Как воспитать у детей эмпатию?


Это тонкая работа души. Однако здесь тоже нужно соблюдать чувство меры. Излишне щедрые похвалы и награды могут расцениваться ребенком как фальшивые, как заискивание или вызвать звездную болезнь.
С другой стороны, психологи справедливо отмечают, что взрослые излишне много ругают детей. Взрослые забыли трудности своего детства.

Если бы у детей не было так много врожденной уверенности в себя, светлого настроения, они бы никогда не справились с гигантской задачей познать мир в условиях, когда многих слов они еще и не понимают.
Не следует делать детям антикомплименты, тогда все перечисленные выше функции комплимента станут функциями со знаком минус. Например, вместо комплимента — вот такие насмешки над ребенком:
— И зачем только у тебя голова на плечах? Ты опять забыла купить хлеб.
Лучше скажите спокойно:
— Сегодня почему-то вся семья будет ужинать без хлеба.
Разговаривайте с детьми доброжелательно, по-хорошему, и они рефлекторно будут так же разговаривать с вами. Даже хорошо воспитанному человеку трудно спокойно выносить ругань.

В соответствии с третьим законом Ньютона (действие равно противодействию) на ругань следует ругань, и пожар разгорается.

Вместо того чтобы заметить ошибку, уличить и ругать, попробуйте сделать так, чтобы ребенок сам рассказал, что он сделал плохо, а вы выразите твердую уверенность в том, что он все правильно понял и больше не будет повторять подобной ошибки. Это сохранит ваши дружеские отношения.
А бывают ли случаи, когда надо использовать антикомплимент?
Да, бывают. Если ребенок осознанно, много раз врет, ворует, курит, грубит, хулиганит. объяснения и беседы по душам не помогают.

Отвлечения, награды и прощения не дают положительного эффекта. Если все предупреждения деланы и ребенок понимает на что он идет, когда нарушает нормы поведения, знает что ему будет, тогда это дает вам право его наказать.

Может быть, сначала лишить его привилегий (кино, карманные деньги, сладкое...), а потом уж сделать то, что вы обещали с ним сделать.

Теперь вы просто обязаны выполнить то, что обещали.
Нельзя говорить детям:. У тебя плохая память, Ты дурак — это снижает самооценку, снижает полет фантазии в процессе генерирования идей. Нельзя, конечно, применять строгие наказания к ребенку, если ему менее трех-пяти лет или когда он четко не понимает, зачем надо делать то, что от него требуют.

Но он должен четко понимать цель наказания и то, что сам виноват. Пусть он боится делать плохое, а не вас.

Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей. Может быть, вместо наказания почитать ребенку книги о том, как наказывали школяров в прошлом, например, в бурсе?
Хвалите за хороший, глубокий вопрос. Задавание вопросов признак сильной мыслительной деятельности.
Как воспитать у детей эмпатию?
У совсем маленьких детей эмпатия отсутствует, но присутствует эгоцентризм — сосредоточенность на собственном я: вся вселенная для меня одного. А эмпатия выработается позже, на основании опыта, по мере понимания того, что все люди в чем-то разные, а в чем-то одинаковые: тебе хочется и другому этого же хочется, тебе больно и другому больно, тебе холодно и другому холодно, все мы хотим быть счастливыми, всем нам надо пить, есть, спать...

Однако думают люди и относятся к одному и тому же по-разному.

И всех надо понимать, а ещё лучше читать как открытую книгу.
Некоторые дети легко перевоплощаются: я — лошадка, я — паровоз, я — мама. Это тоже эм-патия.

Такое умение, заложенное в детстве, поможет понять другого человека.
Можно предложить следующие игры и темы бесед для развития эмпатии:
Прочитайте психологически насыщенные сказки и рассказы, обсудите характеры героев, их поступки и мотивы поступков. Дайте высказаться всем, предложите детям подвести итоги, согласуйте общее мнение.

  • Если бы цветы могли говорить, а ты мог бы их слышать, что бы тебе рассказали цветы
    на клумбе и те же цветы на столе в вазе?
  • Что думал Колобок, когда сидел на носу у Лисицы? Он боялся или просто ничего не понимал? А когда он оказался у лисы в животе, что он чувствовал?

Игры на перевоплощение и ролевые игры развивают детей душевно, дети начинают понимать, что другие люди думают и чувствуют.
Попросите детей составить рассказ от имени зайца или слона в зоопарке, а потом на воле, карася в аквариуме и в пруду...

  • Что чувствует трава, когда её косят? Дерево, когда его рубят?

Покажите детям замысловатую фигуру и спросите, что это такое? Обратите внимание
детей на тот факт, что ответы у всех окажутся разные. Значит, и люди разные, но их всех надо понимать, чтобы жить с ними дружно.
— Ты пролил на пол краску. Что скажет мама?
Некоторые психологи считают современный мир шизоидным, отмечают, что люди все больше погружаются в себя, теряют чувство эмпатии и взаимопонимания. Вспомните расхожую леденящую душу фразу: Это твои проблемы, меня, мол, это не касается. Это страшное заболевание — черствость души.

Такой человек вряд ли способен на добрую шутку или комплимент.

Развивайте чувство эмпатии у детей.
Однажды Маршак спросил сына:
— Чьи сказки тебе больше нравятся, мои или Пушкина?
Сын молчал.

  • Не бойся, Пушкин не обидится.
  • Ты обидишься, — сказал сын.

Комплименты себе, любимому
Можно ли хвалить себя? Если есть за что, то почему бы и нет — похвалите себя.

Вообще Психологи советуют думать о себе хорошо, не говорить о себе плохо, советуют награждать себя маленькими подарочками за все усилия и достижения и называют это подкреплением.
Например, вы хорошо сдали экзамен, или сшили красивое платье, или провели успешный разговор, или, поборов себя, сделали решительный поступок. Похвалите себя, скажите себе комплимент:
Сегодня я довольна собой. Я молодец.

Оказывается, я кое-что могу сделать!

Теперь все пойдет лучше.
Даже мелкие житейские радости оказывают великолепное влияние на физическое и умственное состояние человека. Долька шоколада, чашка чая, смешной анекдот, нежное поглаживание, слова участия заметно снижают в крови содержание гормонов стресса и повышают работоспособность.

Стресс это не сам факт, а отношение к нему.

Две трети болезней связаны со стрессами. Женщины могут и напроситься на комплимент, купить себе пирожное, или колготки, или цветок.
Психологически ожидание награды подкрепляет желание добиваться успеха, прилагать усилия и побеждать. Успех в делах нужен хотя бы для того, чтобы просто оставаться в согласии с самим собой.
Просто так, беспричинно, делать себе подарки не следует. Это дело мужчин делать якобы беспричинные подарки женщинам— такая вот милая игра!
Когда Женщина должна делать комплименты мужчине?
Мы уже уяснили себе, что мужчина должен делать комплименты женщине всегда, а когда женщина должна делать комплименты мужчине? Практически в тех же случаях, когда мужчина делает комплименты женщине.

  • Когда надо провести психотерапию мужчине, коррекцию душевного состояния, тогда комплимент нужен, как лечебное средство.
  • Когда у мужчины пониженная уверенность в себе или чувство вины.
  • Когда есть затруднения в общении и надо наладить более доверительные взаимоотношения.
  • Для повышения живого интереса друг к другу.
  • Когда испытываются затруднения в поисках
    партнера.
  • Для сексуальной инициативы.
  • Когда хочется получить наибольшую радость от интимной жизни.

Комплименты аудитории
Даже если лектор уверен в общественной значимости своей лекции или курса лекций, огромное значение имеет дружеское отношение и хороший контакт с аудиторией.
Когда слушатели заинтересованы в выступлении и не предубеждены, оратор достигает цели меньшими усилиями, а сами слушатели лучше усваивают материал. Процесс слушания не всегда предполагает восприятие мысли. Прежде всего следует спровоцировать интерес к вашему выступлению, заставить людей слушать, думать и верить вам.

Для этого желательно влюбить в себя аудиторию (это называется аттракция) и стремиться к тому, чтобы не только слушали ваши слова, но и переживали определенные чувства.

Чтобы не утрачивать контакт с аудиторией, надо ловить реакцию слушателей и чаще использовать слова, которые подчеркивают уважительное отношение к аудитории, — никакого высокомерия, никакого негатива по отношению к слушателям. Как советовал Плутарх, или как можно короче, или как можно приятнее.
Дорогие дамы!. Дорогие слушатели!.

Уважаемые родители!...
Лектор может похвалить аудиторию за активность, за внимание, за интересные вопросы и ответы, за умение слушать, за чистоту и порядок в аудитории, за желание учиться, за хорошую посещаемость и дисциплину, за интерес к занятиям...
Итак, хвалить надо не только детей, но и взрослых. Говорят: И кошке ласковое слово приятно.
Лекцию можно закончить фразой: Я с удовольствием жду умных вопросов моих уважаемых оппонентов. Этим вы поставите оппонента в условие, когда он действительно, должен задать умный вопрос.

Чаще вопросов не поступает.
Комплименты мерзавцу
Можно ли говорить комплименты мерзавцу? Дикий вопрос!

Но говорят!

Сила, деньги и власть всегда действуют на слабых духом людей завораживающе (как очковая змея), отнимают у них не только волю и смелость, но и честь и достоинство, они готовы денежному мешку ноги целовать.



Содержание  Назад  Вперед