Люди рождаются, развиваются и умирают.


Написание этой книги раз и навсегда должно разрешить сомнения, которые уже много сотен лет мешают серьезным исследователям показать возможности человеческой воли.
Таким образом, информация - это явление переноса разнообразия в проявленной материи (материи, имеющей форму), поэтому различия объектов материального мира и вызывают информационные процессы, которые в современной науке поддаются количественному и качественному измерению.
Развитие материи от неживой к живой клетке, от клетки к сложным живым существам приводит к усложнению и развитию информационного обмена между живой и неживой природой, между все усложняющимися организмами и их отдельными частями и органами, а также, вообще, между организмами. Происходит эволюционное усложнение и развитие информационных процессов как по форме, так и по содержанию -- на всех стадиях, включая восприятие, переработку, хранение, воспроизведение и передачу ин-фофмации.
Человек эволюционно сформировался как очень сложная биоинформационная система, в которой наибольшее развитие получил процесс переработки информации через механизм центральной нервной системы. Первым информационным уровнем управления является головной мозг, вторым - спинной мозг, третьим - функциональные системы органов, четвертым - органы, пятым - клетки и т. д.
Таким образом можно говорить об информационных полях и потоках на уровне клетки, органа, части тела, всего организма человека.
Информационно-математическая модель человека выглядит несколько абстрактнее. Высшим уровнем является особый процессор - центральная нервная система, которая решает главные для организма задачи - самосохранения и воспроизведения. Второй уровень - это процессоры, которые руководят исполнительными органами, выполняющими команды центрального процессора, а также избавляют высший эшелон информационных связей от поступления избыточной информации и от необходимости ее перерабатывать. Третий уровень системы o- это вся совокупность основных функциональных процессоров, которые руководят деятельностью всех органов.

Четвертый уровень - это процессоры, которые обеспечивают информационную деятельность системы обеспечения, питания всего компьютера, его защиты от вредных внешних воздействий и помех. Так представляется информационная модель человека, где автономность сочетается с центральным управлением., что позволяет организму лучше приспосабливаться к складывающимся внешним и внутренним условиям, при необходимости мобилизовать ресурсы на уровне всего организма в критических ситуациях.
Человек - открытая, социально интегрированная, саморегулирующая информационная биосистема. Внутри организма и между организмом и внешней средой идет постоянный процесс обмена веществом и энергией, который можно рассматривать как обмен информацией. Человека следует рассматривать в неразрывном информационном единстве с окружающей его средой. Существенные для организма изменения во внешней или внутренней среде выступают в качестве информационных сигналов.

Организм наделен сложной системой передачи информации от периферии в центр и обратно. Центральным аппаратом, способным воспринимать, хранить, анализировать и оценивать жизненную значимость поступающей информации, является мозг. Мозг формирует и ответную реакцию системы на поступающую информацию, при этом сверяя соответствие активной реакции системы с поступающей информацией.

Вся деятельность мозга направлена на сохранение и развитие всей биосистемы.
Человек наделен двумя механизмами биологической саморегуляции (жизнеобеспечения) - индивидуальными и видовыми. Индивидуальные отвечают за сохранение и продолжительность жизни отдельного человека, а видовые - за сохранение и развитие вида.

В этом смысле жизнь человека содержит циклический и поступательный моменты. Циклический - люди рождаются, развиваются и умирают.

Поступательный каждый человек способен оставлять потомство, делая жизненный процесс поступательным и бессмертным.
В .результате воздействия информации (физических, химических, биологических и психических мутагенов) в мозгу человека происходят генетически закрепляемые структурные преобразования. В коре головного мозга человека выделяют четыре основные зоны, последовательно над-строившиеся одна над другой в процессе биологической эволюции, общественно-исторического и социального развития: 1) древняя кора (палеокортекс); 2) старая кора (архикортекс); 3) межуточная кора (мезокортекс); 4) новая кора (неокортекс).



На долю новой коры приходится 95,6%, межуточной - 1,6%, старой - 2,2 %, древней - 0,6% всей поверхности коры головного мозга.
Информация в организме человека работает на следующих уровнях: морфологическом (структурном), функциональном, энергетическом, психическом и поведенческо-деятельностном. На всех этих уровнях информация вызывает как бы нарушение сложившегося динамического равновесия между организмом и средой, характеризующегося определенными гомеостатическими константами.

В зависимости от степени отклонения этих констант от их нормальных величин можно выделить три степени нарушения информацией динамического равновесия систем биосистемы: 1) нормальная - не выходит за рамки приспособительных возможностей организма и формирует характер реакции и поведения биосистемы; 2) патологическая - выходит за рамки адаптационных возможностей организма и приводит к информационным нарушениям в биосистеме - болезни; 3) запредельная - не совместима с жизнью, влечет нарушение биосистемы и смерть.
В информационной системе человека выделяют 14 подсистем: опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную, мочевыводительную, половую, эндокринную, гуморальную, нервную, генетическую, иммунную, эмоциональную, психическую и полевую. Такое деление является условным и служит целям лучшего понимания связей и информационных отношений внутри организма.
После срабатывания информации в организме она выходит в виде поведения, мыслительной, творческой или иной деятельности.
Основными регуляторами поведения человека, как очень сложной биоинформационной системы, являются врожденные и приобретенные потребности. Первые возникают в результате нормальных информационных нарушений динамического равновесия в системе человек - среда, а вторые формируются в процессе онтогенеза на базе первых. Врожденные потребности делят на соматогенные и психогенные, а приобретенные (социальные) - на материальные и духовные.

Для управления процессом образования потребности следует научиться влиять на следующие факторы: 1) на самого человека; 2) на объект его потребности; 3) на отношение человека к объекту потребности; 4) на ситуацию, в которой чаще всего возникает данная потребность; 5) на процесс реализации потребности; 6) на эмоциональные переживания человека: а) личные; б) в отношениях субъект- объект потребности; в) в процессе реализации потребности.
Около сорока тысяч лет тому назад на Земле непонятным образом произошла резкая качественная информационная трансформация древнего человека в его современную форму. Причем полностью при загадочных обстоятельствах старая форма повсеместно исчезала, а новая форма быстро утверждалась на всех континентах.

Если полностью согласиться с Дарвиным, то таких информационных скачков было несколько, прежде чем сформировался современный тип человека.


СК-наука, как наука о человеке, считает, что объяснить появление на Ч3емле современного типа человека только земными информационными процессами невозможно, так же как невозможно объяснить происхождение живой клетки из простого сложения ее составляющих. Поэтому в русской науке давно разработана так называемая космическая гипотеза, которая предлагает взгляды на жизнь, как на явление космическое.

В этом случае направление и темпы эволюционных процессов на Земле задаются космическими информационными процессами. При таком подходе к роли информации можно говорить об информационном поле человека, информационном поле Земли и информационном поле Вселенной.
Сходные взгляды на человека и Вселенную просматриваются у всех древних цивилизаций - в Египте, Индии, Китае, Греции и др.
Мыслительная деятельность человека коренным образом изменила информационную картину Мира, и прежде всего это проявляется в деятельности мирового сообщества людей, в котором происходит своеобразная эволюция информационных процессов. Из поколения в поколение передается информационный опыт человечества, создаются и совершенствуются средства массовой информации. Информационное общение между людьми стало носить осознанный познавательный характер. В настоящее время информация тесно связана с практически преобразующей деятельностью человека, она обогащается новыми формами и содержанием, превращается в Знание, которое накапливается поколениями людей и специально сохраняется.

Общественные и социальные отношения людей родили особый вид информации информацию социальную, возникшую в социуме, объединенном необходимостью производства материальных благ, защиты и воспроизводства жизни. Таким образом возникла инфоноосфера - информационный мир сферы обитания человечества и появилось понятие информационной культуры.

Необходимо позаботиться о том, чтобы оградить информационную систему человека от всего избыточного, ненужного, негативного, вредного.



Содержание раздела