Не верю в наследственность


1) не верю в наследственность, верю в воспитание;
2) не верю, что не справлюсь, должна справиться;
3) не верю, что человек неисправим, тем более ребенок;
4) самое главное - Женька мне нужен, очень нужен! - в нем есть хорошее, мой долг - вытащить его...
Сделала кое-что, похвастаюсь. Добилась, чтобы к школе готовили и учили говорить в логопедическом саду. Первая победа - стал говорить, лучше с каждым годом (учим стихи для памяти).

Вторая - вытянули в нормальную школу! Сейчас ходит во 2-й класс. Добрый парнишка, трудолюбивый - и пуговицу пришьет сам, и штанишки постирает, и на кухне мне любит помогать.

Очень любит меня, ну а уж его не любить, по-моему, невозможно...
При всем том у него до сих пор нарушения речи и памяти, приступы молчания, когда он не может вымолвить ни слова. Вижу, хочет сказать, морщит лоб, крутит руки, выдавливает из себя нечленораздельные звуки, глаза бегают растерянно. (Алкоголик-дед бил его по голове...)
Очень пугливый: первое время вздрагивал и бросался от каждого шороха. Совершенно не переносит крика: если на него кричать, как парализованный делается. Иногда я делаю недопустимое - этот страх "вышибаю" другим страхом, говорю, что сейчас, если не заговорит, я его щелкну по лбу линейкой...

Он - как очнувшись - вдруг начинает говорить, весь вспотеет... Я понимаю: нельзя, но...
Даю картофелину, разрезаю ее на две равные половины. Изучаем битый час это понятие: половина.
Держит в руке половинку картошки.
- Женя, сколько у тебя в руке картошек? Молчание.
- Женя, ты вопрос понял? Кивает и молчит.
- Ну так сколько же картофелин у тебя в руке? Молчание...
- Женька, ты что, оглох?!
- Нет.
- Так отвечай на вопрос! (Начинаю сердиться, мой тон его словно пробуждает от летаргии.)
Подымает голову и чуть слышно:
- Пять...
- Чего пять?!! - выпучиваю глаза. И тут Женька без зазрения совести ляпает:
- Метров!..
Я сажусь на стул и мрачно гляжу на сына. Мне хочется треснуть его по затылку.

Но я беру складной прибор для измерения, вытягиваю длинную ленту с сантиметрами-метрами и начинаю заново трехлетней давности объяснение - что такое "метр" и "пять Tетров"... Женька помогает мне измерить комнату. Вроде уясняет, что картошка не может быть "пять метров"...

Возвращаемся к "половине", к "целому" и к "полторы"...
Он воспринимает лишь то, что дает ему встряску, сильную ассоциацию. Слово "половина" учил целый год и не запомнил, нет! С отчаяния налила в стакан воды: вот это целый стакан!

Ты видишь?
- Вижу.
- А это другой, здесь половина. Понял?
- Понял.
- А вместе будет полтора. Понятно?

Кивает. "Полтора" написала ему на ладошке.
- Ну, хорошо. Покажи мне целый стакан.

Показывает правильно.
- А теперь - половину. Стоит в нерешительности.
- Женя, половину. Понимаешь?
- Нет.
- Ты что, не видишь? Преред тобой стоят оба стакана.

В каком же из них половина?!
Молчит.
Всердцах я хватаю стакан.
- Видишь, вот это половина! - и выливаю ему в штаны.
Ревет. Штаны снимаем и развешиваем сушить.

Зато запомнил, представьте себе!
- Сколько я вылила тебе в штаны? Без запинки:
- Половину!
Показывала Женю многим врачам, психологам. Никто
нам ничего хорошего не прогнозировал, а теперь удивляются и пожимают плечами: "Как так?.."
Хочу у Вас спросить: действительно ли он олигофрен? Как дальше, на что рассчитывать? Есть ли у меня ошибки, какие? Очень многое недосказала.

Прилагаю фотографию...

...Олигофрен ли?
Олигофрен - малоумный.
А малоумие - понятие растяжимое. Сколько ума нужно для жизни, никому не известно.
Не пережимайте. Ощутил немножко такую опасность - в Вашей страстности, в стремлении к преодолению "сопротивления материала", к результатам - любой ценой...
Любой? Нет, говорите Вы, не любой.
Вот в том-то и дело, что эту цену с той, другой стороны (да и со своей) измерять очень трудно. Счета приходят врасплох.

Эти самые результаты так нас увлекают, так разжигают, что мы забываем, для чего они и, главное, для КОГО.
Не замечаем, как воспитание превращается в средство нашего самоутверждения, а воспитанник - в объект капиталовложения, от которого ждем отдачи. Так самый божеский альтруизм оборачивается самым дьявольским эгоизмом.


То, чего Вы уже добились, само по себе фантастично. САМОЕ ГЛАВНОЕ сын Ваш уже получил - Вашу любовь. И себя самого, принятого, любимого.

Пусть же это не заслоняется частностями, даже такими важными, как нормальная речь, усвоение понятий, доступных другим...
Не верите в наследственность?.. Правильно, верить в нее не надо.

Но трезво иметь в виду.
Вы взяли на себя это крест по воле своей души, но позвольте же своему уму ее обмануть.
Основные проблемы в ближайшем будущем: общение и уверенность. При всем том малом, что имеем, и многом, что останется недостигнутым,- нахождение СВОИХ интересов, СВОЕГО дела.
Спокойное наблюдение. Не "тянуть", а дать выявиться.

Рисовать, строить, мастерить, собирать? Общаться с животными, с растениями?..
Не засекайтесь на умственном развитии в узкопривычном смысле. Душевное несравненно важнее.

И это развитие Вы даете ему сейчас.
Опасайтесь только чрезмерной плотности отношений, однолинейной связи. Понимаете меня?.. Сейчас Вы у него - одно-единственное любящее и родное существо, больше никого.

И мать, и отец, и друг, и бог - все в одном лице. Сейчас это необходимо - но...
Из таких вот сверхплотных отношений и вырастают взаимные неврозы; эта зависимость и рождает напряженность, тревогу, чрезмерную требовательность, а случись что - страшную пустоту.
И у Вас и у него, при всей единственности ваших отношений должны возрастать ЕЩЕ привязанности, ДРУГИЕ нити, связующие с жизнью.
Пусть ему будут нужны, кроме Вас, другие существа, а Вы направьте, насколько сможете, на дорожки к ним. Так и делаете?.. Ваш дом открыт, ходите в гости? Включаетесь в чужие проблемы, делаете их своими?

Ему уже хочется кому-то помогать, кроме Вас, делать что-то приятное?..
Если так, есть надежда, что он не останется одиноким.
(2) ДОРОГОЙ ДОКТОР,
Женька у меня не один, как Вы подумали. Детей у меня трое.

Старший служит в армии. А дочка тоже досталась случайно: в больнице, где я работала. Умерла ее бабушка, еще дядька был пьяница, она к нему не пошла.

Ей было 11 лет...
Сейчас 18, работает, готовится в МГУ на искусствоведческий. От меня отделилась - хочет самостоятельности, я не мешаю.

Советоваться и болеть приходит ко мне.
Я до сих пор жалею, что не взяла еще и двух Женъки-ных братьев, по виду нормальных... А Женьку увидела (подтолкнули хмурого) - сразу как холодной водой облили: поняла, с кем судьбу связываю.

Отступать было поздно: он знал, что я мать. Если б я ушла, не простила бы себе никогда малодушия и предательства...
А теперь и подавно не отступлю.
Все Ваши замечания попали в точку. Подспудно я и сама чувствовала: пережимаю, чересчур концентрирую программу занятий, часто несдержанна...
Опишу и некоторые черты моего сына, которые вызывают опасения.
Самое страшное - воровство. С таким явлением, навязчивым, как болезнь, прежде не сталкивалась. Норовит унести все, что "плохо лежит": и в детсаду, и в школе, и дома...

Лазит по карманам! Что делать? Самое смешное, что порой тащит ерунду, которую дома бросает или прячет и забывает о ней. Какие-нибудь сломанные детали игрушек, шарики от кроватей, подшипников, какие-то стеклянные шарики. Деньги-в основном мелочь - насыплет в коробочку, спрячет, однажды заставила выплюнуть изо рта...

В школе - карандаши, кисти, краски, перетаскал все магниты у учительницы. У меня впечатление, что руки его нарочно приделаны для хватания и прятания тайком...

Ругала, ставила в угол, однажды ремня отведал... Обещал, что больше не будет, а через три дня...
Молчание - раньше непроизвольное, а теперь за него как за стену прячется, хитрит. Притворяется глупеньким, непонимающим, забывшим... А теперь уже нет этих провалов памяти, я вижу, что помнит и даже понимает! Просто не хочет говорить.

Упрям. Если бы мне сдвинуть этот камень-бурун.

Какая бы река рванулась с гор его сознания!..
Инертность мысли - другая беда. Слаба фантазия.

Другому ребенку все интересно, а этот ни о чем не спрашивает. Зададут ему пересказ текста - он уныло, слово в слово, его повторяет, не понимая новых слов, не спрашивая, что они значат. Он же умудряется запомнить почти целиком наизусть страницу незнакомого текста. Правда, назавтра все вылетит из головы как сквозь сито. Купишь игрушку - радуется, заведет и смотрит, как она кружит по комнате.

Минут 20 сидит, наблюдая. А потом выключит, соберет аккуратно в коробочку, обратно, вместе с инструкцией, положит на полку и все.

Ему не нужны игрушки как таковые. Пыль с них стирает!..
Что он любит? Телевизор.

Если разрешишь - будет смотреть с утра до вечера все передачи подряд.



Содержание раздела