Эго. Из зарисовок. «Сквозняк»


Из непрерывного, предвосхищающего двигательного прогнозирования получается, между прочим, и типичный собачий бред отношения: полнейшая убежденность пса в том, что ежели вы приближаетесь к нему в момент, когда он занялся костью, значит, вы вознаме-
рились отнять у него эту кость. Основания на то: во-первых, кость вкусная; а во-вторых, раз вы делаете одно движение, значит будет и следующее, в том же направлении... И приходится зарычать, а коли не понимаете, то и тяпнуть.
Настоящее общение с животным есть высокоинтеллектуальный процесс, ничуть на менее сложный, чем общение с человеком. Это искусство особо дается именно тем людям, которые в общении с себе подобными далеки от успеха.
Шизоидные и умственно отсталые дети нередко относятся к животным с особой любовью и пониманием и пользуются взаимностью (как тургеневский Герасим...). Когда человеческие каналы общения чем-то подавлены, древние, прачеловеческие высвобождаются, действуют полной мерой...
В современной цивилизации интеллект ограниченно отождествляется с развитием словесно-логическим, речевым. Но есть интеллект и внеречевой: двигательный, чувственный, эмоциональный то, что может быть несравненно выше у какого-нибудь идиота. Нечто издревле темное, но с перспективой...
Охотник с собакой, всадник на лошади бессловесное взаимодействие, совершенное взаимопонимание в рамках поставленной цели. Но общение с животным подобно любовному, оно не сводимо ни к какой общей задаче; оно, скорее, подобно музыке не разыгрываемому дуэту, а совместной импровизации, в которой действия координируются лишь частично. Так общаются люди с дельфинами.
То же самое у кроватки младенца месяцев от двух до семи. Если вы застанете его в хорошем настроении и удастся войти в общение без сюсюканья, вам будет подарена уйма взглядов, улыбок, непередаваемых звуков, которые родят в вас сонм откликов... Отойдите, и все исчезнет. Вас тянет к нему снова.

Вернитесь и вы опять почувствуете себя в другом измерении, растворитесь...
ЭГО. Из зарисовок. "Сквозняк"
Жизнь моя похожа на постепенное (с провалами) просыпание и воспоминание. И на засыпание, и на забвение тоже...
С рождения (до?..) знал страшно много, знал все или почти все, да, да, помню только забыл, что именно... Я родился, чтобы всем все рассказать, поведать, всем-всем! Мама рассказывала со смехом ("А расскажи, какой я был маленький?"), что был я младенцем необыкновенно общительным, ко всем-всем-всем обращался из коляски на улице с вдохновенными нечленораздельными речами, что-то доказывал, объяснял, жестикулировал, пел, смеялся...
Искал язык?
Да и когда стал рисовать, и первые попытки самостоятельного музицирования и фантастические сочинения...
Но понятный парадокс забывание содержания по мере овладения формой. Языками, которые мне предлагали, я ЗАБЫВАЛ забивал память Сущего.
Учили чужому. Встречался и со своим, но не узнавал, только чувствовал. Все, что усваивал, было лишь ВОСПОМИНАНИЕМ.
Поражало учителей (но не меня самого) знание значений ранее не знакомых, казалось бы, иностранных слов.
...Понимаю теперь: я и должен был забыть Э т о чтоб снова вспомнить на языке тех, кому послан с о-о б щ и т ь.
Всем всем всем! Слушайте! Смерти нет!
б. Ваше эхо
"Каждый человек, писал Фрейд, имеет в своем подсознании аппарат, позволяющий улавливать состояния других людей, иначе говоря, устранять искажения, которые другой человек вносит в выражение своих чувств".
Наверное, это и чувствовал Лафатер и прочие челове-ковидцы. Как безошибочно нечто в нас фиксирует малейшие нюансы заискивания, раздражения, пренебрежения, зависти, вожделения... Как трудно и рискованно выводить это в плоскость рассудочного анализа: море нюансов, а истина в оттенке.

Общение многоканально, -слова говорят одно, интонации другое, глаза третье, руки четвертое, все поведение в целом что-то совсем иное...
Идя вглубь, к мозговым механизмам, мы подходим к биологическому первокирпичику социальности. В другой книге я назвал этот биомеханизм мозговым эхом.
Эхо-механизм обеспечивает память, поддерживает непрерывность психической жизни и глубоко связан с эмоциями.


Принцип его действия состоит в повторном воспроизведении импульсных структур "рисунков" возбуждения в сетях нервных клеток. Таким образом, мозг как бы захватывает поступающие раздражители и делает их, уже в импульсной перекодировке, своей собственностью. Внутренне повторяет, свертывает и развертывает. Свертка запоминание.

Развертка воспоминание. Происходит все это в основном бессознательно, сознание получает готовые результаты.
Мозговое эхо используется в непроизвольном прогнозировании. Возможно, в каких-то эхо-единицах мозг прикидывает вероятности будущих событий.
И конечно, легко понять, что эхо-механизм дает физиологическую основу для подражания и обучения. Попугайство да обезьянничанье вот с чего начинается приобщение к цивилизации (и на этом часто, увы, кончается).
В свое время один из основоположников социологии француз Тард построил на феномене подражания красивую теорию развития человечества. Волны, или лучи подражания, как их называл Тард, идя из глубины веков, обеспечивают распространение цивилизации и культуры, социальную память, преемственность, культурную наследственность. Творчество же или изобретение, создающее нечто новое, есть отклонение от подражания.

Ересь, мутация... и всегда риск.
Все это ясно, и связь с механизмом "эхо" прозрачна.
Огромная масса внушений идет через прямое подражание, и развивающийся мозг ребенка жадно себя им подставляет. Пословица "С кем поведешься, от того и наберешься" справедлива прежде всего для юной части человечества. Дети просто гении непроизвольного подражания, и трудно сказать, у кого они больше "набираются" у взрослых или друг у друга. (Со стороны взрослых сильнее давление, зато в общении между детьми действует сильнейший катализатор стихийное ощущение тождества).
Есть масса межличных эхо и у взрослых людей. Вот заражение зевотой. (Кто-то уже зевнул от одного слова: зевота?.. Зе-во-та-а-а...). Знакомо, не правда ль?..

На некоторых лекциях я наблюдал повальные эпидемии. А однажды попалась мне фотография какого-то американского политического деятеля, запечатленного в момент смачного зевка, и я тут же почувствовал неудержимый, судорожный позыв. Давал смотреть нескольким знакомым: у половины тот же эффект.
Вот что до крайности любопытно: часто одновременно зевают люди, находящиеся на близком расстоянии, но не видящие и не слышащие друг друга! Две машинистки сидят друг к другу спиной в разных углах комнаты. Стучат громко, где тут услышать зевок, внимание сконцентрировано...

И, однако, они зевают одновременно! Элементарная телепатия!!
Другой простенький пример волны кашля. Я ради опыта специально вызывал их в библиотеке, в тишине читального зала: начинал усиленно кашлять. Эксперимент не вполне респектабельный, зато убедительно: обязательно кто-то откликнется, да не один, а двое-трое и больше. Этот же опыт включаю иногда в свои лекции перед демонстрацией массового гипноза.

Говорю о чем-то и вдруг поперхнусь, закашляюсь... может же и не такое стрястись с лектором... Случая, чтобы никто не ответил, еще не было!
В концертном зале кто-то кашляет по собственному почину, а кто-то по заражению. Кто? Тот, у кого есть расположенность покашлять, но недостаточная для самопроизвольного проявления? Или просто очень на этом уровне внушаемый субъект?..

Ему-то кажется, будто кашляет он по собственному побуждению.
Вот и модель массы непроизвольных подражаний, которых мы у себя не замечаем. Не по этому же механизму свершается бессознательный плагиат...
Посмотрим теперь, как возникает подражание двигательное, которое я бы назвал соучастием. Болельщик у телевизора. Стоит понаблюдать внимательно за его ногами в момент, когда прорвавшийся игрок любимой команды должен нанести удар... Или за руками, когда смотрит бокс...

Сидя рядом с шофером в такси, вы сильно жмете ногой в корпус машины, когда он резко тормозит. А как действует музыкальный ритм! Впечатлительная девочка в первый раз идет на балет: дивное
2 В. Леви, кн. 3
зрелище, она в восторге. Утром просыпается разбитая: болят ноги. Отчего? Оттого, что смотрящий на танцующих тоже танцует, только в своем мозгу.

Часто это можно заметить и по невольным движениям...
Находиться рядом с дергающимися тяжело, потому что возникают сильные импульсы непроизвольного подражания, которые приходится подавлять. И подражание и подавление бессознательны, но вы чувствуете напряжение. С другой стороны, тяжко общаться с тем, чья моторика и мимика маскообразны, застыли, подавлены.

Так бывает при некоторых заболеваниях мозга и при сильной шизоидности. Вы чувствуете тяжесть и скованность, вам не по себе, хочется поскорей прекратить общение...
Очевидно, люди, общаясь, должны как-то тонизировать друг друга своими движениями, и где-то в этом процессе лежит оптимум, которому, быть может, интуитивно следует приятный человек. (Когда двое людей сидят или идут рядом, беседуя, они никогда не остаются на одном расстоянии друг от друга, а все время то приближаются, то отдаляются, словно вальсируя...)



Содержание раздела