Гипноэкран


Пройдемся на лыжах. Какой чудный лес. Какой снег!
Да!.. (Восхищение во взгляде. Любовно оглядывает стены и мебель, потому что теперь это деревья, сказочно убранные зимой.)
Надевайте лыжи.
Быстрые, четкие, пластичные движения. Раз... раз... одну галлюцинаторную лыжу, другую! прямо на свои обычные ботинки, это не смущает: раз "надевать лыжи", значит, он уже в лыжных ботинках!..
Готовы?
Сейчас, крепление поправлю...
Поехали, по этой лыжне... Вы вперед, я за вами.
Пошел. Сильно, ловно отталкивается галлюцинаторными палками. У стены делает поворот, идет вдоль, опять поворот...

Обходит диван. (Это поваленная ель.) Пантомима в духе Марселя Марсо, с полной гарантией подлинности переживания, той же, что в сновидении, даже больше...
Сердце ваше прекрасно работает.
Да!
Сердце ваше сильная птица. Вы уходите один, далеко, без страха... Я исчезаю...

Появлюсь неизвестно когда, вам это все равно! Вам легко, радостно и спокойно!..
ВСЁ ЧТО УГОДНО.
Идет, идет...
Забыл сказать главное. Чтобы вместе с сомнамбулом попасть не куда-нибудь, а в тот полет, где можно воистину преобразиться, в Страну Вдохновения, нужно сперва мысленно помолиться. Очиститься от искушения власти.

Быть вместе и верить. Тогда только возни-
кает поэтическое бытие, сверхтворческое состояние, обоюдное. Запредельность живая. Можно превратить стул в медведя, погладить его, поговорить с ним: он может заговорить человечьим голосом, ему это ничего не стоит.

Медведя можно превратить в черепаху, черепаху в Александра Македонского, Александра в синхрофазотрон, а потом убрать, перевести в отрицательное пространство...
Гуляя на лыжах по лесу, можно увидеть множество маленьких бесенят, окаяшек. Они разные, но в большинстве коричневые и зеленые, мохнатые, косоглазые и бесхвостые. Это они производят всякие лесные скрипы и шорохи, а домашние окаяшки это делают на старых паркетных полах.

Они очень чуткие, хитрые и спокойные. Но сейчас лесные окаяшки в большинстве спят.
Вот и кончается зима, И жизнь логична и земна.
Лето... Нет, осень. Небо голубое, деревья голые.

И листья, и рябина, и желуди под ногами: идешь и шуршишь...
И вижу я: упругий мох, Итог сомкнувшейся тропинки... И в шевеленъи светлых пятен Два муравья на смятом платье... А там дымок у самых ног.

Как пес, он тычется в ботинки...
...В космос? Пожалуйста, на любую планету. Но хочется к Луне, теперь такой близкой и обреченной.

К ней скорее, пока еще нет там людей, времени горстка...
...Стул возвращается из отрицательного пространства. Аутотренинг.
Сядьте, пожалуйста. Вы в обычной рабочей обстановке. У вас состояние некоторого напряжения, скованности, усталости.

Вы чем-то раздражены и обеспокоены, но сейчас вы с этим блестяще справитесь. Самостоятельно!
Принимаем удобную позу... Вот так...
Все мышцы расслабляются... Дыхание ровное и свободное... Сосредоточиваем внимание на" правой руке. Она начинает теплеть. И тяжелеть...

Такое же ощущение появляется в левой руке... Во всем теле... Легко, легко дышится... Приятная теплая тяжесть в руках и
ногах.„ Прохладный, приятно прохладный лоб. Полный покой, расслабленность... Вернулось хорошее настроение! Появляется бодрость.

Собрался. Встал!
Еще раз, в быстром темпе!
(Поза... Рука... Тело...

Тепло... Тяжесть... Дыхание...

Прохлада... Покой... Бодрость. Собрался...)
Еще раз, еще быстрее! Свернуть все в один миг!..
Теперь без меня, в любой обстановке и безо всяких сеансов будет легко-легко вызывать-чувствовать то же самое... Тот же покой, та же легкость и бодрость. Самостоятельно!
7. Загипнотизированный гипнотизёр
Чудо из чудес: перевоплощение личности.
Всё-что-угодно. Можно перевоплотить О. С. в фельдмаршала Кутузова или в Наполеона. В Рафаэля или в Паганини. В маленького ребенка или в столетнего старика. Можно в чернокожего короля, дать ему имя Уага-Дуга, и он забудет свое.

Можно в любого зверя или в птицу, в дневную или ноч1гую. В собственную жену или дочь. В неодушевленный предмет. В букву. В воздух.

In herbis, in verbis, in lapidibus.
Но все это сейчас ни к чему. Может быть, потом, чтобы лучше пелось в Шаляпина... А сейчас перевоплощаю его в себя, чтобы легче ему дышалось, чтобы уверенней билось сердце.


А сам отважусь стать им. Чтобы...
Сейчас мы с вами поменяемся душами, произведем пересадку психики... пересадку сердец... Вы станете мной, а я вами... Это будет происходить по мере моего счета на "ка" и совершится на слове "эн".
Ка-один... ка-три... ка-восемь... ка-девять... эн. Встает. Направляется ко мне.

Не" мигая смотрит, слегка приподняв брови. Он-я:
Добрый день, О. С. Я-он:
Здравствуйте, В. Л. Он-я:
Ну, рассказывайте, как дела. Я-он:
Спасибо, лучше. Но еще не совсем...
Он-я:
А что? Я-он:
Скованность еще... И тревожность. Начинаю вдруг думать о своем здоровье, в себя ухожу. Понимаю, ни к чему это, нет оснований, а внимание уже где-то внутри. Просто стыдно.

А с вами ничего, прихожу, все проходит...
Вхожу в бытность, вживаюсь... Не потерять бы контроль... Он-я:
Проведем сеанс гипноза... Сядьте, пожалуйста, в кресло. Удобное положение, вот так...

Расслабьтесь...
Вот это да: мои интонации, манеры мои. Странное ощущение, будто слышишь себя по радио или видишь в кино, в гриме: и я и не я. Нет более притягательного и более чужого существа, чем двойник. Очень странно... Как жаль, что я не могу отдаться переживанию целиком, что я и актер и режиссер!

Впрочем, дам себе отсрочку... Уже расслаблен... Закрыл глаза... Он гипнотизирует меня, верно берет интонации... Развивает по-своему надо запомнить, использовать, это ведь говорит его безотчетное знание самого себя...

Или меня?.. Отдыхать приятно... Хочется, чтобы это длилось...

Мой праздник, моя свобода...
...Все.
Я-я:
Хватит, Володя... Хватит, О. С. Теперь вы это вы, я это я. Но мы оба обогатились. Вы взяли от меня то, чего вам не хватало, а я у вас нужное мне.

Теперь в каждом из нас я и мы.
Что же происходило? Какое чудо превратило его в меня? (Хоть на минуту, хоть на мгновенье...)
Разумеется, он остался самим собой. Его поведение и переживания ткут узор только из его памяти, это легко проверить. Гипноз дает колею, все остальное мозг его делает сам.

Но с поддержкой...
Память, властительница "я", капризная и жестокая, под гипнозом становится покорной служанкой. Вот взрослый, перевоплощенный в восьмилетнего, пишет детским почерком, точно таким, какой у него был в этом возрасте... Рисует каракули... Пробужденный, не верит, что это его произведение.

Живет в детстве, играет в песочек, плачет, зовет мать... Можно вытащить и
следы памяти, спрятанные за семью замками, вытесненные переживания канувшие в корни комплексов. Если перевоплотить в новорожденного, появится и сосательный рефлекс, глаза станут бессмысленными, "плавучими"...
Слои личности, человек насквозь. Но вот гипнотизер перевоплощает молодую сомнамбулу в столетнюю старуху. Посмотрите: она сгибается, еле идет.

Останавливается передохнуть... Садится старчески... В каждом движении усталость, неуверенность, тяжесть.

Погасший взор, дрожат руки. Надтреснутый голос... Гениальная подлинность переживания, почерпнутая из душевного знания о других, душевного именно это не "информация", не "слой личности": он еще не образовался.

Это предвосхищение... А если гипнотизер велит перевоплотиться в личность, которую загипнотизированный не знает совсем, он застынет в ступоре или станет делать то, что делал бы, будучи просто собой, пойдет по какой-нибудь случайной ассоциации... Если велеть превратиться в глокую куздру, замрет или станет чем-то между автомобилем и динозавром...
Почему О. С. не способен к чуду в обычном бодрст-венном состоянии? Какое злостное античудо держит его в плену страхов?.. Почему нужен транс?..
Что за тиски сжимают его и меня?..
ЭГО. Из дневника. ("Профилактика смерти")
Уже свыкся не просто с сознанием смертности, но с действенным, истинным положением самосознающего существа положением умирающего. Да, знаю, помню... Вот только живу все еще несоответственно.

Нужно отказываться от гораздо большего, чем казалось... Еще сомнения что же Главное?!
Желания, обещания, поцелуи мира, умирающего во мне, крылья снов... К чертовой матери Ваш'больной мир и его вонючие потроха. А пошло оно... А погуляй вволю, выразись и пропади все пропадом! вот что поет Желание и пришептывает, и лепечет, что это долг, долг божественный... Кому-то приятнее будет уходить, помня, что был ты, был... что же больше?..

Без Моцарта разве жил бы ты?.. Есть он и тебе умереть можно. Запечатлеть стон наслажде-
ния, изрыгнуть фонтан жгучей крови, а там будь что будет!..
Но долг иной. Но страдание тьма, в которую должен вбросить карту спасения, предупредить... Знаю, вижу... Тьма одиноких путников.

Им не до поцелуй-чиков, им дорогу, ночлег и опять дорогу....
8. Гипноэкран
Погуляем еще. Спустимся в метро, пройдем мимо зловещей таблички: "Нет выхода". Я опять оставляю О. С, он ухитряется провести аутотренировку в переполненном вагоне, стоя. Сделал аутотренировку поезжай в командировку. Поезд.

Вокзал. Гостиница. Номер. (Гипнотизер удаляется в отрицательное пространство.) Побрился. Позавтракал.

Съездил на предприятие. Вышел гулять по незнакомому городу. Все в порядке. Идет по незнакомым улицам.

Задержался.



Содержание раздела