Поставщики АО АвтоВАЗ


По СНГ работа пойдет по такой же схеме, возможно, с некоторыми вариантами, учитывающими особенности состояния дел в той или иной бывшей республике. Что же касается дальнего зарубежья, то здесь дело обстоит несколько иначе. У Волжского автозавода достаточно большая собственная сеть за рубежом. Функции управления дилерской сетью ограничивались условиями исполнения коммерческих контрактов Волжский автозавод поставлял автомобили и запасные части, за которые должны были в срок получать валюту. Эффективность деятельности самого предприятия определялась достаточно формально по его прибыльности. Все отдано на откуп импортерам, и со стороны Волжского автозавода понятного, действенного контроля не было. Волжский автозавод должен полностью владеть ситуацией, то есть не только знать, как работает импортер, но и четко представлять, как работает каждый дилер, связанный с этим импортером, отслеживать, чтобы заработанные на продаже автомобилей средства не отдавались на развитие какоголибо другого бизнеса, например, на организацию торговли автомобилями конкурирующих компаний.

Основная задача в условиях реформирования это четко понять, что дилерскую сеть надо создавать и управлять ею так, чтобы она соответствовала определенному уровню и развивалась вплоть до достижения мировых стандартов. Выполнив эти условия, Волжский автозавод сможет четко и грамотно управлять рынком сбыта своих автомобилей.

Работа Волжского автозавода по созданию дилерской сети принесла свои первые плоды за период с июля 1998 года по июнь 1999 года было заключено 12 дистрибьюторских и 264 дилерских соглашений с предприятиями по реализации автомобилей по всей России (Приложение В Список основных дилеров АО АвтоВАЗ). Управление поставок на внутренний рынок Волжского автозавода расширило сеть центров продаж автомобилей в республиках, краях и областях.

В 1999 году руководство Самарской области было намерено ввести в регионе пятипроцентный налог с продаж большинства товаров, в том числе и автомобилей. Таким образом основная задача реформирования дилерской сети увеличение объемов продаж автомобилей ВАЗ в регионах, приближение автомобилей к конечному покупателю, чуть было не была сорвана. Эти планы вызвали резкую негативную реакцию местных дилеров Волжского автозавода, которые заявили, что в этом случае они будут вынуждены уйти с Самарского рынка. Представители администрации области категорически настаивали на своем. Еще не введенный налог был уже заложен в доходы и расходы проекта местного бюджета. Политики считали, что человеку, способному выложить 50 60 тысяч рублей за вазовскую машину не составит труда доплатить 2 3 тысячи рублей налога.

Намерения покинуть Самарский регион у региональных дилеров были весьма серьезны, так как ведение пятипроцентного налога с продаж сделало бы их бизнес в этом регионе просто нерентабельным, так как вазовские машины оказались бы для потенциальных покупателей слишком дорогими. Местный рынок мог просто не выдержать такой нагрузки и рухнуть. В этих условиях, чтобы не разориться, автопродавцам гораздо выгоднее было бы уйти в другие регионы, с меньшим налогом. За живые деньги в месяц в регионе реализуется примерно 14 тысяч машин и лишь очень небольшая часть из них остается в самой области остальные перегоняются в другие уголки России. После введения же пятипроцентного налога за машинами в Тольятти ездить стало бы просто невыгодно. Это могло крайне отрицательно сказаться как на бюджете Самарской области, так и на положении Волжского автозавода, который в то время и без того переживал не лучшие времена. Данный спор разрешился не в пользу политиков самарские дилеры Волжского автозавода добились для себя существенных льгот областной налог с продаж для них был снижен с 5 до 3%.

III.4 Поставщики АО АвтоВАЗ

Как известно, почти 3/4 качества автомобиля Волжским автозаводом закупается на стороне. Это говорит о том, насколько важно для завода иметь надежных партнеров поставщиков металла, материалов и комплектующих изделий (Приложение С Список лучших поставщиков АО АвтоВАЗ по итогам работы за 2000 год). Успех Волжского автомобильного завода по изготовлению и реализации легковых автомобилей по праву разделили с ним его поставщики, которые являются неотъемлемой частью единого промышленного комплекса по изготовлению автомобилей. Сбой в работе любого из звеньев этого комплекса отрицательно сказывается на всех. Очень важна надежность каждого, чтобы в итоге автомобиль оправдал надежды потребителей.



Достичь этой задачи практически невозможно без надежных партнеровпоставщиков. В 2000 году за счет планомерной работы дирекции по закупкам в части развития сети поставщиков возросло количество вазовских партнеров. Увеличилось количество поставляемых позиций и в результате выноса технологий с площадки завода. В этой непростой ситуации следует отметить, что качество поставок комплектующих изделий в 2000 году улучшено в сравнении с предыдущим годом. Такого результата удалось добиться за счет применения ряда мер, о которых стоит сказать особо.

В рамках подготовки подразделений завода к сертификации на соответствие стандартам ИСО серии 9000 Волжский автозавод был вынужден пересмотреть подходы к оценке поставщиков и разработал Систему балльной оценки поставщиков. Уже почти 3 года вся работа строится в соответствии с этой системой, и можно говорить об определенных результатах. Поставщик оценивается по 20 показателям, которые объединяются в 4 группы: уровень качества поставок, уровень организации поставок, лояльность поставщика и его перспективность. Все эти категории в результате сбора и обработки данных обретают цифровое выражение. По итогам года каждый поставщик получает свою интегральную оценку. По результатам оценки выстраивается рейтинг поставщиков и оглашается список лучших. С теми, кто сработал хуже, организовывается соответствующая работа. Итоги подводятся ежеквартально и ежегодно. Так, в начале февраля дирекция по закупкам организовала проведение итоговой конференции с поставщиками, где по результатам оценки работы за год вручались дипломы. Поставщики Волжского автозавода очень ревностно относятся к тому месту, которое им удается занять в рейтинге.

Сейчас поставщики внимательно изучают ситуацию по всем 20 показателям, чтобы соответствовать требованиям. В итоге трехлетней работы положение существенно изменилось в лучшую сторону. Если проанализировать изменение ситуации за год, то видно, что доля отличных и надежных поставщиков комплектующих изделий возросла с 71% до 82%. Неудовлетворительные поставщики отсутствуют, хотя в начале работы системы они были. Таким образом Волжский автозавод добился самого главного повышения активности своих партнеров в части обеспечения своих требований.

За последние два года более чем в пять раз снизилось количество партий комплектующих изделий, которые бракуются в состоянии поставки. Снижается доля дефектов, обнаруживаемых при сборке и переработке. Здесь есть прогресс за 2 года примерно в 2 раза. Если говорить об эксплуатации, то здесь успехи не столь значительны, и это не может не вызывать беспокойства. Именно в период эксплуатации выявляются наиболее сложные и дорогие по стоимости дефекты. Сегодня перед поставщиками стоит задача серьезного снижения количества отказов в период эксплуатации.

Подразделения Волжского автомобильного завода в плановом порядке проходят сертификацию на соответствие требованиям стандарта ИСО серии 9000. Без сертификации поставщиков работа по повышению качества автомобилей не даст нужного эффекта. В контрактные условия для всех поставщиков на протяжении последних трех лет введены обязательные требования по сертификации систем качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000. В результате отмечается значительный прогресс в работе по сертификации систем качества поставщиков.

К 2001 году 58 поставщиков комплектующих изделий, 24 поставщика материалов и 12 поставщиков металла имели сертификат на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000. Дирекцией по закупкам и дирекцией по качеству поставлена задача к концу 2001 года увеличить объем поставок с предприятий, имеющих сертифицированные на соответствие ИСО серии 9000 системы качества, до 80%. Волжским автозаводом начата разъяснительная работа с поставщиками по подготовке к внедрению у них систем качества на новом уровне на основе ИСО серии 9000 версии 2000 года. Новые требования значительно выше, чем у ИСО 9000 версии 1994 года. В ближайшем будущем требования этих стандартов будут обязательно оговариваться при заключении контрактов. Те же поставщики, которые намерены работать с автосборочным предприятием, создаваемым совместно с Дженерал Моторс, должны будут в обязательном порядке иметь сертификат на соответствие системы качества стандарту Кью Эс серии 9000. Это стандартное требование Дженерал Моторс для всех своих поставщиков.

В качестве главных направлений работы с поставщиками из 20 пунктов, оговариваемых стандартами ИСО серии 9000, специалистами Волжского автозавода выделено 7 наиболее важных. На них будет обращаться особое внимание в нынешнем году при проведении аудитов поставщиков. Речь идет об анализе контракта, идентификации и прослеживаемости, управлении процессами, корректирующих действиях, статистических методах и другое. Вся эта работа нацелена на главную цель на достижение максимального прогресса в качестве поставок.

Интересные записи



Содержание раздела