Прощение всех и вся


Люди расстраиваются не из-за каких-то вещей, но из-за того, как к ним относятся. Эпиктет
Скажите, вам знакомы ГНЕВ, ВИНА, СТРАХ и ОБИДА? Вслед за Л.Хэй я называю их "Большой четверкой". Четыре состояния души, в каждом из которых периодически пребывает каждый из нас, ибо без специальной подготовки практически невозможно приобрести такой важный компонент подлинной житейской мудрости, как постоянное душевное равновесие.

И четыре чувства, наиболее разрушительно действующие на наш организм.
К сожалению, все мы по поводу и без повода регулярно или даже постоянно гневаемся, обижаемся, испытываем чувство вины или просто боимся (например, сейчас большая часть страны живет в состоянии постоянного страха перед будущим). Но некоторые из нас переходят в этом увлечении чувствами некий порог, после которого отрицательные эмоции из просто неприятной данности превращаются в грозных врагов. Уже не душевного, но физического здоровья. И пита-
тельную почву для не только возникновения, но и поддержания какого-либо заболевания.
Я не могу указать точно, когда тот или иной человек переходит порог, отделяющий "просто чувства" от "чувств, ведущих к болезни и поддерживающих ее" (вернее, могу, но только в контакте с пациентом). Зато имею все основания гарантировать вам, что ежели вы уменьшите частоту и интенсивность проявления негативных чувств (а также значение этих самых чувств), вы безусловно и очень существенно поможете своему здоровью. Поэтому давайте разберемся с
прощением себя и других,
прояснением и переработкой негативных чувств и
специальными техниками работы с этими самыми негативными чувствами.
4.1. Прощение всех и вся
Необходимость прощения себя и других. Что можно прежде всего порекомендовать в плане избавления от негативных чувств? Ну, конечно же, ПРОЩЕНИЕ. Себя и других. Других и себя.

Но обязательно и себя, и других.
Удивительно, но именно этот момент необходимости прощения является одним из тех немногих положений, где наблюдается абсолютное единодушие представителей всех без исключения религий, духовных практик, систем психосоматического исцеления и школ психотерапии. Наверное, это потому, что только прощение всего и всех в чисто духовном плане является предтечей Мудрос' ти, позволяющей видеть мир непредвзято и беспристрастно: таким, какой он есть на самом деле удивительным и прекрасным. Ну а в плане терапевтическом и медицинском именно прощение выступает прекрасным способом избавления от застарелого гнева и обид, которые, как это
показали многочисленные исследования, являются одной из важнейших предпосылок возникновения и причин сохранения тяжелых заболеваний.
Существует множество методов и техник прощения как чисто психологического действа. Я познакомлю вас с некоторыми из них.
Прощение по Э. Фоксу. К. и С. Саймонтоны в книге "Возвращение к здоровью. Новый взгляд на тяжелые болезни" всем без исключения онкологическим больным (и в обязательном порядке) предлагают выполнять следующее довольно простое упражнение технику прощения Э. Фокса.
Делается она так.
/. Сядьте поудобнее, закройте глаза и поставьте на пол ступни ног.
2. Воспользуйтесь любой известной вам методикой расслабления, если чувствуете, что напряжены или вам трудно сосредоточиться.
3. Мысленно представьте себе человека, к которому вы испытываете неприязнь или иные негативные чувства.
4. Вообразите, что с этим человеком происходит что-то очень хорошее что-то, что он сам бы рассматривал для себя как благо.
5. Осознайте свою собственную реакцию на это. Вполне естественно, что сначала вам трудно будет представлять, что с вашим недругом происходит что-то хорошее. Однако постепенно, по мере того как вы будете повторять данное упражнение, вы будете делать это все легче и легче.
6. Подумайте о той роли, которую, возможно, вы сыграли во всей этой негативной ситуации взаимоотношений. Попробуйте по-иному увидеть все события и поведение другого человека и представьте себе, как данная ситуация может выглядеть с его точки зрения.
СКовалев
7. Обратите внимание, что чем больше вы рас-слаблены, тем слабее становятся ваши негативные чувства. Обещайте себе, что вы постараетесь сохранить в себе и эту расслабленность, и новое понимание ситуации.


8. Теперь откройте глаза и вернитесь к обычным делам.
Это занимающее обычно менее пяти минут упражнение К. и С. Саймонтоны рекомендуют выполнять каждый раз, когда ваши мысли будут возвращаться к неприятному, вызвавшему гнев или обиду, событию. Так что очень возможно, что иногда вы неделями не будете обращаться к данной технике, а в какие-то периоды своей жизни, наоборот, будете делать ее по многу раз в день.
При всем уважении к вышеупомянутым авторам должен признать, что предлагаемый ими метод срабатывает вовсе не всегда и далеко не у всех. Так что ежели предложенное сразу же вызвало в вас чувство протеста (да-да протеста, ибо мы страсть как не любим прощать), попробуйте подойти к своим застарелым обидам по-другому.
Техника прощения Ш. Гавэйн. Эта уже известная вам специалист по созидающим визуализациям в одноименной книге ("Созидающие визуализации") рекомевдует следующую двухшаговую технику прощения себя и других.
1. Прощение и освобождение других.
Напишите на листе бумаги имена всех тех людей, кто, как вам кажется, когда-либо причинял вам боль, поступал с вами неправильно и несправедливо. Или (и) тех, по отношению к кому вы до сих пор чувствуете (или испытывали раньше) возмущение, гнев и другие негативные чувства. Рядом с именем каждого человека напишите то, что он делал с вами. И то, за что вы на него обижены.

Затем закройте глаза, расслабьтесь и один за другим визуализируйте или представляйте каждого человека. Проведите с каждым из них неболыиую беседу и обясните
ему или ей, что в прошлом вы на него (нее) чувствовали гнев или обиду, но сейчас намерены сделать все зависящее от вас, чтобы простить их за все. Дайте им свое благословение и скажите: "Я прощаю вас и освобождаю вас. Идите своим путем и будьте счастливы".
Когда вы закончите с этим процессом, напишите на своем листе бумаги: "Теперь я прощаю и освобождаю всех вас" и выбросите его или сожгите как символ того, что вы освободились от этих переживаний прошлого.
Огромное достоинство предложенной Ш. Гавэйн техники это то, что вы прощаете не только других, но и себя. То есть избавляетесь не от одних только гнева и обиды, но еще и от вины и связанного с ней стыда.
2. Прощение и освобождение себя.
Теперь напишите имена всех тех, кому, как вам кажется, вы когда-либо делали больно или с кем были несправедливы. Напишите, что именно вы сделали с каждым из них. А после снова закройте глаза, расслабьтесь и представьте каждого из этих людей по очереди. Расскажите ему или ей, что вы сделали, и попросите их простить вас за это и дать вам свое благословение.

Затем вообразите их делающими это т.е. прощающими вас.
Когда вы завершите работу, напишите внизу или поперек вашего листа бумаги: "Я прощаю себя самого и снимаю с себя всю вину здесь, сейчас и навсегда!" Затем порвите бумагу и выбросите ее (или опять-таки сожгите).
Написание исцеляющих писем. Вышеописанные техники обычно "срабатывают" на прощение если и не первая, то уж точно вторая. Но только в случае уже затухающих гнева и обид. "Острые" случаи оскорбления (морального или физического насилия, унижений и т.п.) обычно нуждаются в более глубокой проработке.
Во всех таких вот острых случаях я рекомендую своим клиентам в качестве домашнего задания выполнить так называемое "трехшаговое упражнение по написанию
С. Ковалрв
исцеляющего письма" Э. Басе и Л. Дэвис упражнение которое дает человеку возможность испытать поддержку и одобрение независимо от реакции оскорбившего его (ее) субекта.
Данную технику написания исцеляющих писем я описываю по материалам семинара М. Аткинсон "Техники высшего уровня в работе с семьей и ребенком" (ЦПП "Катарсис").
Первое письмо. Работа начинается с того, что m,i пишете первое письмо оскорбителю, в котором довольно подробно описываете детали оскорбления, свои чувства по поводу оскорбления (также очень подробно), как все это повлияло на вашу жизнь. Письмо это вполне может содержать требования определенных форм кары и/или извинений, которые вы сочтете уместными для вашего обидчика.
Второе письмо. После этого вы пишете второе письмо то, которое, по вашему мнению, оскорбитель мог бы написать или действительно написал бы Вам, если бы у пего была такая возможность. В нем может быть изложено то, что оскорбитель говорил вам во время той самой, приснопамятной ситуации оскорбления.

То есть оно должно содержать ответ, которого вы в общем-то страшитесь.
Третье и наиболее важное письмо. А теперь вам падлеэ/сит написать письмо, в котором вы излагаете ответ, который вам необходим. Это, конечно лее, воображаемый ответ от оскорбившего вас человека. Ответ, который он мог бы написать, если бы захотел взять на себя ответственность за нанесенное оскорбление и выразить свои сожаления и угрызения совести по поводу содеянного.

Иными словами, третье письмо это то, которое более всего вам и необходимо: письмо, которое вы, увы, не получили и вряд ли когда-либо получите. Поэтому именно написание третьего письма может стать важным этапом вашего освобождения поскольку в нем



Содержание раздела