оказались оторванными от целого исследовательского направления, в котором изучались нейрофизиологические, психофизиологические особенности временной организации человека (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1981; Ю. М. Забродин, А. В. Бороздина, Н. А. Мусина, 1987; Я. Освальд, 1975; С. Шервуд, 1975 и др.), а также процессуально-динамические и в этом смысле объективные временные характеристики самой психики, такие, как скорость запоминания, скорость реакций, темпы, ритмы нейрофизиологи-ческих, психофизиологических процессов (П. Фресс, Л. П. Гри-мак, 1978; Д. Т. Элькин, 1959, 1962; Д. Т. Элькин, Т. М. Козина, 1978, Д. Н. Узнадзе, 1966).

Можно предполагать, что этот разрыв определялся тем, что первые были отнесены к области изучения субъективного психологического времени (или, как принято говорить в отечественной психологии, субъективного отражения времени), а вторые фактически к области, в которой исследовалась объективная временная организация самой психики.
Кроме того, эти две области, в свою очередь, были обособлены от исследований проблем личностного времени времени развития личности, мотивации, динамики осознаваемого и бессознательного (П. Жане, Ж. Пиаже, К. Левин, X. Томе и Др.). А исследования, касающиеся проблемы личностного времени (в том числе и в первую очередь динамическая концепция личности 3. Фрейда), оказались в стороне от изучения конкретного жизненного пути, его специфических временных, биографических, событийных характеристик



Содержание раздела