Искусственно туманная речь-это могущественная речь.


В этом ответе части укрупнились от “налога на прибыль” до “инфляции”. При движении по горизонтали размер частей сохраняется. На рисунке 8.2 показаны все три направления перехода-вверх, вниз и горизонтально, с теми вопросами, которые вызывают движение в каждом из направлений.
Вообще-то говоря, чем более высокую позицию вы занимаете в организации, тем больше размер частей информации в ваших разговорах. Я знал некоторых очень крупных руководителей, которые предпочитали общаться очень мелкими частями. Оказывается, что при таком вашем поведении сотрудник воспринимает, что начальник вмешивается в его работу. Когда вы разговариваете с руководителем выше по положению, укрупните части по сравнению со своим обычным уровнем и дробите части, только когда собеседник сделает это первым.

Когда вы разговариваете с людьми ниже по положению, немного дробите части, чтобы они лучше вас понимали.
Рисунок 8.2
Перемещение вверх, вниз и горизонтально по размерам частей информации
Вверх (общее)
Примером чего это может быть?
Идеи
Общение
Обмен
Коммерция
Бизнес
Банковское дело
Какие еще есть примеры этого?
горизонтально
Розничная продажа пищевых продуктов
Страхование
Торговля автомобилями
Что может быть примером этого?
вниз (конкретное)
Коммерческое банковское дело
Операции с акциями
Привилегированные акции
Мои привилегированные акции
Если вы обращаетесь к большим группам людей, часто лучше всего подавать информацию крупными частями и избегать конкретики. Это позволит людям вложить собственный смысл в ваши обобщения, и вы не увязнете в конкретных деталях и технических подробностях. Укрупнение поможет вам установить направление для вашей команды, определив глобальные задачи бизнеса.

Когда вы описали их, просто дробите части, пока не достигнете уровня, на котором работает ваша часть организации.
С другой стороны, чтобы написать руководство пользователя компьютерной системы, нужны мелкие конкретные детали. Осознавайте свои предпочитаемые размеры частей, и замечайте предпочтения других людей. Развив свою способность переходить выше, ниже и горизонтально, вы увеличите свою гибкость в общении.
Искусственно туманная речь Если вы укрупните части и будете общаться на таком уровне, ваши разговоры станут “искусственно туманными”. Это язык президентов, политиков, профессиональных ораторов, гипнотерапевтов и директоров. Это язык, который использовали и Гитлер, и Мартин Лютер Кинг, и Ганди, для достижения своих очень разных целей. Искусственно туманная речь-это могущественная речь. Она могущественна, потому что в ней используются слова, которые лишены конкретного смысла, и все же в которые может поверить каждый.

В ней используются грубые обобщения, пропуски деталей и искажения, удаляющие из сообщения весь конкретный смысл.
Формулировки миссии компании составлены на искусственно туманном языке, для того чтобы они имели смысл для всей организации. Если бы формулировки миссии были конкретными, они были бы настолько длинными, что никто на них не обращал бы никакого внимания. Вот пример одной из самых коротких формулировок миссии-“мы стремимся быть первыми”.

В ней говорится совсем немного, но ее смысл распространяется по всей организации, и каждый человек понимает ее по-своему. В НЛП искусственно туманная речь называется “милтон-модель” 1 в честь Милтона Эриксона, который приобрел всемирную известность за свои уникальные успехи в гипнотерапии.
Мета-модель Мета-модель-это противоядие искусственно туманной речи. Очевидно, во многих случаях нужна конкретность, например в групповом семинаре по решению проблем, где важно оценивать количества и размеры. В мета-модели даны проверочные вопросы для восстановления информации, которая была обобщена, искажена и пропущена нашими фильтрами восприятия.

Как инструмент эта модель известна своей точностью, и ее сравнивают со скальпелем хирурга, который рассекает ткани точно в нужном месте, удаляя пораженные места.
Бывают случаи, когда нужно быть искусственно туманным, выступая на большой конференции или составляя благодарственное письмо подразделению компании. Бывают другие случаи, когда нужно использовать мета-модель, чтобы привязаться к конкретике, например в группе по решению проблем, когда определяются размеры и количества. Я расскажу о каждом из речевых шаблонов милтон-модели и дам примеры проверочных вопросов мета-модели.


Номинализации (Отглагольные существительные) Возьмите слово “развитие”, которое теперь хорошо вам знакомо, и спросите десять человек из вашей организации, что оно для них значит. Я обещаю вам, что вы получите десять разных ответов (и некоторые из них могут удивить вас). Слово “развитие” принадлежит к категории “номинализаций”, то есть описывающих процессы слов, которые превращены в существительные; то есть “развиваться” (процесс) и состояние “развития” (существительное).

Использование таких слов помогает людям вкладывать в слова собственный смысл, из своей модели мира. Вот номинализированная речь ...
“Я должен выразить свое искреннее восхищение и уважение южной рабочей группе, чья установка нашей новой системы задала нам новые стандарты достижений и дала новый смысл слову признание для нашей компании.” (Выделенные курсивом слова-номинализации.)
А вот ответы по мета-модели, которые получены с помощью обратного превращения существительного в процесс.

  • Каким образом вы ими восхищаетесь?
  • Как вы проявляете свое уважение?
  • Каким образом они установили систему и кому?
  • Чего именно они достигли?
  • Что было признано, и кем?

Неуточненные существительные В этом шаблоне опускается конкретная информация “кто” и “что”, как в
следующих примерах -
“Они подготовят это к следующему вторнику.”
“Весь проект от начала до конца был в полном беспорядке.”
“Менеджеры должны вести остальных и быть на переднем крае.”
“Бухгалтерам нельзя доверять эти вопросы.”
 
И ответы по мета-модели...

  • Кто подготовит это?
  • Какой именно проект? Что в нем было в беспорядке?
  • Какие именно менеджеры? Кого они должны вести? На переднем крае чего?
  • Каким именно бухгалтерам нельзя доверять? Какие вопросы?

Неуточненные глаголы Это просто опущение информации “каким образом”, например:
 
“Мы выпустили продукт.”
“Заказ был наконец-то выполнен.”
“Мы делаем все, что в наших силах.”
“На это секторе рынка мы занимаем агрессивную позицию.”
И ответы по мета-модели ...
 

  • Каким образом вы выпустили продукт?
  • Каким конкретно образом был выполнен заказ?
  • Как именно вы делаете все, что в ваших силах?
  • Каким образом вы занимаете агрессивную позицию?

Потеря субъекта Это оценочные суждения, и их можно заметить почти что в каждом предложении, произнесенном политиком. Примеры этого: “совершенно ясно, что мы оказались правы в этой тактике”, “у этой отрасли надежное будущее”, “у нас лучшая система здравоохранения в во всем западном мире”. Все эти предложения-оценки, которые могут оказать огромное воздействие, если их использовать в обращении к участникам конференции или на выступая на презентации высокого уровня.

В любом споре, где у сторон-участников разные ценности, можно услышать массу примеров потери субъекта.
Классический пример-британская угольная промышленность, где с одной стороны, шахтеры говорят: “Уголь-это самое дешевое топливо в Великобритании”, а правительство говорит: “Угольная промышленность требует больших затрат по сравнению с другими формами производства энергии.” Вопрос в том, “кто так утверждает?” Вот еще несколько примеров ...
 
“У нас сегодня лучшая информационная технология на рынке.”
“Наши услуги стали неконкурентоспособными.”
“Очевидно, что нам нужно расширять диапазон услуг.”
“Она несомненно опережает остальных.”
 
И ответы по мета-модели ...
 

  • Чье это мнение?
  • Кто так утверждает?
  • Кому очевидно?
  • Для кого несомненно, что она опережает остальных?

Сравнения Одна из человеческих черт-способность сравнивать. Мы постоянно замечаем вокруг себя сходства и отличия. Это неотъемлемая часть обработки информации нашим мозгом. Но часто во время разговора опускается та часть информации, которая используется для сравнения.

Вот некоторые примеры ...
 
“Лучше использовать такой подход.”
“Тогда объем продаж значительно возрастет.”
“Мы лучшая команда для этой работы.”
“Она идеальный кандидат.”
И ответы по мета-модели ...

  • Лучше по сравнению с чем?
  • Возрастет по сравнению с чем?
  • Лучшая чем кто?
  • Идеальный по сравнению с кем?

Чтение мыслей В этом шаблоне человек предполагает, что он знает, что думает другой человек. Предположим, вы находитесь на собрании, и следя за ходом обсуждения, вы начинаете беспокоиться из-за того, что проект, которым вы руководите, подвергается тщательному рассмотрению и определенной критике. У вас могут появиться мысли о ваших отношениях с теми, кто критикует, возможно, один из них активнее всех. Возможно, вы реагируете на его тон голоса, или язык тела, и вдруг появляется мысль “он что-то против меня имеет.”



Содержание раздела