Положения методики эмоционально-стрессовой терапии по а. Р. Довженко


На этом фоне вырабатывается тошнотно-рвотная реакция на вкус и запах водки, что достигается прямым внушением: "Запах и вкус водки непереносим, он вызывает тошноту, рвоту". В голосе врача появляются бичующие ноты слова "Водка, рвота!" он произносит с особой экспрессией.
Психологический климат, возникающий в этой группе, где каждый индуцируется своими соседями, воспринимает их влияние и в свою очередь влияет на них, способствует тому, что эмоциональный накал у всех достигает стрессового уровня.
По эффективности действия такой сеанс значительно превосходит не только иные методы гипнотизации, но и индивидуально проводимые сеансы. Не раз бывало так, что "запущенных" алкоголиков, не давших заметных реакций при индивидуальной работе, при переводе в группу сразу же захватывала общая атмосфера стрессовой заряженности, и это приводило к положительным результатам.
Вопрос о полном прекращении употребления алкогольных напитков, то есть об абсолютном и постоянном трезвенничестве, пожалуй, самый трудный и ответственный во всей проблеме борьбы с алкоголизмом.
В Харькове К. М. Дубровским был разработан очень оригинальный метод лечения алкоголизма эмоциональной стрессопсихотерапией, который в силу своей специфичности не получил широкого распространения. Однако это метод с большим успехом применяется врачами-психотерапевтами не только в Харькове, но и по всей Украине.
Основные положения
методики эмоционально-стрессовой терапии
по А. Р. Довженко
Метод Довженко, которому уже несколько десятков лет, конечно, нельзя считать единственной панацеей от всех бед при алкоголизме. Однако признаемся себе, что ничего более совершенного, способного выдержать конкуренцию с методом стрес-сопсихотерапии по А. Р. Довженко, за вторую половину XX века медицинская наука не смогла предложить. Поэтому на данный момент мы пользуемся тем, что имеем.
Итак, основная цель кодирования запрет на употребление спиртных напитков. Но если есть запрет, то должно быть и наказание за его нарушение.
Хотелось бы заметить, что запрет на употребление спиртных напитков под страхом расстройства здоровья просматривается во всех существующих методиках лечения алкоголизма. Более того, даже беседы врача с пациентами акцентируют их внимание на последствиях употребления алкоголя.
ю*


Такой запрет достигается не только кодированием, но и применением различных лекарственных средств тетурама, апо-морфина, а также внутривенным введением препаратов, объединенных названием "Торпедо", и подкожным введением препаратов эспераль. Действие этих препаратов осуществляется на лекарственном, молекулярном уровне и невозможно точно установить его срок.
При кодировании словом воздействие на пациента осуществляется на высшем, психическом уровне, и срок его действия можно определить довольно точно.
Психологически "кодом" является информация, которая вводится в память человека, так считает Г. М. Энтин, хотя правильнее было бы говорить о действии "кода" не только на сознание, но и подсознание пациента. Меняются убеждения и внутренние ценности человека, меняется его поведение, активизируется и укрепляется сила воли, происходят определенные изменения на биохимическом уровне. Более подробно все это изучалось и исследовалось в Харьковском НИИ неврологии и психиатрии, где метод Довженко проходил апробацию.
Мы хотели бы остановиться на тех принципиально новых положениях, которые использует А. Р. Довженко в своей авторской методике эмоционально-стрессовой терапии по сравнению с уже существующими методиками Бехтерева и Рожнова.
1. В своей методике Довженко отказывается от выработки условного рвотного рефлекса на запах, вкус и слово "водка". В его лечебном сеансе гипноза ни разу не используется внушение "водка рвота" или "запах водки будет вызывать у вас отвращение". Но зато подробно описываются осложнения и разрушающее воздействие алкоголя на тело и психику человека.
2. Важным моментом методики "кодирования" является запрет на употребление алкоголя на конкретный срок, устанавливаемый самим пациентом. Пациент как бы сам себя "программирует" на определенный срок полного воздержания от употребления алкоголя, но только не меньше года. При этом у пациента остается возможность при желании в любой момент освободиться от запрета и действия "кода".


Эта условность снятия "кода" дает возможность пациентам охотнее соглашаться на такое лечение, так как они знают, что
при необходимости по их желанию будут "раскодированы". При таком условии у пациента не возникает потребности нарушать режим трезвого образа жизни и желания выпить в период действия "кода".
Если у пациента появляется необходимость "снятия кода" или он случайно нарушит трезвый режим в период его действия, врач подходит к решению этой проблемы индивидуально.
Такой прием, как зарок "трезвости на срок", использовался с давних времен в религии. Желающие исцелиться от алкоголизма каялись священнику в своем грехе пьянства, после чего давали зарок не прикасаться к спиртному под страхом Божьей кары на строго определенный срок, как правило, на полгода, год, до следующего большого религиозного праздника Рождества, Пасхи. Давая такой зарок священнику, они целовали крест, подкрепляя свое обещание.
Некоторые священники не ограничивались принятием зарока воздержания от алкоголя только от своих верующих, но и читали специальные проповеди о грехе пьянства для всех желающих, приезжавших из дальних мест. После такой проповеди происходило торжественное целование креста и принятие зарока трезвости "на срок".
3. Ключевым моментом в методике Довженко является "наложение самого запрета" на употребление алкогольных напитков на тот срок, который больной выбрал сам.
Основная цель лечебного сеанса гипноза с "кодированием" запрет на употребление любых спиртных напитков. Но если есть запрет, то должно быть и наказание за его нарушение. В данном случае наказание строгое употребление спиртных напитков в период действия "кода" приводит к расстройству здоровья, вплоть до смертельного исхода.
О том, что употребление алкоголя разрушающе действует на здоровье человека и укорачивает его жизнь, знают все, но продолжают спокойно пить, считая, что эта беда обойдет их стороной. И во время сеанса пациент не услышит ничего совершенно нового, чего бы он не знал о воздействии алкоголя на здоровье человека и его последствиях.
Но слово врача, эмоционально окрашенное и несущее позитивный заряд энергии, во время гипнотического сеанса эмо-
ционально-стрессовой терапии приводит в действие внутренние защитные силы организма для излечения.
С помощью внушения производится психоперепрограммирование поведения человека, изменяется его убеждение и отношение к алкоголю. Вот почему после лечения гипнозом по методу А. Р. Довженко пациент становится сознательным и убежденным трезвенником или противником курения.
Слово это неоценимый дар, который дала нам щедрая природа. Велика его убеждающая и лечебная сила, а в состоянии гипноза эффект этот в 100 раз выше! Врач силой своих знаний, используя гипноз, внушение, слово, порой творит чудеса, возвращая человека к нормальной, здоровой и трезвой жизни.
Чтобы лучше понять, что такое психическая программа или психический код, введенный в мозг, сознание и подсознание человека и как он действует, обратимся к примерам из жизни или историческим фактам. Правда, никакого отношения ни к алкоголизму, ни к лечению они не имеют. Но эти события хорошо демонстрируют, что такое введенная в подсознание психическая программа или психический код и как он работает.
Первый пример взят нами из научно-популярной литературы. В конце XVIII или начале XIX века английский путешественник посещал острова Полинезии, ныне Гавайские острова в Тихом океане между Америкой и Японией, принадлежащие США и некоторым другим государствам, а в то время самостоятельное королевство с 300000 жителей.
"Уголовный кодекс" в этом королевстве заменяли табу, то есть запреты под страхом смерти. Путешественник со своим переводчиком из местных жителей попали на небольшой остров, где состоялся суд над туземцем, нарушившим табу. Ситуация была такая. В узкую извилистую протоку между островами во время прилива и отлива в океане заносило много рыбы.

Ловить ее разрешалось только удочкой, а на постановку сетей в этой протоке было наложено табу, так как купающихся в протоке быстрым течением могло занести в сеть. Некий туземец нарушил запрет и поставил сеть. В это время в протоке купались дети, один ребенок запутался в сетях и утонул.

Нарушитель табу попался.
Путешественник присутствовал на процедуре суда над виновником. Ночью при свете костров и под гром барабанов мужчины племени уселись на землю на берегу океана, образовав большой круг. В центре его расположились вождь, старейшины и шаман. Ввели виновника.

Суд был скорым и правым, без долгих разбирательств. Вождь задавал вопросы, виновник отвечал. "Сеть поставил?" "Поставил". "Табу нарушил?" "Нарушил". "Ребенок утонул, запутавшись в сети?" "Утонул". "Смертная казнь!"
Когда путешественник спросил у переводчика, как будет осуществлена смертная казнь, тот ответил, что указом королевы в Полинезии на человеческую жизнь наложено табу: убивать человека нельзя ни топором, ни копьем, ни камень на шею и в океан к акулам. Как же его казнят? Оказалось, очень просто.

На середину круга вышел шаман в страшной маске, раскрашенный, увешанный зубастыми челюстями акул. Под гром барабанов он совершил вокруг осужденного устрашающий танец, потом усадил его на землю, накрыл циновкой и в наступившей тишине несколько раз произнес заклинание: "Как только край солнца появится над океаном, ты умрешь!"



Содержание раздела