Отношения главенства и подчинения


Я хотел бы подчеркнуть, что многие пассивные лесбианки склонны к шизоидности; это индивидуумы, испытывающие потребность в тепле и человеческой близости, напоминая этим детей, отлученных от родителей (какими они, в сущности, и являются); а лесбийские отношения предлагают им удовлетворение этой потребности, поскольку в их ласках они обретают чувство некоторой безопасности и частичное исполнение своих сексуальных желаний. Однако эти отношения становятся для них тюрьмой, отрезающей пути к самореализации. Восстав против невротического характера сексуальных ролей своих родителей, они утратили возможность сбросить с себя эти добровольные оковы. Установлено, что лесбианство обычное явление среди проституток. Так, Ф. С. Каприо сообщает, что он наблюдал его в публичных домах многих стран Европы, а X. Гринвальд, выполнивший аналитическое исследование явления проституции, подтверждает, что это распространенная форма взаимоотношений "девушек по вызову".

Вопрос обычно состоит лишь в том, какое из двух явлений является причиной, а какое следствием, т. е. ведет ли проституция к гомосексуальности, или же, наоборот, гомосексуальность приводит к проституции. Связь, конечно, есть, и она не должна нас удивлять. Если приведенный выше анализ лесбийской личности правилен, т. е. если лесбианка это личность, у которой отсутствует "чувство себя", как и чувство тождественности со своим телом, то свойственное проституткам отношение к своему телу служит подтверждением отчужденности от него и выражает презрение к нему.

Отрицание своего тела, характерное для пассивных лесбианок, не слишком отличается от выставления его на продажу, как это делают проститутки.
Плотно сжатый неподвижный рот Джоан выражал ее решимость не плакать. "Что толку? говорила она. Никому до этого нет дела; никто не придет". И в самом деле, она не могла плакать. Ригидность челюстей и напряженность горла сильно затрудняли плач, так что он вызывал боль и даже затруднял дыхание, ограничивая проход воздуха.

Вследствие этого у нее была вздута грудь и неглубокое дыхание. Первый раз ей удалось заплакать, когда она попыталась сделать ртом сосательные движения. Чувствуя свою расстроенность и ограниченность, Джоан разрыдалась самым жалостливым образом. Ее не способность плакать, затруднения с дыханием и с движениями рта были выражением ее неспособности заявить о своей потребности в любви и в исполнении надежд.

Ее лесбийская связь давала ей только возможность общения и некоторое сексуальное удовлетворение.
Джоан утверждала, что ее отношения с отцом были лишены всякого чувства, что он просто игнорировал ее существование. Однако в другой раз она проговорилась, что в семье она считалась любимицей отца и что отец даже называл ее "принцессой". У меня появилось подозрение, что ее отрицание чувств представляло собой способ подавления своих сексуальных переживаний, связанных с отцом.

Это объясняло тот факт, почему отец и дочь чувствовали себя неловко, оставаясь наедине. Во время одной из наших бесед с Джоан она осознала, что у нее было желание близости с отцом, и эта догадка сильно ее рассердила. Она повернулась ко мне с выражением угрозы, как будто это я был виноват и в ее чувствах, и в их расстройстве. Этот случай помог ей понять, что ее лесбийская ориентация служила средством защиты против страха разочарования и возможности быть отвергнутой мужчиной.

Однако именно ее враждебность к мужчинам, основанная на воспоминании о том, что она была отвергнута своим отцом, делала неизбежными последующие разочарования и отказы. Нужно было снять эту враждебность, а для этого нужно было понять ее природу.

Враждебность Джоан по отношению к мужчинам имела прямое отношение к выражению ее плотно сжатого неподвижного рта.
Разгадка пришла во сне, который Джоан увидела в период лечения. "Мне приснилось, что я в постели с женщиной, и что у нее пенис, который я сосу. Это было очень приятно. Потом вдруг все изменилось, и у нее уже не было пениса.

Я почувствовала злость и расстройство". Толкование этого сна выявило всю сложность проблемы. "Женщина с пенисом" это уроборический символ Великой Матери, сочетающей в себе мужские и женские черты и представляющей предсознательное состояние, предшествовавшее разделению противоположностей.


Первая сцена отражала удовольствие, получаемое от пребывания в матке и в период после родов, и выражала желание Джоан вернуться в эту ситуации. Во второй сцене проявилась реальность в форме осознания существования различий (женщина без пениса), а сама сцена связана с расстройством чувств (фрустрацией) и с гневом, вызванным потерей объекта желания (пенис, он же сосок).

Чувство гнева говорит о наличии враждебных импульсов, направленных против пениса; если принять во внимание, что он исчез, то сцену можно истолковать как проявление желания его откусить.
Поскольку сон закончился переживанием гнева и расстройства, то можно предположить, что именно эти эмоции были характерными для Джоан в тот период ее жизни. Переживая свою лесбийскую связь, Джоан чувствовала гнев и расстройство по поводу того, что у женщин нет пениса. Однако она не могла проявить сексуальность по отношению к мужчине, потому что тот факт, что у него есть пенис, мог побудить ее его откусить. В личности лесбианки подавление враждебного импульса по отношению к пенису блокирует любое эротические желание, связанное с этим органом. Создавая в воображении образ "женщины без пениса", Джоан могла отрицать свое желание его откусить и свою вину, вызванную появлением такого желания.

Это желание откусить и проглотить пенис символически удовлетворяется в куннилинге; при этом лесбианка не переживает страха по поводу такого желания, поскольку пенис отсутствует. Конечно, все это осуществляется в виде неосознанных фантазий. Сжатый неподвижный рот Джоан выражал желание защититься от побуждения кусать, сосать и от потребности плакать; сама она согласилась с таким толкованием этого явления, сказав: "Да, я знаю, что испытываю сильное желание укусить, только я не сознавала, что это желание направлено на пенис".

Страх укусить играет важную роль в происхождении и развитии оргастической импотенции у женщин. В то же время важность способности укусить подтверждается многими выражениями вроде: "вонзить зубы", "урвать кусочек" и т. п. В каком-то смысле женщина действительно "кусает" пенис, так как она сливается с ним и захватывает его.

Трудно представить себе возможность достижения оргазма, если женщина будет бояться таких импульсов захвата и "кусания".
Отношения между Джоан и отцом были омрачены из-за переноса на него ее неисполненных оральных потребностей. Ее сексуальные чувства к отцу усложнялись и усиливались ее желанием оральной завершенности. Так "Эдипова проблема" становится неразрешимой, если она осложняется оральными и генитальными чувствами. Проблема гомосексуала (как мужчины, так и женщины) состоит в неспособности отказаться от предыдущего ради последующего, от исполнения желаний на детском, инфантильном уровне ради взрослого функционирования. Этот конфликт отразился в другом сне, который пересказала Джоан: "Моя подруга Б. пригласила меня быть третьей участницей в развлечениях пары лесбианок.

Я должна была мастурбировать стоя и при этом сосать свой большой палец. Она подошла ко мне поближе, но я сказала, что мне неинтересно".

Сон характерен тем, что в нем отвергнута гомосексуальная позиция.
Гомосексуальность, во всех ее формах, выражает отношения главенства и подчинения. При этом деление партнеров на "активных" и "пассивных" не имеет постоянного характера, поскольку те, которые однажды были "активными", в другой раз могут быть "пассивными" (с тем же или с новыми партнерами), а иногда смена ролей происходит и во время одного акта.

Однако во всякой гомосексуальной связи один из партнеров является главенствующим (доминирующим) лицом, а другой подчиненным; это отражает взаимодействие их личностей, рассматриваемых в целом. На это можно возразить, отметив, что то же самое часто наблюдается и у гетеросексуальных партнеров.

Однако дело в том, что этот элемент, если он существует в гетеросексуальных отношениях, только искажает их, а гомосексуальная связь (по моему убеждению) вообще не может быть "союзом равных". Равенство присуще гетеросексуальности, поскольку только при таких взаимоотношениях один партнер может относиться к другому с полным уважением.
Возникает и такой вопрос: испытывают ли лесбианки такое же чувство презрения к мужчинам, как гомосексуалисты к женщинам? Если отвечать в широком смысле то да, испытывают.

Презрение женщин-лесбианок к мужчинам развивается из осознания их импотенции, их эгоизма и их страхов. Это чувство лесбианки отражает сознательное или бессознательное отношение ее матери к ее отцу, и здесь она, конечно, находится полностью на стороне матери, а потом "разыгрывает" ее бессознательные фантазии. Если мать бессознательно желает "быть мужчиной" и относится к своей женской природе без всякого уважения то она тем самым подталкивает свою дочь к гомосексуальности.

Впрочем, презрительное отношение к мужчинам имеет и исключения. Оно пропадает при встрече с сексуальным мужчиной, который не притворяется и представляет собой надежную опору, благодаря своей мужественности.



Содержание раздела