Сеть коммерческих учебных заведений быстро увеличивалась.


Третий и основной уровень системы коммерческого образования составляли коммерческие училища с семилетним и трехлетним сроком обучения. Назначение первых состояло в том, чтобы дать учащимся общее и коммерческое образование, назначение вторых — только коммерческое образование. В первый класс семилетнего коммерческого училища принимались дети с 10лет, имевшие начальное образование. Трехлетнее коммерческое училище соответствовало трем старшим классам семилетнего.

Наряду с общеобразовательными предметами (Закон Божий, русский язык и словесность, иностранные языки, история, география, математика, естественная история) в этих училищах изучались полити­ческая экономия (включая основы науки о финансах и банковском деле), ком­мерческая арифметика, бухгалтерия (теоретическая и практическая), коммерческая корреспонденция, законоведение (включая основы финансового, банков­ского, вексельного права), коммерческая география и др. Как видим, общеоб­разовательные предметы составляли основу изучения специальных дисциплин.
Еще одной ступенью в рассматриваемой системе были курсы коммерческих знаний, приглашавшие всех желающих приобрести познания в той или иной области. На курсы шла преимущественно молодежь — и юноши, и девушки. Перечень предметов и продолжительность обучения определялись учредителями.

Имелись как общие, так и специализированные курсы: бухгалтерские, счетоводные и т.д.
Вся система коммерческого образования была отнесена к ведомству Министерства финансов, точнее, его департаменту торговли и мануфактур*. При министерстве был образован Совет по учебным делам под председательством товарища (заместителя) министра. В обязанности совета входило содействие развитию сети коммерческих учебных заведений и подготовке для них квалифицированных преподавателей.

Специальный учебный комитет ведал вопросами совершенствования содержания и организации учебного процесса в коммерческих учебных заведениях. После учреждения в октябре 1905г. отдельного Министерства торговли и промышленности сеть коммерческих учебных заведений была передана в его ведение.
Что касается вопросов финансирования коммерческого образования, то упор здесь определенно делался на "спонсорские" средства. В Положении 1896г. устанавливалось, что коммерческие учебные заведения "содержатся на средства земств, городских поселений, сословий и местных обществ, учреждающих сии заведения, а также пожертвованные для этой цели суммы". При недостатке этих средств Министерство финансов могло назначить пособие от казны, а в исключительных случаях нести все расходы по содержанию учебного заведения.
В Положении 1896г. уточнялось, что "плата за учение, пожертвования, проценты с принадлежащих учебному заведению капиталов и другие его доходы составляют собственность каждого учебного заведения и расходуются на его содержание". Общее заведование делами коммерческого учебного заведения возлагалось на попечительский совет, состав которого утверждался Министерством финансов.
Разработанная под руководством С.Ю.Витте система коммерческого образования нашла поддержку деловых людей России. Собственно, на это и рассчитывал министр финансов, подчеркивавший, что он дал промышленникам и коммерсантам "значительную инициативу как в учреждении коммерческих школ, так и в их управлении". Финансовые и банковские учреждения, промышленные компании, отдельные предприниматели охотно субсидировали коммерческое образование, прекрасно понимая его перспективное значение.
Сеть коммерческих учебных заведений быстро увеличивалась. Если в 1896г. на всю империю имелось всего 14коммерческих учебных заведений, то в 1905г. их было уже 223, а в 1910/11учебном году — 394. Количественные показатели за этот год приведены в таблице.





























Коммерческие училища

Торговые школы

Торговые классы

Курсы коммерческих знаний


Всего

Количество

202

100

23

69

394

Численность
обучающихся


46 764


15 157


4610


5500


72 031


Обращает на себя внимание преобладание коммерческих училищ, и это не случайно — именно они давали учащимся законченное среднее и специальное образование, готовили их к профессиональной деятельности в финансовой и торгово-промышленной сферах.


Среди коммерческих учебных заведений имелись как общественные, так и частные. Приоритет явно принадлежал первым, функционировавшим прежде всего за счет средств общественных учреждений (обществ распространения коммерческого образования и др.).
Вопросы совершенствования системы организации коммерческого образования рассматривались на съездах директоров и представителей попечительских советов этих учебных заведений, обсуждались на страницах специальных изданий.
Для вовлечения молодежи из разных чинов в эти заведения, создания материальной базы и обеспечения учебного процесса многое было сделано местными обществами распространения коммерческого образования. Такие общества действовали в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Симбирске и других городах. Особой активностью отличалось Московское общество.

Оно было учреждено в 1897г. для содействия распространению коммерческих знаний как среди служащих торгово-промышленных учреждений, так и среди лиц, готовившихся к этому роду деятельности. Почетным председателем этого общества стал С.Ю.Витте. Возглавил его известный предприниматель и банковский деятель, председатель правления Московского купеческого общества взаимного кредита А.С.Вишняков.

В состав общества входили видные представители делового мира России, а также юридические лица — промышленные и страховые компании, банки. В 1898г. в обществе состояло около 350человек, а в 1915г. — более 690человек.
Московское общество распространения коммерческого образования инициировало создание Московского коммерческого училища имени цесаревича Алексея и Женского коммерческого училища, целой сети торговых классов и коммерческих курсов, выступало поборником открытия высшего коммерческого учебного заведения в Москве.
Здесь нельзя не сказать о том, что спрос на экономистов высшей квалификации для финансово-банковской и торговой сферы в определенной степени удовлетворялся за счет выпускников российских университетов. При этом надо иметь в виду, что ни в Московском, ни в Санкт-Петербургском университетах не существовало экономических факультетов, и финансово-экономические дисциплины изучались на юридических факультетах. Здесь читались общие и специальные курсы по политической экономии, истории экономических учений, статистике, теории финансов, торговому, финансовому и вексельному праву, государственному бюджету, бюджетам иностранных государств, политике денежных обращений и др.

Таким образом, выпускники юридических факультетов получали теоретическую и правовую подготовку, позволявшую им занимать ответственные посты в государственном аппарате, в финансово-банковских учреждениях.
Между тем на фоне быстрого и динамичного развития торговли, промышленности, финансово-банковского сектора, усиливавшейся роли России в мировой экономике все больше ощущалась нехватка экономистов-профессионалов, обладавших не только солидными теоретическими знаниями, но и практическим подходом к решению вопросов хозяйственной и финансовой жизни страны начала XXстолетия. Несколько ранее высшие коммерческие учебные заведения появились в странах Западной Европы.
Принято считать, что идея создания таких заведений в России родилась "в недрах купечества". Действительно, многие общественные деятели из этой среды энергично выступали за создание системы высшего коммерческого образования. Однако справедливость требует признания приоритета в этом Министерства финансов, и прежде всего самого графа С.Ю.Витте. "Развив сеть коммерческого образования в России, — читаем мы в его воспоминаниях, — у меня явилась мысль устроить высшие заведения — коммерческие и технические университеты в России — в форме политехнических институтов, которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний".
В феврале 1899г. был утвержден доклад министра финансов об организации в Санкт-Петербурге политехнического института. Показательны слова, с которых начинается доклад: "С развитием промышленности и торговли в России все более и более ощущается недостаток в лицах, специально подготовленных для государственной и частной деятельности в области банковского дела, кредита и вообще финансовых операций". Отсюда следовал вывод о необходимости подготовки людей "с высшим коммерческим образованием".

Ее предполагалось соединить под крышей политехнического института (фактически университета) с подготовкой специалистов в области машиностроения, судостроения, электротехники.
И хотя на пути к реализации этого замысла пришлось преодолеть немало препят­ствий, энергия и целеустремленность С.Ю.Витте, поддержка его императором обеспечили успех дела. Воктябре 1902г. состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургского политехнического института. О значении, которое при­­давалось экономическому отделению (первоначально предполагалось назвать его коммерческим), говорит следующее: из общего числа 264принятых на 1-й курс студенты экономического отделения составляли 131 — почти столько же, сколь­ко на трех технических отделениях, вместе взятых (к тому же Политехнический был изначально подведомствен Министерству финансов, хотя три технических отделения не имели прямого отношения к профилю данного министерства).

Интересные записи



Содержание раздела