Вторая тренировка


...У некоторых рука уже лежит на коленях... у кого-то еще продолжает опускаться... и это нормально... У каждого человека свой тип нервной системы, своя реакция...
...Сделали вдох, открыли глаза и посмотрели. Правая рука ниже левой, у некоторых лежит на коленях... Руки положили на колени ладонями вниз..."
Тест 4. Расхождение рук в разные стороны
"...Руки протянули вперед. Ладони поставили параллельно друг другу... Найдите для них удобное... расслабленное положение...

Прислушайтесь к рукам... и почувствуйте какую-то взаимосвязь между ними... Позвольте вашим рукам ощутить эту "энергетическую" связь...
(Врач начинает делать пассы правой рукой в направлении пациента.)
...Сейчас, когда вы сконцентрированы на ощущениях в руках... вы можете ощутить некоторое отталкивание... и ваши руки начинают медленно... сами по себе... расходиться в разные стороны... Между ладонями как будто находится упругий шар... он увеличивается с каждым вдохом, разводя руки в разные стороны..."
Первая тренировка
"Посмотрели мне в глаза. Сосредоточились на лечении. Положили правую руку на лоб. Дали себе задание или установку: "Ночью, как только захочу в туалет, я легко и быстро проснусь сам, самостоятельно!"



ЮТ1
ill
...Сделали вдох, на выдохе закрыли глаза. Провели рукой по лицу и погрузились в транс с мыслью: "Ночью я проснусь!"
...У многих из вас наступило состояние, которое напоминает вам ночной сон отдых..."
Как только у детей закрылись глаза и одна рука упала на колени, врач включает метроном (с частотой 60 ударов в минуту) и делает следующее внушение:
"...С помощью метронома я задаю точный ритм работы вашим биологическим часам-будильнику, настраивая их на пробуждение ночью самостоятельно...
...Сконцентрировали все свое внимание в низу живота, на ощущениях своего мочевого пузыря...
Через несколько минут каждый из вас проснется сам, самостоятельно, почувствовав импульсы, сигналы своего мочевого пузыря...
...Если у кого-то из вас во время сеанса возникнет потребность сходить в туалет, можете самостоятельно встать и выйти...
...Запоминайте эти ощущения, которые действуют на вас пробуждающе... Часть детей уже проснулись от действия мочевого пузыря, подождем остальных... Прямо сейчас у многих из вас выработались навыки к самостоятельному пробуждению ночью..."
(Врач ждет детей, которые пошли в туалет. Когда все дети вернутся, он приступает ко второй тренировке.)
I
Вторая тренировка
"Посмотрели мне в глаза. Сосредоточились, положили правую руку на лоб. Мысленно дали себе задание: "Ночью, как захочу в туалет, я легко и быстро проснусь сам, самостоятельно..."
...Сделали вдох, на выдохе закрыли глаза, провели рукой по лицу. И отключились с мыслью: "Ночью я проснусь..."
(Как только у детей закроются глаза и рука упадет на колени, врач включает метроном и делает внушение.)
...С помощью метронома я включаю ваши биологические часы-будильник и настраиваю их на самостоятельное пробуждение ночью...
...Наступает состояние расслабления... сонливости... дремоты ..
...Сконцентрировали все свое внимание в низу живота, на ощущениях своего мочевого пузыря. Эти сигналы действуют на вас пробуждающе. Запоминайте эти ощущения...
...Эта способность пробуждаться ночью самостоятельно заложена в вас природой. С помощью внушения, слова я настраиваю ваш организм на самостоятельное пробуждение ночью. Вы будете теперь спать чутко и просыпаться в любых условиях..."
Третья тренировка
"Приготовились еще раз провести тренировку.
...Посмотрели мне в глаза. Сосредоточились, дали себе задание: "Ночью я проснусь сам, самостоятельно". Закрыли глаза, провели рукой по лицу и отключились с мыслью: "Я проснусь..."
(Врач включает метроном.)
...Ваши внутренние часы-будильниквключаются автоматически с помощью внушения "Я проснусь"...
...Расслабляются мышцы на руках... расслабляются мышцы на ногах... расслабляются мышцы шеи, спины... Наступает состояние расслабления... сонливости... легкой дремоты... которое напоминает ночной сон...


...Сконцентрировали внимание в низу живота, на ощущениях мочевого пузыря... Через несколько минут каждый из вас проснется сам, почувствовав действие своего мочевого пузыря...
...Теперь каждый раз вечером перед сном, лежа в постели, вы даете себе лечебное задание: "Ночью я проснусь сам, самостоятельно". Проводите рукой по лицу и засыпаете с мыслью: "Я проснусь..."
...Ночью вы проснетесь сами, на сигналы мочевого пузыря, с ясной головой сходите в туалет, а вернувшись, легко заснете опять...
...Во время сеанса вы получаете правильные навыки к самоконтролю над действием мочевого пузыря..."
Четвертая тренировка
"Сейчас вы будете все делать сами, так, как будете делать это дома.
...Сконцентрировали внимание... Дали себе лечебное задание... Провели рукой по лицу...

Погрузились в транс...
(Врач включает метроном.)
...Внимание в низу живота... Прислушайтесь к сигналам мочевого пузыря, которые действуют пробуждающе... Не ожидайте от меня много слов и повторений.

Я лечу вас гипнозом, по законам природы. Вы программируетесь на пробуждение ночью самостоятельно, от действия мочевого пузыря..."
Пятая тренировка
"Приготовились сделать упражнение еще раз... Сосредоточились... Повторили задание...

Погрузили себя в транс...
Через несколько минут вы легко и быстро проснетесь сами.
...Наш лечебный сеанс подходит к концу, я очень рассчитываю на вашу поддержку и помощь. В этот сеанс и в каждого из вас я вложил все свои знания, весь свой опыт. Я сделал все возможное, что зависело от меня, чтобы настроить ваш организм на самостоятельное пробуждение ночью.

Запомните: вы теперь здоровые дети! Ночью просыпаетесь сами, самостоятельно!"
После проведенного сеанса врач подробно объясняет детям и родителям, что детям нужно теперь делать дома для закрепления лечебного эффекта. Следующий сеанс гипноза назначается через неделю, всего рекомендуется принять пять сеансов. На следующий сеанс дети приходят с дневником.
Рекомендации
1. Родителям нельзя расспрашивать детей об их ощущениях во время сеанса (спали они или нет).
2. Вводится строгий режим дня, предусматривающий обязательный дневной сон (отдых) в течение часа, вечером отбой в 10 часов.
3. В течение первой половины дня можно пить любое количество жидкости, а после 18 часов прием жидкости (соков, молока, воды) ограничивается.
4. Необходимо повысить тонус и силу мышц мочевого пузыря. Для этого ребенок должен научиться днем задерживать мочу как можно дольше после первого позыва помочиться.
5. Необходимо научиться управлять мышцами, ответственными за "отпирание" и "закрывание" мочевого пузыря (мышцы сфинктера). Для этого ребенок должен прерывать мочеиспускание в середине процесса 3-6 раз.
6. Для повышения чуткости ребенка к сигналам мочевого пузыря необходимо каждый день в течение месяца днем (в промежуток от 13 до 15 часов) проводить тренировку на расслабление с установкой: "Ночью я проснусь сам, самостоятельно. Встану и схожу в туалет". К тренировке приступать через час после приема жидкости, с полным мочевым пузырем.
7. За 30 минут перед сном дать ребенку бутерброд: черный хлеб с соленой килькой и маслом.
8. Перед сном обязательно сходить в туалет, чтобы мочевой
9.
пузырь был пустой.
Перед сном, лежа в постели, дать себе установку: "Ночью, как только захочу в туалет, я проснусь! Встану и схожу в туалет сам". 10.

Ночью родителям ребенка в туалет не будить!
Ребенок обязан вести дневник, который он должен заполнять лично, а родители только контролируют его.

Дата
Волевая тренировка мышц мочевого пузыря
Днем спал отдыхал
Ночью просыпался не просыпался
Постель сухая мокрая
  1. Сколько минут (...) ребенок удерживал мочу в мочевом пузыре. 2. Сколько раз (...) он прерывал мочеиспускание.
     

После пяти сеансов гипноза с ребенком, независимо от результатов, вы советуете еще в течение месяца выполнять все ваши рекомендации под контролем родителей и продолжать вести дневник, а затем явиться к вам на контроль. Еще в течение двух месяцев наблюдается последействие проводимого лечения. При необходимости можете сочетать психотерапию с гомеопатией или акупунктурой.
В сложных случаях можное замораживать струей хлорэтила участок кожи в виде ромба на уровне L, 2 S5 позвонков (5-7 процедур, через день). По нашим наблюдениям, это высокоэффективная процедура, если сделать хорошее опосредованное внушение. Она может хорошо дополнять психотерапевтическое лечение.


При любом из применяемых методов лечения необходимо соблюдать режим в течение дня и проводить тренировочные упражнения на укрепление мышц, регулирующих деятельность мочевого пузыря и мочеиспускания. Только комплексное применение всех этих мероприятий обеспечивает полный успех в излечении от энуреза.
Дополнительно можно предложить родителям раз в неделю рассказывать детям терапевтическую историю о мальчике Саше*, который страдал ночным энурезом.
* Приводимые ниже терапевтические "истории про Сашу" заимствованы из клиги Дорис Бретт "Жила-была девочка, похожая на тебя..." Терапевтические истории для детей (М НФ "Класс", 1996 ) В них изменены только имена главных героев, которые были приближены к отечественным реалиям.



Содержание раздела