Терапевтические мишени


Павел: Очень не хочется выходить... (Снимает очки, вытирает глаза, фыркает. Терапевт повторяет этот звук и глубокий выдох Павла.) Лучше бы и не возвращаться... Как классно я тритонов ловил в пятилетнем возрасте!..
И совал их в банку...
Терапевт: Хотите что-нибудь рассказать о трансе?
Павел: Я иногда просто выключался. Полностью.
Первый раз  когда вы говорили, что “вы куда-то прыгаете”... А у меня в этот момент было так: лет в 67 мы с друзьями тайком от родителей ходили на озеро. Там был трамплинчик.
В тот момент я как раз разгонялся по этому трамплинчику. Вы говорите: “Прыгаете!” Я  бух!  и все исчезло... и все исчезло...
И вот так несколько раз было. У меня какие-то телеграфные воспоминания  с провалами.
Терапевт: Каждое  как пущенная стрела?
Павел: Вот этого я не знаю. “Пущенная стрела” не очень хорошо получилась как-то. Я всех врагов выстраиваю и каждому в глаз втыкаю стрелу. (Смех.) Кровожадно что-то слишком.
Наверное, так не надо думать.
Терапевт: Да, вон все они и лежат... (Смех.) Довольно глубокое у вас было чувство?
Павел: Да-да-да. Даже слезу выжало. (Протирает глаза. Берет себя за пуговицу рубашки и “выдувает” лишний жар.)
Вопрос участника семинара: Как вы понимаете проблему Павла?
Терапевт: Его запрос я понимаю как желание научиться вести себя незаметно, не выделяться, не обращать на себя внимание тех людей, которых он может интересовать как объект насилия, отнятия денег, которые могут за ним охотиться. Он склонен попадать в ситуации, в которых становится жертвой. Это проблема предчувствия, предпланирования, с одной стороны, и непосредственного реагирования на ситуацию.

Павел говорит, что бывает чрезмерно тревожным и, наоборот, чрезмерно заторможенным и боится упустить какую-то возможную опасность.
Иными словами, речь идет о некоторой точности его реакций и снятии фиксаций. Клиент привык к возникновению каких-то сверхценных образований, к опасениям. Я хочу провести с ним работу, при которой он не создавал бы искусственного напряжения в самом себе, жил бы более спокойной жизнью и сделался бы заметным.

Если хочется, он мог бы охотиться, а когда нет  был бы нормальным человеком, который живет сам по себе. Но когда ничего не происходит  Павлу скучно жить, он становится вялым и увядает.
А с другой стороны, когда слишком много куража, азарта, риска, его тревожность сильно повышается и на чем-то зашкаливает. Вот он едет на машине с слишком большой скоростью и попадает в аварию. Ездить на низкой скорости скучно, на высокой  слишком опасно, а на средних скоростях он не может удержаться.
Это проблема его внутренней уравновешенности, умения развлечь себя на всех скоростях, ценить вкус к жизни. Нужно, чтобы его коробка переключения скоростей хорошо работала, необходимо находить такие средние скорости и в бизнесе, и в отношениях, в интересах,
Вопрос участника семинара: Павел, вероятно, не только жертва, но и охотник?
Терапевт: Да, он охотник. Он охотится за азартом, за остротой жизни. Павел охотится, чтобы чувствовать, что он живой, подвижный.

Я хочу, чтобы он понимал, когда он охотится и когда как тюфяк лежит на месте. Если он забывает, что может быть вялым спущенным мячом, если заставляет себя все время охотиться, он перевозбуждается и у него возникают чрезмерные опасения, что он превращается в жертву.
Представить его волком  это очень лестное для него заявление.
Терапевтические мишени
Основная цель и конечный результат данного метода  сделать данный клиентский случай исключением. Это метод, который декларирует исключение и работает на исключение, метод, который создает для каждого клиента свою, исключительную “историю болезни”, специфический алгоритм воздействия и неповторимую атмосферу отношений между клиентом и терапевтом.
Интегративная гипнотерапия позволяет человеку ощутить, что его жизнь тоже является исключением, и тот путь, который он себе наметил и по которому идет, имеет исключения: существует много боковых дорожек, каждая из которых может стать главной.


Более детально результат этой терапии может быть описан как ряд изменений в клиенте:
Человек приобретает ощущение уникальности: уникальности момента, уникальности себя в этой ситуации, уникальности атмосферы, которая возникла в группе. Это ощущение уникальности порождает особую остроту восприятия и переживания самого себя.
Одновременно с этим появляется ощущение некоего жизненного контекста, осознавание того, что он принадлежит к какому-то роду, к какой-то семье со своей историей и со своим будущим. И можно думать о себе и своем сегодня как об одной странице этой целой книги.
Можно листать эту книгу вперед или назад, фантазировать или вспоминать, не забывая при этом про блестки настоящего, про искры, которые вокруг, про возможность создавать их самому.
Человек приобретает ощущение своей множественности, “неединственности”: осознает себя как состоящего из разных существ, как соединяющего в себе много ипостасей и персонажей. Эти персонажи заимствованы из его семьи, детства, из окружения, и они находятся в постоянном взаимодействии друг с другом: объединяются, ссорятся, конфликтуют внутри себя как некий неупорядоченный сумасшедший дом.
С этим нужно смириться и не выбирать из них главного, а создавать атмосферу диалога, чтобы суметь представать перед другими людьми в качестве разных персонажей самого себя. Это должна быть такая атмосфера, в которой человек не исчезал бы, замолкая, и не задевал бы других, проявляясь.
Таким образом приобретается ощущение многомерности происходящего внутри себя.
Человек может ощущать смелость противостояния экзистенциальной пустоте  смерти, опасности. Он, зная, что есть такое измерение, бесстрашно смотрит на звездное небо, понимает конечность и бренность, относительность происходящего, не убегая от этого и не смакуя это.
Он может не прятать от себя свои страхи увлечением проблемой, выбором чего-то одного вопреки многим другим вещам.
Возможно, главным свойством является гибкость, способность человека становиться в своем символическом пространстве больше, меньше, другим. Способность стать для себя волшебником, собственной феей-крестной, любящими и принимающими тебя таким, каков ты есть.
Обрести волшебную палочку с тем, чтобы то же самое делать со своим окружением: по-разному видеть, находить новые возможности, трансформировать, менять других людей и реальность вокруг себя. Так же, как человек начинает видеть, что в нем существуют разные персонажи, он может обнаруживать разные персонажи и в любом другом человеке, не реагируя лишь на тот фасад, который ему демонстрируется.
Путешествие в сказку
Продолжение сеанса с Оксаной. После предыдущего транса оказалось, что у Оксаны в груди  кинжал.
Открывать глаза ей не хотелось.
Терапевт: Хотите, мы сейчас с вами попутешествуем в сказке?
Оксана: Давайте.
Терапевт: Вы можете найти для себя удобную позу?
Оксана (вертится, поеживается): Вы знаете, я, может быть, поверну стул, потому что мне хочется опереться на что-нибудь.
Терапевт: Пожалуйста.
(Оксана встает и не открывая глаз, поворачивает стул, садится и опирается на него руками.)
Терапевт: Вам так удобно?
Оксана: Посмотрим. (Опирается щекой на руку  поза очень похожа на ту, в которой дети слушают сказки.)
Терапевт: Попробуйте, поерзайте.
Оксана: Вы знаете, когда я только села на стул (открывает глаза), мне не было так больно.
Терапевт: Если вы находитесь в состоянии, которое более или менее комфортно, то часто появляются какие-то неприятные ощущения, которых не было у вас до того. Вам сейчас удобно?
Оксана: Опять не очень удобно.
Терапевт: Может, вам опять поменять стул?
Оксана: Да, пожалуй. (Ставит стул спинкой назад, усаживается.)
Терапевт: Главное, несколько раз подвигать мебель в комнате. Она, в конце концов, может стоять на тех же местах.
Где у вас сейчас кинжал?
Оксана: Вот там. (Показывает рукой на спину.)
Терапевт: Он уже не насквозь проходит?
Оксана (смеется): Насквозь.
Терапевт: Тогда вы можете и спереди показать, где кинжал торчит.
Оксана: Здесь. (Показывает рукой на верх живота.)
Терапевт: Давайте тогда закроем глаза (клиентка закрывает глаза) и представим себе, что у вас такая сквозная рана... через нее утекает энергия... течет кровь... (клиентка улыбается) уходят мысли... это черная дыра... (клиентка смеется, не открывая глаз) которая совмещается прямо с космосом... в нее иногда также утекают лучшие побуждения... (клиентка смеется) И эта дыра... которая находится в самой середине тела...
Оксана: Больше справа.
Терапевт: Больше справа. Которая от середины тела иногда перемещается вправо... Ужасная зияющая дыра...
Ужасная зияющая рана...
Это подстройка к образности и лексике клиентки. В ее представлениях все, что происходит, может оказаться ужасным, огромным, чрезмерным. Этот образ характеризует крайнюю степень одного из ее состояний: вытекание энергии, астению, пустоту.
И, с одной стороны, это состояние принимается, описывается, а с другой стороны, будучи описано и тем самым принято, преподносится с легкой иронией. Оно не является конечным в силу этой иронии.
Кроме того, это  мостик между беседой и трансом, потому что клиентка уже почти находится в трансе, но при этом мои реплики имеют ироническую форму. И где кончается беседа, насмешка, описание и начинается, собственно транс, непонятно.
И общение в дальнейшем может соскальзывать в одну или в другую сторону.



Содержание раздела