Доверие к бессознательному функционированию


для вас.
[Обращаясь к доктору Р.]: Теперь, когда у пациента есть эта возможность исследовать самого себя, вы должны быть очень осторожны и не интерпретировать ничего из того, что они делают.
Э: Это еще один пример того же самого: вы не знаете, какие признаки вы используете, но вы знаете этот ландшафт. Весь эффект регистрируется.
Р: Весь  то есть гештальт?
Э: Да, гештальт.
Р: Так что с помощью этого примера вы говорите С., чтобы она была чувствительна к гештальтам?
Э: Я говорю ей: “Не принимайте на веру то, что дело только в одном сигнале или факте, который вы можете назвать, когда вы что-то узнали”.
Р: А почему вы это ей говорите? Чего вы добиваетесь?
Э: Вы не знаете, какие признаки используете, но вы же узнаете предметы.
Р: Так что ваше бессознательное автоматически отождествляет все эти признаки и сообщает вашему разуму “это то-то и то-то”, не сообщая сознательному разуму всех деталей того, как оно пришло к этому заключению. Вы говорите ее бессознательному, чтобы оно использовало все свои источники информации.
Э: Не обязательно должен быть признак, который можно назвать. Сознательный разум обычно думает, что ему необходимы сигналы, которые можно определить, но конкретные сигналы, чтобы что-то делать, не нужны.
Р: Но почему вы даете ей этот урок здесь?
Э: Потому, что она получила образование психолога, а один из дефектов в образовании психолога состоит в том, что вас пытаются заставить осознавать все признаки разных явлений.
Р: Они учат сознательно вешать на все ярлыки, вместо того чтобы использовать интуицию (бессознательное восприятие). В случае с С. вам приходится разрушать части этого сверхрационального обучения, чтобы заставить бессознательное работать самостоятельно. Это необходимо, если мы хотим, чтобы она испытала гипнотические явления, в которых бессознательное действует автономно.

Вы, таким образом, пытаетесь активировать ее бессознательное тем, что (1) подчеркиваете все то, что оно хорошо делает само по себе и (2) депотенциализируете ее чересчур активную сознательную ориентацию, подчеркивая, что в ней нет надобности.
Э: Она научилась в колледже, что для того, чтобы выразить что бы то ни было, надо использовать слова и цифры.
Р: Этот рациональный подход хорош для некоторых интеллектуальных явлений, но не годится для обычного человеческого функционирования.
Э: Он не хорош!
Р: Он замораживает. Он ограничивает вас вашим сознательным восприятием.

Он замыкает ваше бессознательное восприятие и мышление. Вы не доверяете вашему бессознательному восприятию.
(Эриксон далее рассказывает очаровательную историю о том, как он и несколько его коллег-мужчин во время конференции наблюдали, как маленькая девочка в явном затруднении топталась перед мужским туалетом. Доктор Эриксон немедленно с кем-то поспорил, что она выберет среди них женатого человека с наибольшим количеством детей, чтобы попросить провести ее в мужской туалет.

С безошибочным бессознательным восприятием она именно так и выбрала. Ребенок не тратит время на размышления типа “человек, который лучше всех мне поможет,  это человек, у которого много детей и который поэтому привык к подобным вещам”).
Р: Вы хотите, чтобы С. научилась доверять бессознательному знанию и умению в своей трансовой работе. Этот опыт затем поможет ей в конечном итоге достичь лучшего равновесия между иррациональными и рациональными процессами в ее повседневной жизни.
Э: Да! Вы можете не смотреть на обручальные кольца, чтобы определить, кто женат или кто замужем.
Доверие к бессознательному функционированию:
транс как естественная форма
бессознательного функционирования
[Обращаясь к С.]: Мы рано узнаем, что для того, чтобы что-то видеть, нам нужно держать глаза открытыми.
Но для того, чтобы восстановить сцену, которую вы видели, вам достаточно воспоминаний.
[Обращаясь к Р.]: Всю жизнь человек учится, что глаза надо держать открытыми, и потому вы им говорите, что можно открыть глаза, поскольку это им, возможно, поможет.
Вы даете им возможность
открыть глаза.
Они также знают, что могут


пользоваться носом, чтобы ощущать запахи,
ушами, чтобы слышать,
пальцами, чтобы осязать.
Р: Они узнают все это путем импликаций.
Э: Да, путем импликаций. Можно учиться через чтение,
через видение,
через осязание,
когда вам что-то сообщают,
когда вы что-то переживаете,
и наилучший способ учиться, как говорят в просторечии,
это прочувствовать на своей шкуре.
Р: Если вы хотите, чтобы человек вошел в транс, сделайте так, чтобы он доверял своему бессознательному, потому что транс  это естественная форма бессознательного функционирования.
Э: Совершенно верно.
Р: Наша точка зрения такова, что транс есть измененное состояние сознания. Вы согласны с тем, что он является палеологической системой психического функционирования  более палеокортикальной, чем неокортикальной?
Э: Транс есть более простой и менее сложный способ функционировать.
(Здесь Эриксон приводит примеры того, как ребенок учится предпочитать те или иные виды пищи и т.д., наблюдая за реакцией своих родителей, братьев и сестер на пищу. Это рано приобретенное знание базируется на более простых и более прямых способах наблюдения, а не на более сложных формах обучения, включающих промежуточное использование слов и мыслительных процессов, которые приходят позже.

Эриксон, однако, не верит, что транс есть атавистическое достояние).
Пантомима и невербальная коммуникация
с целью достичь более простых уровней поведения
Вы чувствуете стихи,
чувствуете картину,
чувствуете статую.
Чувство  это очень значимое слово.
Мы осязаем не просто пальцами,
но своим сердцем,
разумом.
Вы чувствуете при помощи знаний, обретенных в прошлом.
Вы чувствуете при помощи надежд на будущее.
Вы чувствуете настоящее.
Р: Вам нравится использовать пантомиму и невербальные подходы к трансу, потому что они активизируют и достигают более глубоких и более простых уровней функционирования.
Э: Да. Вы тем самым обходите насильственно внедренные жесткие формы более поздних приобретений сознания.

Становится не обязательно выражать все словами.
(Эриксон приводит пример ухаживания за девушкой. Девушка может приподнять голову, чтобы ее поцеловали, но все будет испорчено, если она вербализует свое желание).
То, чему вы учитесь потом, просто все портит. Приподнятая голова значительно более значима, чем слова.
Р: Как мы можем обобщить это относительно трансового поведения в целом? Транс  это не столько регрессивное поведение, сколько более простая форма поведения  поведение, которое не обязательно зависит от слов и взрослых паттернов понимания?
Э: Да, это очень простое поведение.
Характеристики идеомоторного сигналинга
головой в трансе
[С. делает головой легкие кивки “да”. Движения настолько легкие и медленные, что Эриксону пришлось указать на них, а Росси пришлось тщательно изучать С. минуту или две, пока он убедился, что они действительно имеют место.

Эти легкие отклики “да”, очевидно, выражают согласие С. с тем, что говорил Эриксон].
(Эриксон приводит примеры экономии движений в трансе. Кивки головой “да” в трансе очень легкие и медленные, это резко отличается от сильных и определенных кивков, которыми мы выражаем “да”, когда бодрствуем).
Р: Вы можете дифференцировать сознательные движения от бессознательных, поскольку последние всегда более медленные и краткие.
Э: Если что-нибудь очень важно, тогда движение [например, кивки головой] будет повторяющимся, а не просто однократным,  по-прежнему медленным и кратким, но повторяющимся, так, чтобы вы в самом деле все поняли. Они будут продолжать кивать головой, пока вы не покажете каким-нибудь способом, что поняли.

Повторяющиеся движения в трансе означают, что есть что-то важное.
Передача проблем бессознательному
Теперь я оставлю
обучение по неврозам в первую очередь вашему бессознательному.
(Пауза)
И я хочу, чтобы вы знали,
что в жизни каждого человека
бывают вещи,
которые нам нравятся, а знать о них мы не хотим.
Впечатление от искусства фокусника будет испорчено,
если вы узнаете,
как он делает свои фокусы.
Как он достал этого кролика из шляпы?
Конечно, есть какое-то объяснение,
но вы охотнее смотрите его представление,
чем узнаете, как он это сделал.
Все фокусники хранят свои секреты,
и все они уважают секреты друг друга.
[Эриксон приводит несколько примеров того, как он и другие получали удовольствие от того, что не знали, как фокусники совершают свои таинственные подвиги].
И еще одна вещь, которую все пациенты
должны держать в памяти.
Взрослые  это дети, только высокого роста.
Р: Кажется странным внезапно выскочить с этим дидактическим утверждением: “Теперь я оставлю обучение по неврозам в первую очередь вашему бессознательному”. Почему вы выдали это именно здесь?
Э: Потому что [я подготовил ее к этому предшествующим контекстом, где давал много указаний о большей свободе бессознательного функционирования]. Так что это утверждение будет означать: “Оставьте все обучение, касающегося вашего невроза, вашему бессознательному; давайте отдадим эту проблему бессознательному”.



Содержание раздела