Ну и что?


Заглянуть же в инструкцию, прилагаемую к препарату и написанную, как правило, далеко нехудожественно...
Вот поэтому и выходит, что лекарства, прекрасные лекарства, помогают уже не так, как хотелось бы и как помо-
гали недавно. И поэтому же не принимаются даже, когда назначаются Человеком, Которому Можно Верить.
Будем соавторами своего здоровья. Вчера и позавчера действовало прекрасно; но сегодня переменилось питание, и в организме возникла другая ситуация; изменилась погода, а вслед за ней и кровяное давление, состав крови и реактивность мозга; вчера приняли еще что-то, совсем от другой болезни, но в сочетании с данным препаратом в организме образуется принципиально иной продукт; сегодня доза достигла критического порога и общая картина резко меняется; наконец, в самом организме, независимо ни от чего, произошло некое изменение настало тому время, и вот все уже по-другому.
Не все можно учесть.
Наблюдая за собой, тактично и сколь возможно спокойно постараемся помочь доктору понять нас и, если уж так случилось, исправить недоучет или ошибку.
Есть десятки препаратов, спасающих жизнь, восстанавливающих работоспособность, улучшающих самочувствие; есть лекарства, сделанные с великолепной точностью, попадающие в цель практически без отклонений; есть и прекрасные доктора, оперирующие этими лекарствами, как хирурги скальпелями...
Но будем все-таки помнить, что лекарственная химия это экспериментальная хирургия организма; будем относиться к ней с благоговением и не применять всуе.
В мире, где мы живем, переходы от естественного к искусственному и к противоестественному неуследимы. Заменим атом, положение иона в молекуле, и вот свое вещество превращается в чужое, фермент в антифермент, лекарство в яд и наоборот. Никакое лекарство ни стопроцентно «естественно», ни стопроцентно «искусственно» у каждого есть некое родство с химией жизни, корни, связующие с естеством мира.

Круговорот веществ, этот грандиозный мировой рынок, несравненно таинственнее и богаче, чем можно себе представить.
Я верю в потенциальное могущество химии точно так же, как в самотворческую предназначенность разума, которому в схватке за вечность придется пересоздать Природу, и не в последний черед собственную. Все должно стать, да простится невольная игра слов, с в е р хъестест-венным. Человек фантазия Природы, и если только удастся фантазии этой выжить, границы между «искусствен-
ным» и «естественным» окажутся лишь памятными отметинами нашего сегодняшнего невежества.
НУ И ЧТО?

Вам пишет группа студентов-медиков, членов научного студенческого общества Н-ского медицинского института. Мы прочитали все ваши книги. (...) Рассказывая о гипнозе, вы касались и телепатии. В последнее время много говорят о лечении парапсихологическими методами. Нам хотелось бы узнать ваше мнение о лечении биополем, об операциях филиппинских хирургов, о диагностике по фотографиям... (.)

Извините за нескорый ответ. (...)
Чем только не лечат нынче, как, впрочем, и во все времена. Гипноз, травы, йога, гомеопатия, иглоукалывание старина заслуженная и прекрасная. Но время идет вперед.

Работают, трудятся вовсю экстрасенсы, как их ни бьют. Лечат какие-то дяденьки и тетеньки биоэнергией, астральной аурой, реинкарнацией, анимотрансформа-цией. (...) Не берусь расшифровывать сам не все понимаю.
Не презираю, не осуждаю, не отговариваю никого из тех, кто в отчаянии или из любопытства обращается к знатокам методов вышеназванных и неназванных. Бывают случаи, когда и рукопожатие помогает. И реверберация помогает.

Нет вообще ни одного средства, которое хоть кому-нибудь когда-нибудь не помогло.
Очень обижаются посвященные в эти дела, если я осторожно замечаю, что панацеи все-таки нет; что при всех анимотрансформациях не исключен элемент внушения и самовнушения; что старушка психотерапия, то бишь лечение верой, во всем этом что-то значит, хотя бы в косвенной форме. Какие глупости! Психотерапия давно-давно выдохлась, отжила свое!.. Астрал другой разговор.

Вот, к примеру, что скажете: целитель Игрек по фотографии ставит 16 точнейших диагнозов, включая, например, трещину между пятым и шестым позвонком после автомобильной аварии, неполадки в печени в результате пьянства, а также ушиб левой пятки на нервной почве. А целитель Икс


и без фотографии, просто по имени-отчеству, определяет склероз аорты и вывих большого пальца. Одной только трансовой медитацией.
Некоторые диагнозы известны заранее. Ну и что, отвечаю я. И я тоже, худо-бедно, и по фотографии могу что-то сообразить, и по фамилии схватить кое-какой астрал. Даже без фамилии. Вот, допустим: молодая, еще не замужем...

Стоп, больше никакой информации.
Отвечаю: гипотония, астения, гастрит, аллергия, невроз страха, депрессия, воспаление придатков... Могу сказать и причину... Угадал?
Обижаются, презирают: козлище ты упрямое, профессиональная в тебе ревность. Сам не можешь, вот и не признаешь. Разрушаешь веру.
Да признаю же, признаю. Но могу я или нет иметь насчет признаваемого свое мнение?..
А насчет веры?
Говорят: что-то есть. Не отрицаю: да, что-то есть.
Но при этом, согласитесь друзья, чего-то все-таки и не хватает. Чего-то нет. А то бы давным-давно всеобщее бессмертие наступило, не говоря уж о каких-то болячках.
Не хватает чудес. Маловато на душу населения.
«Объясните, каким образом филиппинские хирурги делают операции одними руками, без разреза кожи, тканей и органов. Объясните, как узнает все о человеке и как предсказывает события слепая болгарская ясновидица Ванга».
Отказываюсь объяснять. Феномен есть феномен. Чего не проверил не отрицаю, не утверждаю.

Хочу верить придется проверить.
Откуда этот замшелый предрассудок о науке, будто она наделена полномочиями объяснять всё и вся? А что объяснить не может, того, стало быть, и не признает?..
Настоящая наука есть нечто совершенно обратное.
Всякий факт, если это воистину факт, действительно имеет какое-то объяснение. То есть: некую связь с цельнобытием мира. Но не всякий факт можно объяснить из наличного объяснительного материала.

То есть: на основе других, известных нам фактов.
Еще о правиле из исключения. Солнце взойдет солнце зайдет. Родимся умрем.
Непреложность.
Загипнотизированные беспощадным законом: ДОНЫНЕ ИНАЧЕ НЕ БЫЛО
(а вдруг было? а вдруг будет?), замечаем и другую его сторону.
Тонкая вязь колебаний и отклонений, сопротивляющаяся ткань живобытия обвивает железный каркас необходимости. Эти временные, частичные, непринципиальные исключения, которым, кажется, и нечего .больше делать, как подтверждать правило...
Один ребенок заговорил в год, другой едва в пять. Один старичок умер в 75, другой в 150. Все равно умер, но ведь черт же возьми...

А вдруг просто не догадался жить дальше? Прошляпил бессмертие?! А некоторые йоги, говорят, поднимаются в воздух, сантиметров на двадцать, и преспокойно висят, пока не надоест, а когда надоедает, перемещаются в иные миры. А буддийские ламы прыгают метров на двадцать и преспокойно летают...

Соблазн! Кто же из нас не надеется быть исключением в способностях, в любви, в старении, в исходе болезни, на худой конец, в лотерее? Кто не верит в тайная тайных, что он-то и есть исключение, что еще будет тому доказательство?..

И как же легко подцепить этой верой на крючок...
В том и дело, что во всей этой закономерности, неизбежности и, как там ни назови, с неискоренимой закономерностью присутствует и частица Свободы, дразнящее «может быть»... Не везло так, что дальше некуда, полный тупик и вдруг повезло! Безнадежная болезнь и вдруг исцеление, отсрочка, равноценная вечности. «И дурак раз в жизни бывает умным». Бывает.

Раз в жизни! Значит, не безнадежно?.. Значит, возможно?..
Есть действительность реальная и есть потенциальная, именуемая возможностью, тоже действительность, для создания которой нужны некоторые условия. Есть возможность и есть возможность возможности, правильно?.. А еще есть, значит, и возможность возможности возможности...
Восходящие в бесконечность степени Чуда.
Надежда, всегдашняя наша Надежда не просто выразительница наших безнадежных желаний. Ее рождает всегдашнее обещание вкрапленность Чуда во все сущее.
Ничего не значит. Не встречал еще никого, в ком не сверкала бы искорка Чуда чего-то выходящего за грань объяснимого... Одна видит вещие сны, другой тонко предчувствует маловероятное, третий, сам того не ведая, пред-считывает чью-то мысль, четвертый, хоть и слепой, видит насквозь, пятая обладает волшебным прикосновением...
Большинство не замечает этого ни в себе, ни в других; те же, кому довелось заметить, впадают иной раз в такое, что лучше бы не замечали...
Верю во Всевозможность; знаю, как может вводить в нее вера. Знаю, увы, и то, что творит эта вера на уровне ширпотреба какие чудовищные заблуждения, какие психозы...
Убедился, как боится Чудо публичности, как убивает его побуждение «овладеть»; какой соблазн и ошибка выставлять, а главное, считать источником Чуда свою собственную персону, как жестоко это наказывается...



Содержание раздела