Принятие христианства и крещение Руси


Первоначально князь с дружиной лично собирали дань (это называлось «полюдье»), затем он отправлял туда одного из своих бояр и назначал ему «кормленье». Боярин собирал дань для князя, а часть оставлял себе на содержание. Позднее уже не дань, а сама земля и народ, ее населяющий, который платил эту дань, стали «лакомым куском» для бывших вчерашних воинов. В Х в. появляются первые княжеские вотчины село Берестово князя Владимира и Ольжичи княгини Ольги.

В XI в. появляются села, принадлежащие боярам.
На землях бояр работали холопы (рабы). Если раньше они занимались домашним хозяйством боярина, то теперь господин желал, чтобы они не только выполняли свои повинности, но еще и кормились сами.
Постепенно происходило закабаление свободных крестьян. Если год выдавался неурожайным или погибала лошадь крестьянина, то это грозило гибелью ему и его семье. Крестьянин просто вынужден был идти к боярину и брать у него «купу», т. е. ссуду. Так он становился «закупом», или долговым рабом.

До возвращения взятого он работал на своего кредитора.
В то же время в земледелии появляется плуг, что значительно улучшает обработку земли. Важным дополнением к земледелию стали охота, бортничество (разведение диких пчел) и рыболовство. Именно эти промыслы давали продукцию, которая шла в другие земли на обмен.

7. Принятие христианства и крещение Руси

Торговые отношения Руси с другими народами служили на пользу отечеству. Но не только потому, что русичи кормились от торговли, а кто-то даже богател от нее. Общаясь с более просвещенными для того времени греками и дунайскими болгарами, наши предки перенимали у них образованность и христианскую веру. В Х в. на Руси, а особенно в Киеве (там была православная церковь Святого Илии), было уже много христиан. Одной из первых крестилась мать Святослава княгиня Ольга.

Сам Святослав креститься не хотел, мотивируя это тем, что его воины-язычники попросту будут над ним смеяться. Постепенно вера в языческих богов стала ослабевать, а число христиан на русской земле возрастало. Князь Владимир, внук Ольги, положил конец язычеству крестился сам и крестил весь народ русский.
Летопись повествует об этом событии следующее: Владимир вначале усердно служил языческим богам, приносил им жертвы и ставил идолов. Но, задумавшись, он пришел к выводу, что вера языческая не истинная. Тогда, решив переменить веру, он созвал к себе православных греков, католиков, евреев и магометан, каждый из которых, естественно, убеждал принять свою веру.

Не решившись принять такое решение единолично, Владимир созвал совет старейшин, где было решено послать к каждому народу своего посланника, «дабы разведать, как они своему богу служат». Князь так и поступил. Посланники князя, возвратившись, «все веры хулили, одну греческую хвалили», говоря при этом: «как человек, вкусивши сладкого, не захочет горького, так и мы, познавши веру греческую, не хотим иной».

Тогда Владимир и решил принять греческую веру.
Вскоре князь пошел войной на Грецию и осадил г. Корсунь (около нынешнего Севастополя). После его взятия Владимир пожелал жениться на царевне Анне, сестре двух правящих греческих братьев-императоров, но получил от них отказ. Ему было предложено принять православное крещение, и только тогда он получит в жены царевну. Приняв сделанное ему предложение, он и его бояре, бывшие тогда с ним, крестились в Корсуни. Женившись, князь с молодой женой возвратился в Киев, окрестил всех своих сыновей, истребил идолов и жертвенники.

На Русь вместе с князем Владимиром прибыли и греческие священники. Они ходили по городам и проповедовали православие. Через какое-то время князь собрал народ на берегу Днепра.

Народ вошел в воду (младенцев держали на руках). Находившиеся на берегу священники совершали святое таинство православного крещения. Так христианская вера была введена на территории Руси.

Произошло событие, по рассказу летописи, в 988 году от Рождества Христова.
После крещения жителей стольного града Киева были разосланы по всем городам проповедники. Они занимались проповедованием новой веры и строили церкви. Так началось распространение христианства по русской земле. Священники преимущественно были греками, но само богослужение осуществлялось на славянском языке.



Это возможно было потому, что лет за сто до крещения киевлян греки Кирилл и Мефодий, являвшиеся братьями, составили славянскую азбуку и перевели многие греческие богослужебные книги на славянский язык. Вначале такие книги были у дунайских болгар, а от них уже попали к русичам. Князь Владимир захотел иметь священников из русских людей, поэтому он велел обучать детей при церквях славянской грамоте.

Так благодаря православию на Руси зародилась грамотность.
Стала зарождаться новая русская культура. Греческая царевна Анна, прибыв в Киев, была неприятно удивлена бытом русского государя. Ей не понравилось ни само жилище князя, которое было бревенчатым, ни его убранство.

По сравнению с той роскошью царского дворца в Греции, где она жила до замужества, все здесь ей показалось достаточно примитивным и варварским, не достойным государя. Поэтому она заводит новые порядки, влияя тем самым и на Владимира. Это касается всего, вплоть до одежды и посуды.

Да и сам князь после крещения сильно переменился, став из сурового, а порой жестокого человека «добрым да ласковым», а к нищим щедрым. Устраивал христианские праздники, куда приходило множество разного народа. А кто не мог прийти по своей немощи, тому его слуги относили еду и питье на дом. За это его очень полюбил народ и прозвал Красным Солнышком.

За введение христианства Владимир был причислен к лику святых.
В правление сына Владимира Ярослава, прозванного в народе Мудрым, произошло укрепление христианства на Руси. Происходило это постепенно. На севере русского государства находилось еще много язычников, которые неохотно принимали новую веру. Будучи усердным христианином, Ярослав стал посылать туда священников. Сам же он читал церковные книги, любил разговаривать с духовными лицами о вере, занимался повсеместно строительством церквей, организовывал при них школы.

Нередко он лично проверял грамотность учащихся. Храм Святой Софии, возведенный при Ярославе, поистине является одной из жемчужин древнерусского строительства. Постепенно возрастает число благочестивых христиан и происходит основание монастырей, где они могли молиться и поститься. Самый известнейший из них Киево-Печерская лавра. Монастыри возводились в виде крепостей в отдаленных уединенных труднодоступных местах (как правило, в лесных чащобах).

Во время вражеских набегов жители бежали туда и там прятались, а монахи в случае войны снимали с себя рясу, надевали доспехи и шли в бой.
С началом христианства на Руси произошли перемены в суде и законах. До его введения суд вершился по старинным законам, а после введения уже при Ярославе Мудром появилась «Русская правда» первый письменный сборник законов, куда были занесены и старинные обычаи, и некоторые греческие законы, и княжеские постановления. Но по примеру Греции все светские судебные дела разбирались церковью, хотя она не имела никакого отношения к мирской жизни.

Этот порядок судопроизводства пришел к русичам тоже из Греции вместе с христианством.
Столица русского государства Киев в те времена становится одним из крупнейших и красивейших городов Европы. Возводятся каменные строения (церкви, монастыри и др.). Просвещение прочно закрепляется на Руси, переписываются богослужебные книги. Элита русского общества князья и бояре становятся людьми грамотными, что повышает уровень их культуры. Это благотворно сказывается и на государстве в целом.

Укрепляются международные связи (путем брака).

8. Деньги и их роль в Киевской Руси

С развитием городов на Руси развивается и торговля. Появляются деньги как средство платежа за товар или услуги.
На ранних стадиях развития торговля была меновая, один товар обменивался на другой, т. е. производился бартерный обмен. Так, ремесленник мог сменять произведенные им изделия на продукты питания. Так было и на внутреннем рыке, и во внешней торговле, где русские купцы платили в основном мехами.
Уже в XIXII вв. ремесленное дело переходит в стадию товарного производства. Ремесленник ориентируется на потребительский спрос и работает по заказу, а свои изделия не сам выставляет на продажу, а продает их купцу, который и занимается непосредственной реализацией товара.
Для изготовления большего количества продукции ремесленники объединяются в артели и подряды, ставшие характерными для Руси. Часто для организации этих новых форм производства требовались значительные затраты.
Крупными торговыми городами на Руси были столица государства город Киев и занимавший особое положение Новгород, через который по озерно-речному пути в Балтику шла торговля со странами Западной Европы.
То, что на Руси производилась чеканка собственных серебряных монет, говорит о степени развития торговли. Раньше товар покупался на шкурки зверей пушнину, особенно ценившуюся в иноземных странах и служившую эквивалентом денег.
Появившиеся чеканные металлические деньги частично сохранили их названия куны и веверицы, т. е. куницы и белки. Сначала собственных монет было мало, пользовались частично иностранными (арабскими и греческими). Это подтверждается кладами с такими монетами, найденными на юге России в разных местах.

Интересные записи



Содержание раздела