Чувственность против сексуальности.


Помнится, профессор Хиггинс выразился так: "Ну почему женщина не может быть такой, как мужчина!" (Бернард Шоу, "Пигмалион"). Я сказал бы, что такой вопрос мог задать только человек, которого сильно огорчили и напугали. Принять такое пожелание всерьез и действительно попытаться "быть мужчиной" могла бы только женщина, которую отвергли. Надо сказать, что женственность и мужественность порядком утратили свое значение из-за общего обесценивания такого качества как индивидуальность, и это характерно для современного западного общества. Если прежде сексуальные роли были четко определены, то теперь здесь наступила путаница.

С одной стороны, Симона де Бовуар жалуется на то, что женщины стали "существами второго сорта", потому что им не нашлось места в мире, где всем заправляют мужчины. С другой стороны, поэт Роберт Грэйвз пишет, что "настоящая женщина не презирает мужчину, как и не переоценивает его; она просто делает все возможное, чтобы не поступать по-женски". Эта путаница возникла в связи с отказом от так называемого "двойного стандарта", лежавшего в основе прежних порядков.

Впрочем, здесь нет большой трагедии, потому что "двойной стандарт" отрицал женщину как личность и игнорировал тело как источник истины. Неопределенность по поводу того, что же должно составлять социальную и сексуальную позицию личности, касается не только женщин: мужчины тоже страдают от подобных сомнений по поводу их роли в семейных отношениях. Вот пример: если мужчина главенствует в доме его считают диктатором; если он играет пассивную и подчиненную роль его критикуют за несоответствие своему предназначению; он как будто должен балансировать на канате.

Заметим, что если в семье возникают подобные проблемы, то их причину следует обычно искать в нарушениях сексуальных отношений мужа и жены и в недостатке ясности по поводу сексуальных ожиданий партнеров. Мужчина, распоряжающийся в доме, обычно сознательно берет на себя эту роль, так как уверен, что удел женщины подчинение, как сексуальное, так и личное: ведь "тот, кто в штанах тот и хозяин" так думает он и считает, что спорить здесь не о чем.
Есть и другой тип мужчины: тот, который позволяет женщине управлять семейными отношениями; он исходит из ошибочного мнения о том, что его обязанность "обслуживать" женщину, т. е. удовлетворять ее. Такую пассивную позицию часто оправдывают тем, что она позволяет мужчине и женщине бескорыстно выражать свои чувства "проявлять альтруизм".

На самом деле здесь путаются два понятия: уважение прав женщины и ее эгоизм, и делается это под фальшивым предлогом необходимости удовлетворить сексуального партнера ради сохранения семейных отношений. Это невротическая позиция, и проистекает она от непонимания биологических факторов, определяющих взаимодействие полов.

Чтобы оценить эти факторы, нужно знать различия в психосексуальном развитии женщин и мужчин.
Психосексуальное развитие индивидуума можно разделить на три периода: догенитальный, латентный и генитальный. Такое деление соответствует ходу важных биологических изменений, происходящих в организме в течение каждого периода.
Догенитальный период включает время от рождения ребенка до достижения им возраста примерно 6 лет. В этом возрасте прорезываются постоянные зубы, т. е. происходит событие, которое, говоря вообще, можно считать окончанием детства.

Не случайно именно в это время ребенка отправляют в школу, поскольку с ним происходят определенные эмоциональные изменения. В догенитальный период происходит и постепенная интеграция движений и ощущений тела и их координация для обслуживания целенаправленной деятельности. Одновременно с этим осуществляется слияние догенитальных либидных импульсов в единое стремление к удовольствию, концентрирующееся в генитальной области. По завершении этого периода устанавливается первенство генитальных импульсов, т. е. генитальная область теперь преобладает над всеми другими эрогенными зонами тела в качестве главного источника эротического удовольствия. Таким образом, к концу этого периода ребенок расстается с желанием орального удовлетворения и не нуждается больше в грудном кормлении, в соске-пустышке и т. п. Заканчивается и обучение правильному отправлению естественных надобностей, и функция вы вода экскрементов уже не привлекает к себе внимания ребенка.



Психологически ребенок отлучается от матери. Он может уверенно стоять на ногах, и у него развивается координация движений, позволяющая ему функционировать в качестве независимого организма вне семьи.

Функции отношений с действительностью приурочены к двум противолежащим областям тела: наверху к голове (к уму) и внизу к гениталиям.
Во второй половине догенитального периода ребенок осознает существование своей генитальной области и удовольствие, которое он может получить от мастурбации. В этот период возрастает количество случаев мастурбации, сексуальных игр с другими детьми и проявления сексуального любопытства. Интерес ребенка к сексуальной функции способствует принятию им реальности и уменьшает его зависимость от матери в получении эротического удовлетворения. Мастурбация еще не имеет значения как способ разрядки возбуждения, применяемый взрослыми; это, скорее, возможность получения приятного возбуждения, вроде ощущения, переживаемого всем телом.

У девочек мастурбация направлена не на клитор, еще не достигший нормальных размеров, а захватывает всю генитальную область. Мальчик пробует трогать пенис, но не пытается его гладить, с целью достижения кульминации.
В этот период задача родителей состоит в исполнении оральных потребностей ребенка: в питании, в проявлениях внимания и нежности, в обеспечении безопасности и т. п., составляющих нарцисстическое обеспечение, необходимое для роста и развития личности и сознания собственного "Я". Если имеет место жесткая депривация, то ребенок фиксируется на предгенитальном (оральном) уровне, а в его личности появляются тенденции к "прилипчивости" и к зависимости; после, став взрослым, он стремится использовать свои сексуальные и личные отношения для получения поддержки собственного (неадекватного) "Я", а потребность в телесном контакте во время секса затрудняет у него желание оргастической разрядки, превращая его в "сенсуалиста". К сожалению, в наше время утрачен единственный естественный способ выполнения указанных потребностей ребенка, т. е. способ кормления грудью, во время которого ребенок получает и пишу, и внимание, и нежность, и ощущение безопасности. Контакты с телом матери способствуют развитию тела ребенка, как и его "Эго". Ребенок открывает для себя свое тело, т. е. развивает свое представление о нем, переживая удовольствие от контактов с телом матери.

По окончании этой стадии развития ребенок обычно осваивается со своим телом, в смысле восприятия и координации движений.
В догенитальный период не существует функциональных различий между мальчиками и девочками, т. е. различия между ними есть, но ребенок не функционирует в соответствии с ними; поэтому в поведении мальчиков и девочек 4-5 лет можно найти мало различий, указывающих на их пол. Разве что они одеты по-разному и пользуются разными игрушками (как это принято в нашей культуре), но эти различия навязаны им извне; так что маленькие дети функционируют прежде всего как сексуально недифференцированные индивидуумы, хотя их сознание сексуальности порой удивляет взрослых.

Они немало озабочены оформлением своей индивидуальности, превращающей их, в их собственных глазах, в мужчину или в женщину, если только этому не мешает влияние взрослых.
Большинство современных психиатров и психоаналитиков уверенно, что к 6 годам личность индивидуума полностью детерминирована, а это значит, что корни всех нарушений личности нужно искать в травматических переживаниях, имевших место в догенитальный период; поэтому безразличие к чувствам ребенка является, пожалуй, самым важным нарушением его нужд. Например, родители часто не обращают внимания на то, что ребенку нравится, а что не нравится в еде, и это может принести немалый вред. Если заставлять ребенка есть то, что он не хочет, то он переживает это как пренебрежение его личностью.

Введение в его тело разных тампонов, клизм и т. п. предметов это не что иное как насилие над ним. Пренебрежение его боязнью и его криками говорит об отсутствии уважения к его чувствам.

Каждое такое переживание уменьшает уверенность ребенка в том, что его ценят, любят и желают ему добра.
Догенитальный период оканчивается психологическим феноменом, известным как Эдипов комплекс. Например, девочка осознает свою женственность и чувствует сексуальное (не генитальное) влечение к отцу, т. е. радуется физической близости с ним иначе, чем близости с матерью; мальчик переживает такие же чувства по отношению к матери. Фактически, установление генитальной первоочередности (см. выше) связано с пиком сексуального чувства, распределенного по телу, при несколько повышенной концентрации его на гениталиях.

В результате мальчику может прийти мысль занять место отца в качестве возлюбленного своей матери; а у девочки подобным же образом возникает чувство соперничества с матерью по отношению к отцу как к сексуальному объекту.



Содержание раздела