Планирование


Первое, в отличие от Кенни, Джеймс включает в свои оценки подобающие критерии, а именно, те критерии, которые будут существенны КАК ДЛЯ КРАТКОСРОЧНОГО, ТАК И ДЛЯ ДОЛГОСРОЧНОГО БУДУЩЕГО. Быть творчески музыкальным и быть ответственным являются как критериями, которые всегда были, так и (возможно) всегда будут важными для Джеймса. Путем включения их обоих он помогает застраховаться, что будущее, на котором он остановился, как на желаемом, будет соответствовать обоим этим критериям. Однако, остановившись на этом, Джеймс легко мог бы кончить тем, что был бы разорван надвое двумя критериями (как Бетти своими). Вместо этого Джеймс приоритезирует их, придавая ответственности за свою семью несколько больше веса, чем потребности заниматься музыкой.

Важность такой приоритезации для него состоит в том, что для него становится возможным разрешить любые конфликты, создаваемые этими критериями в тех возможных будущих, которые он учитывает. Выделив и приоритезировав свои критерии, Джеймс далее получает свободу конструировать для себя возможные будущие и оценивать их по отношению к этим критериям. Имея критерии при себе, Джеймс вступает в каждое из этих возможных будущих, пытаясь найти то или те из них, которое кажется наиболее удовлетворительным и неотвратимым.

Явно он это делает или нет, он, в данном процессе, пытается получить несколько общих ответов на хорошо сформулированные вопросы, которые мы представили в предыдущем разделе:

  • Что возможно иметь или делать, или ощущать?
  • Стоит ли это иметь?
  • Даст ли это мне то, что я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочу?
  • Будет ли стоить затрат получение этого?

 
С тех пор, как Джеймсу понадобилось изобретать новые возможности по зарабатыванию денег (в противоположность уже имеющейся идее, которая нуждалась только в оценке), первый учтенный им вопрос был: "ЧТО возможно...?" вместо "ВОЗМОЖНО ЛИ...?" Такая постановка вопроса предполагает, что ЕСТЬ много возможностей, и, таким образом, как в случае с Джеймсом, ориентирует Вас на поиск альтернатив. Ответ "да" на все три других вопроса тождествен тому, что желаемое будущее является тем, которое созвучно Вашим критериям и любым видам ощущений и информации, которые Вы используете для оценки возможного соответствия этому критерию. (Все процессы принятия решений требуют информации, данные могут включать запоминаемые и воображаемые ощущения и нынешние чувственные входные данные.) Воспоминания и ощущения, которые составляют базу данных, оцениваются затем с учетом критериев, которые используются. Например, в данной ситуации Джеймс использует базу данных, которая включает его прошлые ощущения в музыкальном бизнесе, его текущие семейные обязанности, то, что делалось или делается кем-то другим в или вне музыкального бизнеса, также, как и информацию, которую он прочел или ему сообщили. Он обращается ко всему из его процесса принятия решений с учетом своего профессионального будущего.

Он экспериментирует с различными возможными для себя карьерами, оценивая каждую из них с учетом своих критериев и приоритетов, также, как и других идей и понятий, как время, затраченное на переобучение, затраты, уровень доходов, семейное устройство, и так далее. Если он не сможет ответить на эти вопросы исходя из личных ощущений, он будет изыскивать источники ощущений и информации (люди и книги), которые мог бы затем использовать для обогащения своих представлений о возможных будущих.
 
Для мышления Джеймса характерно также предположение, что его предназначение ВЫБРАТЬ, и его ответственность в том, чтобы это случилось. Если бы (по его мнению) был только один способ удовлетворить каждому из критериев, то процесс определения, чего он хочет, не пойдет дальше того, чтобы найти, как усилить, что он уже делает в смысле соответствия потребностям его семьи (то есть пытаться побольше выступать). Однако Джеймс не сосрMдоточивается на этом и поэтому ищет другие способы, как быть ответственным, способы удовлетворения желания заниматься музыкой и даже способы удовлетворения обоих этих критериев.

В основе его желания лежит допущение ПРИЧИННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТЕМ, ЧТО ОН ДЕЛАЕТ В НАСТОЯЩЕМ, И ТЕМ, ЧТО ОН В КОНЦЕ КОНЦОВ БУДЕТ ИМЕТЬ В БУДУЩЕМ. Это значит, что Джеймс верит и выражает в реальном поведении свою веру в то, что то, что он делает сейчас, будет, на большом протяжении, определять его будущее.



Это является важным причинно-следственным допущением, поскольку помогает удостовериться, что он признает, что исполнение его потребностей является, по крайней мере, чем-то обусловленным его собственными настоящими и будущими усилиями.
Сценарии возможных будущих здесь являются совершенно общими, в сравнении со сценарием, в котором конкретизирована каждая деталь. Существенно уметь разбить результат на составные части, также, как и конкретизировать действия по осуществлению каждой части. Например, в действиях по приготовлению ужина приготовление салата является компонентом общего поведения по приготовлению ужина. Это, однако, относительно более общо, нежели взятие листьев салата из холодильника, промывка, обрывание листьев и пр., которые являются относительно меньшими, более детализированными этапами.

Относительное дробление поведения, которое человек использует для представления, во что обойдется достижение желаемого результата, является очень важной отличительной особенностью во всех усилиях, требующих планирования и последовательного претворения планов в жизнь. Как Вы узнаете, успех в значительной степени зависит от использования соответствующего количества деталей на каждой стадии перехода от потребности к обладанию.
Прибывая на этапе потребности в своем процессе принятия решения, Вы мыслите в каждом отдельном фрагменте Ваших соображений, возможно, довольно общо. Обращение внимания на очень мелкие детали в этом пункте может завести Вас в крохотные частности, которые уместны лишь в случае, если Вы действительно собираетесь преследовать это частное будущее.

Учитывая же только относительно большие фрагменты, Вы сможете сделать относительно простые и быстрые оценки потенциальной приемлемости возможной потребности. С этими потенциальными будущностями, которые, похоже, соответствуют Вашему заказу, Вы переходите к следующей стадии в последовательности:
ПЛАНИРОВАНИЕ
Год 1979, и Билл решает, что хочет стать компьютерным программистом. Его жена считает, что это прекрасная мысль, и интересуется, куда он собирается пойти учиться. "Пока не знаю", -- отвечает Билл, -- но начну искать школу с завтрашнего дня." Билл начал искать их везде -- даже школы на другом краю континента. Когда выпадала возможность, он отправлялся в студенческие городки, чтобы там поговорить с людьми. Вскоре у него были горы информации по каждой школе и их программам. Он также начал собирать информацию о потребностях корпораций и тенденциях в промышленности, как в компьютерной сфере, так и в общем.

Планировать стало очень сложно. Каждая школа имела свои преимущества и недостатки, которые Билл тщательно взвешивал.

Каждый вариант, прежде чем быть отвергнутым, скрупулезно обдумывался. А вдруг в нем что-то есть, чего Билл пока не знает. Конечно, различие школ должно было соотноситься с потребностями и тенденциями в промышленности, экономике и обществе. Билл изучал их досконально, посвящая много часов попыткам оценить, что же это были за потребности и тенденции. Затем, конечно, нельзя было не принимать в расчет, как он будет содержать семью, пока будет проходить обучение.

С каждой новой частицей информации или соображения Билл должен был вновь просматривать свои возможные планы действий, корректируя и уточняя их по неделям, месяцам, годам. Билл собирался найти наилучший путь, как стать компьютерным программистом, и потратил весь 1979 год на его поиски.

А затем и 1980, 1981, 1982...
Определившись с потребностью, Вы должны затем сформулировать план действий, который, по-вашему, должен привести Вас туда, куда Вы хотите добраться. Например, если Вы решили поехать в Сиэттл, Вы должны решить, как туда попасть. Поедете ли Вы автомобилем, автобусом, самолетом, на судне, поездом или на их комбинации?

Какой бы Вы избрали маршрут? Когда бы Вы начали и закончили поездку?

И так далее. Иными словами, создав себе цель, необходимо теперь разбить эту цель на этапы, чтобы сделать это будущее возможным. План это рецепт, который расписывает, как же приготовить эту стряпню с обложки журнала КУЛИНАРИЯ, от которой просто текут слюнки. Рецепт расскажет Вам, какие же именно ингредиенты Вам необходимы, когда Вам нужен каждый из них, и что с ними делать.

Рецепт не приготовит Вам блюдо, он просто расскажет Вам, КАК его приготовить.
Билл определенно понимает, что достижение цели стать компьютерным программистом требует, чтобы он организовал этот результат в действия, которые ему необходимо предпринять. И вообще, не может же он просто прийти в Ханиуэл, сесть за клавиатуру и провозгласить себя программистом.

Однако Билла парализует то, что он дробит свои действия на этапы, которые СЛИШКОМ мелки. Ведомый критерием выбора НАИЛУЧШЕГО плана, Билл занимается сбором и просеиванием гор информации и возможностей.



Содержание раздела