Уважаемый доктор


- А почему, когда жарко, люди снимают с себя все, а трусы не снимают? Зачем штаны?
- Понимаешь, тут у нас в Бывандии очень много привычек и правил. Ходить в штанах - это такая привычка, такое правило. Все бывайцы так ходят и хотят, чтобы все так ходили. А кто правил не соблюдает, на того они сердятся или смеются над ним, стесняются или боятся... Правда, и в Бывандии есть такие места, где, наоборот, правило у всех ходить голышом, и там сердятся, когда кто-то это правило нарушает.

А еще и такие, где, например, считается неприличным есть - все едят тайком друг от друга и ужасаются, когда кто-то заметит. Нам с тобой это кажется глупым, а тем бывайцам не кажется, они не верят, что можно есть, не стыдясь.

Очень разные и очень смешные бывают правила и привычки в Бывандии!..
- А почему маленьким можно ходить на пляже голышом, а большим нельзя?
- С самых маленьких соблюдения правил еще не требуется, потому что тут, в Бывандии, они еще не освоились. Они еще и говорят-то на небывайском языке.

Ты тоже сначала на нем говорил.
- А ты?
- И я. Мы из одной сказки. Она еще не окончена...
Готовиться к встрече. "Откуда берутся дети?" - "Зачем одеваемся?" - "Зачем звери соединяются?" - "Зачем люди женятся?" - "Что такое любовь?" - "Зачем меня родили? Зачем живут люди?.."
Не должно быть стереотипов. Шестилетнему иначе, чем двухлетнему. Девочке иначе, чем мальчику.

Опережающему в развитии иначе, чем ровесникам.
Нельзя угадать, как ребенок воспримет наши ответы, куда поведет его дальше отсутствие знания и понятий, присутствие любопытства и фантазии, стихии собственной жизни.
А в то же время, от того, как будем отвечать, как настраивать, зависят развитие, здоровье, судьба...
Не объяснения, а разговор. Не инструкции, а общение.

Не секспросвет, а высшая творческая задача.
Пять пожеланий:
никаких "святых лжей";
не пресекать вопросов;
не стараться объяснить сразу все;
не чувствовать себя виноватыми перед детьми за способ их сотворения;
думать. Ведь мы и сами почти ничего не знаем.
...Шла война. Моряку было четыре года.

Папы с ним не было уже второй год, лица его он не помнил.
Открытие: вдруг увидел свою маму. СВОЮ.
В доме жила дворняжка Норка, чуть больше кошки, но, учитывая тогдашний рост Моряка, существо вполне основательное.
Собачонка эта стала моим первым врагом. Все последующие были чем-то похожи.
На всю жизнь запомнилась ее оквадраченная морда и выпуклые, ржаво-черные контролерские глазки, в которых посверкивало раз и навсегда готовое обвинительное заключение.
Она претендовала на маму. Завела демонстративную привычку забираться к ней на колени, подхалимски крутилась вокруг да около, встречала и провожала.

Когда же подходил я - не подпускала, ворчала, скалилась, один клык сверкал слева направо, другой - справа налево.
Отлично понимала, что первенство в хозяйкином сердце принадлежит не ей, и, считая меня по рангу за величину низшую, искала поводы свести счеты.
Одной из форм мести было недопущение меня в Подстолье - страну страшно важную, когда под стол ходишь пешком.
И вот как-то сидел Моряк за обеденным столом, и случилось ему поерзать, а стул, он же Морская Лошадь, задумчиво заскрипел. Из Подстолья раздалось: "Р-р-р..." Эксперимент повторился. "Пр-р-рекр-рати, говор-рррю!.." Прекратил, но из самолюбия решил, что имею пр-р-раво болтать ногами. "Р-р-р-ав!!!" - острая боль... Прокушен был ботинок и палец до кости.

Наказали не Норку, а Моряка. Отругали: "Зачем дразнишь собаку?"
Собакобоязни не развилось, но еще года три после того не мог равнодушно видеть рядом с мамой никакое животное, даже курицу. Ревновал к подругам, боялся, что маму отберут, что меня оттеснят, забудут да еще ни за что ни про что укусят...
УВАЖАЕМЫЙ ДОКТОР,
моему сыну 15 лет. Когда ему было три с половиной, мы развелись с его отцом.

Ушел к другой, и после нескольких попыток вернуться больше с нами никогда не общался... Вот с тех самых пор у сына и началось ко мне странное отношение.
В четыре с половиной объявил, что на мне теперь женится он. Начал ревновать.

Всякое появление в доме мужчины - скандал, слезы, истерика. В семь лет намерение "жениться" было забыто, но ревность не кончилась, даже усилилась.



По этой причине я не смогла во второй раз выйти замуж за очень хорошего человека. И до сих пор он всегда напряжен в отношениях с любым мужчиной, даже вне связи со мной.

Следит, чтобы я ни с кем не встречалась, нигде не задерживалась...
Как он будет вести сеIя со своей будущей женой? Наверное, замучает ее. Такого ревнивца никому не пожелаю. Не патология ли? Что с ним делать?

Как мне вести себя?
0) *•
Не было ли момента, когда сын мог испугаться, что Вас потеряет?
* (!) - здесь и далее вместо имени адресата.- В. Л.
Может быть, расставание с отцом натолкнуло его нд опасение, что ему придется расстаться и с Вами? Не пожелал ли из-за этого закрепить "право собственности" на Вас?

При такой установке всякое существо как-то отождествляемое с собой, автоматически воспринимается как соперник.
Не случалось ли сыну стать свидетелем Ваших сцен ^ мужем, предшествовавших расставанию''.. Не было ли с Вашей стороны слишком поспешных попыток выйти замуж или хотя бы такого желания, которое могло показаться сыну угрожающим?..
Дети иногда фантастично чутки даже к мимолетным настроениям взрослых, могут и многое измышлять, но редко совсем без повода...
Для ребенка бесконечно важна уверенность, что мы принадлежим ему как ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. да, всецело и навсегда. И вот откуда эти проекты жениться на маме, выйти замуж за папу (последнее, впрочем, реже, и никогда, если папа пьет).
Уверенность в безраздельном, вечном владении, подтверждения уверенности - зачем, почему?
Потому, что ребенок начинает ее терять.
Уже смутно чувствует, безотчетно догадывается: НА САМОМ ДЕЛЕ это не совсем так...
А наш выбор - "между львом и крокодилом". Поддерживая собственнические притязания, создаем множество проблем и себе и ему, включая и его будущие интимные и семейные отношения.

Не поддерживая, пресекая, отрывая от груди, рискуем оставить в отчаянии внутреннего сиротства...
Если у Вас с сыном отношения искренние, уже можно с ним об этом поговорить.
Загородный дом творчества. Приятно и поучительно разделять трапезы с собратом-писателем.
- Над чем работаете?
- Пишем с коллегой книгу "Нестандартный ребенок".
- Вот как?.. Интересно.

Я тоже кое-что по детской тематике...
- Сказки? Стихи?
- Сейчас главное - публицистика.
- Что именно, не секрет?
- Пииту статью против совместного обучения. Да,
считаю, что надо срочно восстановить раздельное. Вы шокированы.

Вы будете спорить.
- Могу только поспорить, что у вас не сын. У вас дочка.
- Да, в первом классе. А как вы догадались?..
На следующий день он пришел расстроенный.
- Что-нибудь случилось?
- Так и знал... Позвонил домой, и вот такое...
- Да что?
- Влюбилась, влюбилась, дXянь эдакая. Представляете?! Влюбилась в четвероклассника.

Придется ехать в Москву...
- Взаимно?
- Что вы, он ее и в глаза не видел. Да и она его всего раз, в коридоре...

Извините, спешу...
Слегка успокоился после того, как узнал, что дочка поостыла к своей пассии в школьной раздевалке. Два раза толкнул, на ногу наступил.

Дерется с девочками, а больших мальчишек боится.
- И все-таки я за раздельность. Ну не с первого, а так примерно с пятого класса, чтобы не было этого...

Вы понимаете?
- Понимаю. Прямо из женского монастыря - замуж, и заодно запретить разводы.
- А что ж, я бы и запретил.
- А я бы еще ввел брачные экзамены. Аттестат на право.

Тридцать три предмета, не меньше.
- А что? На право вождения автомобилей экзамены сдаем, видите ли, а на право вождения жизни?! Провалились - ступайте вон, готовьтесь на следующий год.

Да, вот так!
- Боюсь только, что придется одновременно срочно создавать сеть спецдетсадов для внебрачных детей.
- Ах ты черт... Не говорите мне этого!

Вы садист!
Антимиры. Так было испокон веков и так будет, пока существуют род женский и род мужской.

Перед броском друг к другу две половины человечества должны накопить силу взаимного притяжения, а для этого временно размежеваться.
Невзирая на совместность обучения, Природа делает свое: приблизительно до восьмого класса девочки дружат преимущественно с девочками, мальчики с маль-
чиками. Стихийные стайки и дружащие парочки, как правило, однополы. (Из этого правила есть, однако, серьезные исключения.)
Влечение с обратным знаком - так можно, пожалуй, отвлекаясь от исключений, определить основное отношение полов друг к другу до созревания.
Хочешь не хочешь, а в каждом классе и в каждом дворе образуется при одном явном еще и по два тайных мирка, отделенных друг от друга незримыми, а часто и вполне видимыми перегородками. Вон к той крепости за пустырем, сделанной из обгорелых ящиков и железяк, ни одна из окрестных красавиц и близко не подойдет, зато вот на эту скамеечку, что поближе к дому, ни один уважающий себя мальчишка не сядет.



Содержание раздела