Ребенок возьмет лучшее.


Случаи, когда дети умнее взрослых, к счастью, не так уж редки. Конечно, возраст есть возраст и опыт - опыт; многое должно зреть и зреть; но никакое созревание не прибавляет ума, а только развивает - в той мере, в какой есть что развивать.
"Ребенок умнее меня. Я глупее ребенка" - признать такой потрясающий факт?..
Истинный ум ребенка долго скрывается не только неопытностью и незрелостью, но и главным образом тем, что он находится в положении ребенка, исполняет свою роль - ребенка. Должен слушаться, подчиняться, зависим - зачем, собственно, ум?..

В отношениях с начальством самое умное казаться глупей, чем на самом деле...
Среди детей есть и врожденные психологи с ранней удивительной проницательностью. Наивность остается позади очень быстро.

Раскусит самую изощренную воспитательскую политику, все приемы - и...
Хоть однажды: "А вдруг не трудный ребенок, а беспробудный родитель?! Не воспитанник плохой, а воспитатель глухой?.."
Если такой диагноз поставлен, то нет политики, кро-
ме одной: никакой политики. В борьбе умов проиграем, но еще вопрос, чем закончится встреча душ.
7. Давать отдых от внушений, во всяком случае от однообразных внушений.
Представим, что с нами будет, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 раза - в увещевательном и 50 - в обвинительном?.. Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами.
Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний и прочая, нужен отдых йот каких бы то ни было воздействий и обращений, нужно время от вемени распоряжаться собой полностью - нужна, короче, своя доля свободы. Без нее задохнется дух.
"Постепенно все меньше свистите и командуйте" - такой совет дают дрессировщикам служебных собак, работающим со щенятами.
8. Пример - под вопрос. То и дело слышим, что нам надлежит быть для детей примером, давать образец...
Ничего не имеем против. Но советуем думать не столько о безупречности образца, сколько о духе взаимоотношений.
Если только они доверительны, оношения, если искренни С ОБЕИХ сторон, то и особой безупречности не потребуется. В ЭТОМ СЛУЧАЕ РЕБЕНОК ВОЗЬМЕТ ЛУЧШЕЕ.

Самые скромные наши достоинства смогут вырасти у него в совершенства, а самые тяжкие ошибки, пороки - отринутся или нейтрализуются, растворятся. Такова природа Добра.
Если же при всей своей показательности мы не найдем встречной радостной воли в его душе, а особенно если будем требовать СООТВЕТСТВИЯ...
- Я в твои годы таким не был!
- А я в твои годы таким НЕ БУДУ.
Родитель бывает и убийственно хорош, и спасительно плох; в его недостатках ребенок может кайл к оправдание своего существования, h в достоинства - доказательство своего нич"-';жестн.1 Г'-.: гжиги Ь'- •/ гри мсром можно накормить TJ.S", ^'ч ;• ¦ п ..;-' хs-,t - Hv иглечигаь болезнь, кстор^я н.- к,- ;е мед* - ¦-• 'З'^вл стел "иривьынли рвота" Отрицательный, с друюй tco-
роны, может стать острым духовным стимулом. Этот молокосос пьет не молоко, потому что не молоко пьют вокруг.

Но вот этот как раз не пьет, потому что пьет отец,- самые фанатичные трезвенники происходят из семей алкоголиков.
9. Уважать тайну. Нежная веселая мать, умеющая быть самую малость холодноватой; сдержанно-строгий отец, умеющий улыбнуться и изредка подурачиться,- вот на таких небольших вкраплениях держатся и авторитет, и влюбленность...

Внушение требует некоторой таинственности.
В семье, на одном пятачке?..
Да, труднейшее искусство дистанции. В любом общении (и не только с ребенком) всегда желательно оставлять резерв возможного сближения.
Общих рецептов нет: один и за долгие годы не приблизится и не даст приблизиться; другой уже через пять секунд сидит у тебя на голове. Чуть дальше - холод формальности, отчуждение.

Чуть ближе - фамильярность и панибратство, обесценивание общения, потеря уважения, потеря всего...
Мы оберегаем свой суверенитет и от самых близких и дорогих нам людей. (Тем более что "самый близкий" далеко не всегда означает "самый тактичный".) Дадим это право и ребенку.


Замкнутость: кроме правды, единственный способ не лгать.
Первая скрытность совпадает с первым "возрастом упрямства". В это время, когда скрывать-то вроде бы еще нечего, она выражается в отказе вступать в контакт, в сопротивлении общению как таковому.

При навязчивости окружающих легко может стать свойством характера. Дети с такой ранней защитной броней держатся настороженно, могут быть грубыми или нарочито дурашливыми, но обычно, когда убеждаются, что посягательство им не грозит, обнаруживают и доверчивость, и доброту.
Нет прощения взрослому, лезущему без спроса в детский дневник, вскрывающему письма, перехватывающему записку, подглядывающему интимное. Страшнее, чем избить, искалечить ПРЕСТУПНО \'г УВАЖАТЬ ТАЙНУ РЕБЕНКА.
Остерегаться лобовых вопросов но v-мам "¦ - -'ч" вие, самооценка, отношения со сверстниками, отиогт
ние к вам, любовь, страхи, мечты. Осторожнее, начинать "по касательной".

Иногда можно задать вопрос в форме веселого и небрежного утверждения чего-то, как само собой разумеющегося. Так врачи спрашивают, не "болели ли тем-то", а "КОГДА вы болели тем-то?" Начните и с небольшого рассказа о себе...
Правильно заданный вопрос может спасти. Неумелый - убить.
...Замечаем: что бы ни рассказывал о себе, всегда получается, что он прав, а другие виноваты, он хороший, а другие... Ну естественно, все ведь так?

Нечаянно что-то забывается, что-то прибавляется...
Еще не ложь, но уже тенденциозность - подача на принимающего.
При большой развитости этого механизма сознательная ложь может оказаться излишней.
Страшно и больно в первый раз поймать своего ребенка на лжи. Первая реакция: "Какая мерзость, какое падение! Этот бывший невинный ангелочек, это дражайшее создание, эта дрянь лжет в глаза!"
Вторая: "Ну поспокойнее... Ну а ты не солгал ни разу?.. Ни одного разу, ни на вот столько?"
Навсегда останется тайной, когда он в первый раз заметил твою ложь и не подал вида. То ли от деликатности, то ли от стыда...
Почему, давая себе право на ложь, мы не даем его детям? А ведь и это ложь.

Мы не только даем детям это право (молчком, потихоньку), мы еще и учим, и вынуждаем детей лгать.
Ну хотя бы для того, чтобы соблюсти кое-какие приличия... (Почему нельзя сказать: "У меня менструация", а можно: "Я себя сегодня плохо чувствую"?)
Лжем сначала из самозащиты, почти рефлекторно (дай бог дальше не лгать вымогательски), потом чтобы не волновать, не расстраивать - ложь во благо, ложь во спасение, ложь ритуальная, ложь привычная.
Довольно многие лгут косметически, от неутоленной любви к себе, но ни один не лжет из любви ко лжи.
Равнодушная ложь - страшный знак духовного умирания.
Начиная примерно с семи лет, имеет смысл время от времени беседовать с ребенком о разновидностях лжи, встречающейся в повседневности. Спокойно обсуждать, вместе думать, когда и КАК можно не врать.
Упаси бог от позы поучающей правоты. Не врать вообще, никак, никогда?.. А ну-ка попробуем, посмотрим, как выйдет.

Продержимся ли хоть сутки?
Учитель правды - ребенок, до той поры, пока не обучится лжи самому себе.
10. Учитывать состояние.
Спросим себя, понимаем ли,
что полчаса после сна и полчаса перед сном во избежание нервных срывов никогда и ни у кого не должно быть эмоционального и умственного напряжения;
что перед менструацией и во время нее девочку нельзя считать полностью вменяемой;
что мальчик, теряющий уверенность, хуже соображает, медленнее растет;
что знание, усвоенное без радости, не усвоено?
Дважды два? Но спросим себя еще раз...
Аванс
Трактат о кнуте и прянике
А прежде всего надо, чтобы знание знало
Помните ли?.. Мы там тоже жили...

Была когда-то такая далекая древняя страна под названием Непони-мандия, она же Эгоиндия, она же Острова Разобщенности, она же Разъединенные Штаты Невежества, она же Глупляндия...
У страны этой был властелин по имени Наказание, он же Возмездие, он же Кара, он же Соответствующие Выводы, Необходимые Меры... Многоликий и вездесущий, держал всех в ужасе, помните ли?..
Злополучные аборигены оставались по-прежнему непониманцами, нестаранцами, непослушанцами и все рвались в какую-нибудь Небывандию, Грубияндию, Хулигандию, Кчертупосландию... Некоторые, конечно, прикидывались, а кто и всерьез делался послушанцем, старанцем и даже перестаранцем...
И вот дожили. Ходим с мрачным и грозным видом, растерянные, взбешенные...
Ну как еще наказать?.. Лишить гулянья во дворе?

Нельзя, доктор велел каждый день быть на воздухе... (Нота бене! - лишать гуляния действительно нельзя! Что угодно, но не мешать здоровью.)
Заставить вымыть пол?.. Вымоет так, что не ототрешь.
Оставить без ужина? Жалко, тощий...



Содержание раздела