Многообразие состояний


1. МНОГООБРАЗИЕ СОСТОЯНИЙ
Оставаясь собой, человек может быть разным
Одна из важнейших задач психотерапии  рассказать человеку о его сложности. Боль не только мучит человека, но и обманывает его. Она заставляет человека идентифицировать себя с болезненным состоянием и фиксироваться на нем. Обращаясь к психотерапевту, пациент уже не надеется своими силами выбраться из жестких рамок проблемного состояния, которое заполняет существенную часть его мира.

Важнейшая задача психотерапии  создать вокруг проблемы некий контекст, показать, что человек больше и интереснее, чем самая сложная его проблема, самая сильная его боль. Терапевт помогает клиенту раздвинуть узкие рамки видения себя и своей проблемы.
Конечно, никто, в том числе и гипнотерапевт, не может навязать человеку иной взгляд на мир. Терапевт приглашает клиента отправиться в путешествие по разветвленному “дереву” его эмоций и отыскать болевые точки и точки радости, о которых клиент давно уже забыл. Это “дерево ощущений” гораздо шире, чем сама проблема, представляющая теперь всего лишь одну из его ветвей.
В разветвленном дереве ощущений, эмоциональном континууме состояний человека находится огромное количество моментальных “фотографий” личности. Но как фотографии не всегда бывают “похожими” на человека, удачными или не очень, так далеко не все эмоциональные состояния кажутся типичными для данного человека, присущими ему. В терапевтической работе я пытаюсь открыть новые возможные состояния, выделить характер человека и модели поведения, увидеть связи и переходы между ними.

И если человеку становится интересно такое исследование, он учится по-новому смотреть на себя, открывает новые способы видеть реальность, по-новому реагировать, что снимает пульсирующую жесткость проблемы. Поэтому удачная терапия всегда дает клиенту ощущение большей свободы.
Что видит человек, глядя на себя в зеркало
Недавно мне на глаза попались статьи, опубликованные в соавторстве с Е. Михайловой лет десять назад. Мы анализировали очень простой психологический эксперимент, который можно было бы озаглавить так: “Что видит человек, глядя на себя в зеркало”. Цель состояла в том, чтобы, рассматривая свое лицо в различных состояниях, научиться видеть самого себя разным.
Задача оказалась непростой. Обычно даже за одну минуту в человеке происходят изменения: возникают воспоминания, кружатся ассоциации, изменяется характер переживаний. Помимо отчетливо выраженных состояний, существуют и переходы из одного состояния в другое. А в некоторых случаях происходит наложение двух состояний: человек как бы уже вышел из одного состояния, а в другое полностью не вошел.

Но люди стремятся фиксировать, сохранять какое-то одно состояние и на время забывают про другие свои “лица”. Суть работы сводилась к тому, чтобы человек научился видеть и принимать как норму существование своих разных, часто противоречивых “лиц”.
Путешествие по дереву ощущений
В этом примере я помогаю клиентке исследовать основные зоны ее состояний. Двигаясь очень осторожно, мы не углубляемся в какое-либо одно из них, не фиксируемся на поиске причин или травматических переживаний  мы нащупываем и болезненные эмоции, и ресурсные переживания и тем самым намечаем сразу множество дорог.
Для того чтобы резонировать с разными сторонами личности клиента, я разрешаю и самому себе быть достаточно многообразным. Когда отказываешься от необходимости быть однозначным, начинаешь видеть и в другом человеке большее разнообразие. Такое разнообразие очень важно: как количество граней алмаза отражает его ценность, так многообразие личностных особенностей человека отражает вариативность его поведения, возможность быть разным и гибким в своих проявлениях.
Работа с “огранкой” личности, “шлифовкой” его состояний  очень интересный процесс, вдохновляющий и терапевта, и пациента.
Терапевт: Хорошо, вы хотели бы избавиться от страха?
Вера: Да.
Терапевт: Вас в детстве кто-нибудь пугал?


Вера: Не знаю, нет вроде бы.
Терапевт: Неужели вас и в детстве никто не пугал? У вас детство-то было?
Вера: Естественно.
Терапевт: Точно? Неужели вас за косички не дергали, не дразнили, не били?
Вера: Разве это страшно  за косички дергать? А бить  не били.
Терапевт: А когда вы стали бояться?
(Вера начинает потихоньку плакать.)
Терапевт: Хорошо, расскажите мне, пожалуйста, о ситуациях, когда вам уютно, комфортно и не страшно.
Вера: Когда у меня приятный круг общения, когда всех знаешь  вот это, по-моему, для меня самое главное... И чтобы обстановка была хорошая  мягкая мебель... (Потихоньку плачет.)
Терапевт: Если будете плакать, мы из вас сделаем такую скульптуру  наяду в фонтане. Представляете, вы стоите где-нибудь на юге, перед вами огромная чаша, и вы льете в нее слезы. Нравится вам такой образ?
Вера: Нет.
Терапевт: Почему? Хотите быть веселой скульптурой?
Вера: Да.
Терапевт: Скажите, а вы занимались каким-нибудь спортом?
Вера: Да нет, не особенно.
Терапевт: А дрова рубить умеете?
Вера: Я пробовала, что-то не очень получается.
Терапевт: А какую-нибудь физическую работу любите делать, вышивать, например?
Вера: Люблю вязать.
Терапевт: Хорошо вяжете?
Вера: Да.
Терапевт: А что вы сами себе связали за последнее время?
Вера: Много всего.
Терапевт: Где вы вяжете  дома или на работе?
Вера: Дома, на работе некогда.
Терапевт: Хорошо, хотите испытать состояние транса?
Вера: Да.
Терапевт: Тогда давайте сядем поудобнее и отправимся в путешествие. Мы начнем с ручейка слез, затем впадем в слезную реку, а потом медленно-медленно поплывем в сторону моря слез. Мне кажется, вам очень полезно плакать. Сейчас нам вместе с вами будет очень хорошо.

Попробуйте закрыть глаза, когда захотите...
Понятие психического состояния
Мы уже не раз использовали понятие психического состояния. Настало время объяснить, что под ним подразумевается. Состояние  это “доморощенный” термин, описывающий в интегративной гипнотерапии сложность и своеобразие человека.

Его употребление опирается на авторское видение психической жизни человека, состоящей как бы из множества самодостаточных атомов, каждый из которых может вступать в связи с другими или жить изолированной жизнью.
Человек неоднозначен, неодномерен. В разные моменты времени он идентифицирует себя с различными ощущениями, переживаниями, верованиями. Может по-разному мыслить, чувствовать, вести себя. Знает различные способы существования значимых для него людей.

Но когда человек крайне сосредоточен, сфокусирован на каком-то одном способе существования, единственной модели поведения, социальной маске, психологической проблеме, он забывает о том, что может быть другим. Пребывая в одном состоянии, человек делает его фокусом своего сознания, и тогда другие его состояния остаются на периферии, проявляясь бессознательно. Когда состояние меняется, другое переживание становится фокусом сознания, управляемой активностью, а прежнее уходит на периферию.

Подобная сфокусированность позволяет легко различать отдельные состояния человека.
Таким образом, я определяю психическое состояние как элементарную часть душевной жизни человека, обладающую цельностью, относительной самодостаточностью, законченностью, повторяемостью, типичностью (воспроизводимостью) для данного субъекта, которая отличается как автономностью, так и возможностью взаимодействовать с другими состояниями.
Понятие состояния выделяется исключительно в практических целях. Состояние  это метафора для понимания и использования метода интегративной гипнотерапии. Терапевт старается выделить разные состояния клиента, оказывает им поддержку, и благодаря этому человек обнаруживает богатство и разнообразие своих возможных состояний.
Какое количество состояний необходимо выделять, для того чтобы вывести человека из фиксации на одном состоянии? Как правило, минимальное количество выделяемых состояний  четыре, а максимальное  двенадцать, в зависимости от конкретного случая. Но в принципе, процесс исследования любого человека бесконечен.
Масштаб интегративной гипнотерапии
Преимущество языка состояний состоит в том, что он позволяет и терапевту, и клиенту видеть, слышать и чувствовать то, для чего нет готовых определений. Более общие системы описания  психиатрическая или психоаналитическая  предлагают большие обобщения, крупные блоки абстракций (например, Эго, Супер-Эго, Ид). Они полезны, но их масштаб настолько велик, что не позволяет видеть человека детально.

Приверженцы разных школ рассматривают человека в масштабе тех категорий, которым их научили, и поэтому пропускают многое из того, что не имеет непосредственного отношения к известной им терминологии.
Язык отдельных состояний  не единственный язык гипнотерапии. Я иногда употребляю метафору мазков  элементарных движений художника, из которых возникает законченное произведение. Мазок  это и акт общения терапевта и клиента, и единица терапевтического метода.

Если вернуться к метафоре “дерева ощущений”, то мазки  это листья на нем, а состояния  ветви эмоционального древа.



Содержание раздела