Я могла читать и писать.


Терапевт: А цвета легко?
Оксана: Не очень.
Терапевт: Вы знаете, если бы вы не были такой упрямой, вы могли бы легко учить иностранные языки.
Оксана: А я легко учу иностранные языки. Вернее, начинаю их учить легко...
Терапевт: Начинать каждый может.
Оксана: Да, у меня действительно есть модель незавершенности.
Терапевт: И на сколько вы выучили язык?
Оксана: Я могла читать и писать.
Терапевт: Да-а-а... А какой вы язык выучили?
Оксана: Немецкий, это тот язык, с которым я работаю. А второй  испанский. Еще японский начинаю учить...
Вы знаете, я опять возвращаюсь к этой двойственности...
Терапевт (перебивает): Почему к двойственности, почему не к тройственности?
Оксана (продолжает): ...я порой ловлю себя на мысли, что мне нравится быть одной, и я не хочу, чтобы кто-то был рядом.
Терапевт: И хорошо.
Оксана: Но я уже устала от этого, мне уже надоело заботиться о сестре.
Терапевт: Выгоните ее.
Оксана: Куда я ее выгоню? Суть не в том, чтобы выгнать...
Терапевт: У нее же женская роль, она найдет кого-нибудь еще, кто бы о ней заботился.
Оксана: А мне что, искать другого человека, о котором я буду заботиться?
Терапевт: Не знаю. Вам же хорошо, когда вы одна, у вас внутри целая коммунальная квартирка, зачем вам еще кто-то? С этой коммунальной квартиркой разобраться бы.
Выделить бы каждому по комнате, и чтобы в кухне один другому в суп тертое стекло не сыпал. Вот это сверхзадача. Зачем вам еще какие-то люди, кто будет соваться в такие сложности?
Знать бы, у какой головы какое настроение, какая шипит, какая бурчит, какая кусается... Сейчас будем опускать вас в мертвую воду, чтобы все персонажи друг с другом слились.
Но у них же у всех своя голова, их же нельзя вместе сплавить? Вдруг не получится полного сплава? Может, надо сначала их как следует отделить друг от друга, развести в разные стороны?

Вы же все-таки не сиамский близнец?
Хотя, может быть, и сиамский. У вас же одна часть одно чувствует, другая часть  другое. Получается, что вы в каждый момент как бы с одной своей частью связываете себя, а все остальные части для вас лишние.
Проходит время, а вы в другую часть переселяетесь.
Оксана: Вы хотите, чтобы я вам ответила на этот вопрос? Я не знаю.
Терапевт: Я хочу, чтобы мы с вами это обсудили. Я вам высказываю свои гипотезы, вы с ними время от времени соглашаетесь, время от времени не соглашаетесь.
Когда вы ставите вопрос “Что сделать?”, я вас спрашиваю, что вы имеете в виду: какие-то части уничтожить, заставить их договориться друг с другом или сплавить их все вместе ради какого-то высшего единства?
Оксана: Хорошо, я хочу попрощаться с обиженным ребенком или...
Терапевт: Что такое “обиженный ребенок”? Что это за конструкция такая?
Оксана: Это моя конструкция.
Терапевт: Обиженный ребенок  это обезьянка или девочка с рогаткой?
Оксана: Это я в детстве. Когда начался процесс ухода в себя.
Просто я поняла, что меня не понимают родители...
Терапевт: Покажите мне человека, которого понимают родители.
Оксана: Я не хочу говорить за всех.
Терапевт: Тогда почему вы думаете, что если вас не понимают родители, это ненормально?
Оксана: Если я реагирую так, то это ненормально по природе человеческой.
Терапевт: Кто это я?
Оксана: Что вы имеете в виду?
Терапевт: Я имею в виду, от лица какого “я” вы сейчас выступаете?
Оксана: От сегодняшнего.
Терапевт: Как вас зовут? Арсений? Оксана?
Обезьянка? Вы же себя не чувствуете цельной! (Длинная пауза.) Хорошо, давайте еще раз поставим задачу. Что мы хотим получить?
Пришел волшебник выполнить три ваших желания. Что вы пожелаете?
Она говорила, что родители мечтали о мальчике, хотели назвать его Арсением... Часто в семьях это является довольно важным предписанием, особенно в семьях, где ни в чем нет согласия. Арсений, Оксана, обезьянка  три разных имени одного и того же существа.

И обезьянка  не просто существо, которое много играет, у которого много гримасок. Это к тому же и не мальчик, и не девочка.
То мальчик, то девочка. Во многих разговорах с клиенткой скрытым образом затрагивается тема самоидентификации.


И мы на этом немножко задерживаемся.
Оксана: Принять себя такой, какая я есть, или примириться со всеми частями...
Терапевт: Угу. Это первое.
Дальше.
Оксана: Я бы хотела перестать так уж переживать и нести ответственность за все. Перестать пытаться соответствовать ожиданиям других.
Терапевт: Это второе. Еще.
Оксана (после длинной паузы): Давайте, такое житейское... Я хочу встретить мужчину... У меня есть мужчина, но он меня не устраивает: каждый мой мужчина меня не устраивает по тем или иным причинам.
Я хочу встретить мужчину, который бы меня устраивал, пусть это даже будет кто-то из тех, кого я знаю.
Поиск мужчины может символически означать поиск женщины внутри себя, ясное понимание обстоятельства  мужчина она или женщина, и если женщина, то что такое женщина. И некая идентификация вокруг чего-то,  с одной стороны, для нее чувственного, а с другой стороны, понятного и общепринятого.
Терапевт: Третье... А можно спросить, чем он вас не устраивает?
Оксана: Он не считает, что нужно уделять внимание физической стороне наших взаимоотношений.
Терапевт: Что это значит?
Оксана: Секс у нас с ним не очень хорошо получается.
Терапевт: Почему?
Оксана: У нас разные взгляды на этот вопрос.
Терапевт: В чем?
Оксана: У него очень доминирующая мама, и я так понимаю, что он боится женщин и боится проявить инициативу перед женщиной. И ему не нравится, когда женщина проявляет инициативу. Никак получается.
Быстро, энергично и никак. Меня это не устраивает.
Терапевт: Понятно.
Оксана: И когда он делает так, как нужно мне, то сам очень страдает, потому что это очень необычно для него. У нас нет конфликтов, мы можем общаться, мы прекрасно дружим, но в то же время у меня нет особых чувств к нему... есть он, нет  неважно... Еще у меня проблема с сестрой.
Малейшая зацепка, и сразу возникает скандал... Но я-то могу как раз...
Она меня еще занудой называет...
Терапевт: А у вас еще и зануда есть?
Оксана: Я этого не говорила. Я просто рассказываю, что об этом другие говорят.
Терапевт: Хорошо. Хотите погрузиться в транс?
Оксана (быстро): Хочу.
Терапевт: Есть у вас какие-нибудь образы, которые вы хотели бы использовать? Картинки, чувственные образы, состояния.
Не абстрактные, а конкретные. Есть у вас какие-нибудь свои, пусть сумбурные, спонтанные, ни на чем не основанные, но какие-то свои ассоциации о том, какие бы вы хотели иметь превращения?
Оксана: Вы знаете, мне в детстве были очень близки восточные мотивы...
Терапевт: Приведите пример...
Оксана: Мне нравится сказка про Аладдина. Аладдин мне чем-то близок, потому что он у меня ассоциируется с авантюристом.
Терапевт: Вы что, себя чувствуете лампой Аладдина?
Оксана: Нет, Аладдином.
Терапевт: Что делал Аладдин?
Оксана: Он вел себя не совсем правильно. Он и воровал, и шутил, и веселый был, и правильный.
Разный. В то же время очень гармоничный внутри себя, принимал себя таким, каким был.
И любовь у него была, и друзья, и вообще он хорошо себя чувствовал.
Терапевт: Хорошо, еще какие-нибудь образы есть? Может, вы могли бы быть кустом сирени.
Колодцем с водой?
Оксана: Я не хочу. Это символы одиночества.
Терапевт: Еще есть какие-нибудь образы?
Оксана: Вы знаете, мне нравятся дельфины. Нравится море.
Но я в нем не плавала.
Терапевт: А хотели бы?
Оксана: Хотела бы.
Терапевт: Хорошо. Давайте тогда попробуем войти в транс...
Оксана: Кстати, я вспомнила свой образ идеального мужчины: это Дункан Маклауд из сериала “Горец”. Он идеален в отношениях с женщинами, очень нежный, очень заботливый...
Терапевт: Он что, импотент?
Оксана (улыбается): Нет. Идеальный мужчина.
Терапевт: Закрывайте глаза. (Клиентка закрывает глаза.) Пойдем искать идеального мужчину. Идеального мужчину нужно искать с закрытыми глазами. (Клиентка смеется.)
Оксана (после паузы): Вы спрашивали, что за чувство. Оно прямо вот здесь сидит (показывает рукой на грудь), все трепещет.
Терапевт: Попробуйте найти уют в теле, сядьте удобнее, чтобы приготовиться к такому путешествию, где вам будет помогать тело, попробуйте к нему обратиться, к разным его частям и спросить, как эти части могли бы оказать вам поддержку... Попробуйте почувствовать, как вы прикасаетесь к спинке... своего замечательного красного стула... (Клиентка улыбается.) Как ваши бедра чувствуют себя... обратитесь к своим губам... спросите у них, что нужно, чтобы они чувствовали себя удобнее... и... давайте попробуем прикоснуться к вашим векам... чтобы почувствовать, как они подрагивают... чуть напрягаются... чуть опадают... как дрожат реснички... Представьте себе... что с ресничек... как будто слетают маленькие капельки... хрустальной влаги... очень чистой... очень прозрачной... (Длинная пауза.) Несколько минут просто почувствуем изнутри свои веки... увидим снаружи... почувствуем реснички... расслабимся... Вы можете почувствовать, как голова слегка колышется... дыхание спокойное...

Когда веки становятся чувствительнее... дрожат сильнее... вы переключаете свое внимание на них еще раз... как будто парус... надувается под ветром... на веки падает свет... золотистые пятна в глазах... и покой... и тепло... и покой... и тепло... (Длинная пауза.
На лице у клиентки появляется и исчезает легкая улыбка.) Сейчас я расскажу вам историю... которая может странным образом... иметь к вам какое-то отношение... И может быть, вы почувствуете... эту историю совсем своей... а может быть, вам будет интересно... понять, почему эта история... действительно является вашей... И в какой-то момент... может быть, вам захочется... увидеть и услышать... какие-то особые связи... и особые токи...
Я хочу рассказать вам историю... о том, что однажды... вы получаете наследство... большой ящик... тяжелый... окованный металлом... старинный... совершенно неожиданно... И в этом ящике... вы находите старинный инструмент... музыкальный инструмент... так похожий на известный вам инструмент... и такой другой... На этом инструменте натянуты струны... он не похож на гитару... этих струн несколько... они совершенно по-разному звучат...
Этот инструмент... имеет странный размер... он вашего роста... шириной почти с вас... и удивительно... что такой изящный инструмент... одновременно оказывается таким изогнутым... и кажется, что какие-то его части... спрятаны глубоко внутри... а какие-то струны торчат совсем вовне... и все равно в них остается что-то загадочное... их концы уходят куда-то... И когда вы прикасаетесь к струнам... ваши пальцы оказываются... как будто созданными для них...
И мелодия каждой струны особая... и у вас очень острое переживание... того, что каждая струна в этом таинственном... волшебном... из другого мира... старинном инструменте... и почему-то вы твердо уверены... что каким-то странным образом... этот восточный инструмент... принадлежит вашему роду... каким-то очень далеким... очень смутно далеким... вашим родственникам или предкам...



Содержание раздела