Правовой статус мещан был ограниченным


Правовой статус мещан был ограниченным, так как они не представляли для казны такого фискального интереса, как купцы.
Города Тобольской губернии в экономическом отношении носили полусельскохозяйственный характер. На окраинах городов проживали городские крестьяне, которые занимались сельским хозяйством и промыслами. Они являлись главными поставщиками сельскохозяйственной продукции на городские рынки.
Интерпретируя Полное собрание законов, Тарловская В.Р. дает следующее представление о социальном статусе городских крестьян:
«Поселившиеся в городах крестьяне в своем большинстве разрывали связь со своим сословием. В силу существовавших правил они долгое время вынуждены были еще обращаться к местам своей прописки за получением паспортов.
Несмотря на то, что Городское положение 1785г. расширяло доступ в городские сословия, правительство стремилось к распространению сословий. Дети крестьян, родившиеся в городе получали городскую прописку, но продолжали числиться крестьянами и не могли входить в состав городского общества.1
Тем не менее, крестьяне не спешили записываться в другие городские сословия, так как размер подушного сбора, который платили горожане, был вдвое выше, чем у крестьян.2
До 1812г. крестьянам не разрешалось заниматься торговлей за пределами своего уезда, открывать фабрики и заводы. Общегосударственной реформой 1812г. были приняты «Дополнительные правила для дозволения крестьянам производить разными товарами торговлю с получением на сие право свидетельств с платежом определенных пошлин»3, т.е. теперь крестьяне могли держать лавки в городах.
С 1812г. по 1822г. крестьянские права были расширены, им разрешалось заводить в деревнях фабрики и заводы, кроме того, участники ярмарочной и базарной торговли освобождались от платежа всяких пошлин и покупки торговых свидетельств.1
В 1824г. вводится сословно-патентная система обложения торговли и промыслов, которая предоставляла право за определенные пошлины заниматься стационарной торговлей всем желающим2 «…дозволено ввозному торговцу переходить в торговый разряд во все продолжение года со взносом токмо дополнительных пошлин…»3
Несмотря на повышение нормы взноса в казну, крестьяне воспользовались предоставленным им правом заниматься постоянной торговлей в городах. В случае чего, торговые крестьяне начинают играть более заметную роль в непериодической торговле, а к концу 50-х годов 19в. стали успешно конкурировать с гильдейским купечеством, постепенно монополизируя торговлю в своих руках.4
Таким образом, городские торговые крестьяне становятся активными участниками экономической жизни городов Тобольской губернии.
Правительство отводило городским торговым крестьянам роль поставщиков сельскохозяйственной продукции на городские рынки.
В 1810-20-х годах наблюдалось сокращение численности гильдейского купечества и рост числа крестьян-промышленников. Повышение экономической роли крестьянских торговых элементов потребовало от правительства изменения законодательства.
Рындзюнский П.Г., анализируя общие тенденции государственной политики в сфере предпринимательской деятельности городских слоев дореформенной России, обратил внимание на Гильдейскую реформу Канкрина (министр финансов):… «в 1824г. было издано «Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний», в котором торговцы-крестьяне и торговцы-мещане получали на рынке и в промыслах права, равные гильдейским купцам, но без личных преимуществ, имевшихся у купцов (получения почетных званий, орденов, ношение мундира и прочие).1 Царская администрация лишала возможности получить личные привилегии мещан и городских крестьян в связи с тем, что это могло привести к обновлению кадров буржуазии, размыванию сословных граней и возникновению угрозы самодержавию.
Рассмотрим расписание цен свидетельств на право торговли или промысла и билетов на лавки:












































Свидетельства


За особый билет на лавку

1

2

3

За право торговли купцам
I.1-й гильдии
В цене свидетельства заключается по 45 с капитала 2000руб., наводного и сухопутного сообщения 200 руб. Итого: 2200 руб

2200 руб.

В столицах 100, в прочих местах 75 руб.

II. 2-й гильдии:
4% с капитала 800 руб.;
наводные, сухопутные сообщения 80 руб.

880 руб.

Также как I.

III.3-й гильдии
2,5 % с капитала 200 руб.;
наводные, сухопутные сообщения 20 руб.
в льготных губерниях в цене свидетельства заключается 1,5% с капитала 120 руб.;
наводные, сухопутные сообщения 12 руб.

220 руб.


132 руб.

Также как I и II


50 руб

IV. За право торгующего мещанина: - в столицах;

  • В губерниях, портовых и пограничных городах, где есть таможенные места;

  • в льготных губерниях;

  • в уездных городах и местечках



120 руб.

80 руб.

60 руб.
60 руб.

50 руб.

30 руб.

20 руб.
20 руб.

V.за право торгующих крестьян:
1-го рода
2-го рода
3-го рода
4-го рода
5-го рода
6-го рода


2.600 руб.
1100 руб.
400 руб.
150 руб.
40 руб.
25 руб.

В столицах 100 руб.
В прочих местах 75 руб.
В столицах 75 руб.
В прочих 50 руб.


VI.Приказчик 1-го класса
Приказчик 2-го класса

80 руб.
40 руб.


<

p>

Данные таблицы показывают, что самой высокой была цена крестьянских свидетельств первого рода, а самая низкая у крестьянских свидетельств шестого рода. Не выходя за границы одного сословия, правительство предоставляет разные возможности для торговой деятельности. Тем самым пытаясь втянуть в рыночные отношения широкие слои населения, в которых видело новые объекты фискального обложения.
Стоимость свидетельств для мещан и для купцов 3-й гильдии варьировалась в зависимости от местности, где происходила торговля. Но цена свидетельств для купцов 3 гильдии примерно в 2 раза выше, чем у мещан.
Цена свидетельств за право торговли купцов 1 и 2 й гильдий оставалась стабильной. Причём свидетельство для купцов 1-й гильдии стоило в 2,5 раза больше, чем для 2-й гильдии.
Государство стимулировало развитие торговли и промыслов, чтобы удовлетворить свой фискальный интерес, то есть собирать налоги в рамках каждого сословия.
Участники торгово-промышленной деятельности различались сословными правами, социальным статусом и степенью участия в предпринимательской деятельности.
Наиболее втянутыми в рыночные отношения являлись представители купечества. Ядром мелкого и среднего предпринимательства были мещане. Торговые городские крестьяне постепенно монополизируют торговлю на городских рынках. По закону 1815 года чиновникам запрещалось заниматься предпринимательством, поэтому только уйдя в отставку, некоторые из них вступали на этот путь.

У военных не хватало времени на торгово-промышленную деятельность, они находились на государственной службе, за которую получали высокое жалованье. Тем не менее, отставные военные, как и чиновники, приняли небольшое участие в предпринимательстве. Малочисленное дворянство в силу того, что не обладало в Сибири ни большой собственностью, ни землёй и не имело психологического настроя, слабо проявило себя в торгово-промышленной деятельности.
С 1731 по 1820 годы продажа соли была монополией казны. В основном ямышевская соль привозилась из Тобольска в Сургут и Берёзов (ежегодно до 1000 пудов) и продавалась в казённых лавках по 19-20 копеек за пуд. Государство получало с каждого проданного пуда соли примерно 10 копеек прибыли.

В 1820 году издаются «Правила о свободе внутренней торговле солью»,1 что означало отмену государственной монополии на соль.
В 1822 году были изданы правила для соляного управления в Сибирских губерниях. Право вольной продажи соли предоставлялось людям всех состояний, за исключением служащих по соляному управлению, чиновников и служителей, их семейств.
Устанавливалась вольная и казённая продажа соли. Оптовые подряды на развоз казённой соли не допускались.2
В связи с этим доходы казны от продажи соли на севере начали сокращаться, а к 1835 году среди доходных статей «соляные» деньги здесь уже отсутствуют.
Государственные органы всячески стремились сохранить рыболовные угодья края за аборигенными жителями. Для этого они в 1805 году запрещают заключать арендные договора более, чем на 1 год, требуют в обязательном порядке согласия аборигенных старшин и князцов на эти акты.1
В 1831 году подтверждаются правила свободной торговли с иногородцами, изданные Сперанским М.Н. в 1820 году. Необходимость этого возникла в связи с тем, что местная полиция подвергла эту торговлю, главным из которых было то, что к иногородцам можно было проникать только по билетам, выданным земской полицией. Ясачная комиссия установила, что торговля по билетам перешла в одни руки и цены выросли в 5 раз.

От остяков посыпались жалобы на действия местной полиции и ясачная комиссия сочла эти жалобы справедливыми.2
В 1844 году вышел закон, устанавливающий сроки торговли с инородцами: с 1 июля по 1 сентября, был введён запрет торговцам иметь склады и магазины у инородцев. В то же время на основе «Положения об инородцах» учреждались казённые магазины. Это мероприятие преследовало двоякую цель: во-первых, «доставление необходимого пособия по продовольствию и промыслам кочующих и, во-вторых, умерение вольных цен на необходимые потребности.»3

Интересные записи



Содержание раздела