Попытки реформирования командно-административной системы


Верховным Советом СССР в марте 1946 г. был утвержден план дальнейшего экономического развития страны на 19461950 гг. Согласно нему на развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности выделялось значительное количество денежных средств, материалов и трудовых ресурсов. Делалась ставка на увеличение металлургической базы в восточной части СССР.

Предполагалось освоение новых угольных запасов.
Для перехода предприятий к выпуску гражданской продукции были изменены технологии производства, введено в эксплуатацию новое оборудование, осуществлялась кадровая переподготовка. На территории Белоруссии, Молдавии и Украины в первую послевоенную пятилетку велись восстановительные работы. Вступили в строй Запорожсталь и Днепрогэс. Возводились новые заводы и фабрики.

К концу этих 5 лет в стране действовали 6,2 тыс. предприятий промышленности. Большое развитие получили металлургия, машиностроение, военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы, возникшие на Урале, в закавказских республиках, в Сибири, Средней Азии. Началась деятельность Сухумской и Рыбинской гидроэлектростанций.

В Западной Украине и прибалтийских республиках введены новые промышленные отрасли: автомобильная, газовая, металлообрабатывающая, электротехническая. На западе Белоруссии развивались электроэнергетика и торфяная промышленность. К концу намеченного государством пятилетнего плана уровень промышленного производства увеличился на 73 % по отношению к довоенному.

Возросла численность рабочего класса.
Сельское хозяйство испытывало трудности. В результате войны количество посевных полей существенно сократилось, а обработка посевов ухудшилась. В 1946 г. случилась сильная засуха на Украине, Молдавии, на правом берегу Нижнего Поволжья, Северном Кавказе и центральных черноземных областях.

С начавшимся голодом началась миграция сельского населения в города. Зимой 1947 г. государство приняло решение обеспечить деревню сельхозмашинами, тракторами, удобрением. В 19401950 гг. произошло укрупнение мелких колхозов (с 255 до 94). В республиках создавались новые коллективные хозяйства, причем коллективизация нередко проводилась насильственными методами. Недовольные подвергались репрессиям и высылке (из Литвы было выслано в маеиюле 1948 г. 70 тыс. сельских жителей).

Принятые меры не повлияли на производительность села. Так, в 1950 г. зерна собрали 32,3 млн т, что на 3,9 млн т меньше, чем было собрано в 1940 г. Индивидуальные частные хозяйства подверглись поборам со стороны государства.
Социально-экономическое развитие СССР в 1950-е гг. происходило на основе уже сложившихся ранее тенденций, т. е. оборонной и тяжелой промышленности уделялось большее внимание, чем другим отраслям. Продукции товаров народного потребления выпускалось незначительное количество. Сельское хозяйство в сложившихся условиях не обеспечивало должным образом пищевую и легкую промышленность сырьем.

Укрупнение министерств привело к увеличению управленческого аппарата. В ходе принимаемых государством решений несколько улучшилось качество жизни населения. В 1947 г. прекратила свое существование карточно-продуктовая система. Была проведена денежная реформа (старые деньги обменивались 1 к 1), но на самом деле реформа привела к ликвидации наличных средств у граждан. Возродились многие города и селения, но в начале 1950-х гг. нехватка жилья для населения сохранялась.

Впоследствии она превратилась в настоящую жилищную проблему.

44. Попытки реформирования командно-административной системы (19531964 гг.)

В период «хрущевской оттепели» проводилась политика полной «десталинизации» страны, когда культ личности И. В. Сталина всячески искоренялся, реабилитировались политические заключенные. Период правления Н. С. Хрущева принес колоссальные изменения в общественной жизни. В процессе некоторой демократизации общества тоталитарный режим поменялся на авторитарный.

Однако всяческое откр--ытое недовольство новой политикой правительства подавлялось.
В 19541955 гг. в республиканское ведение перешло свыше 2 тыс. предприятий. 10 мая 1957 г. государство сделало решительный шаг, заменив отраслевую систему управления на территориальную. Республики поделили на 107 экономических районов с собственными коллегиальными органами управления совнархозами. В одной только РСФСР существовало 70 таких экономических районов. 141 союзное и республиканское министерство были расформированы, а взамен созданы 107 небольших правительств, имеющих функциональные и отраслевые отделы.



В качестве своеобразной надстройки над ними служили республиканские Совнархозы.
Н.С. Хрущев имел собственное представление о государственном устройстве. В период его правления было разрушено храмов больше, чем за предыдущие годы Советской власти.

Если во время Великой Отечественной войны власти примирились с церковью, во время «оттепели» пропаганда атеизма усилилась.
В 1962 г. претерпела изменение система управления хозяйством. В большинстве областей и краев появились два органа управления сельский и промышленный Советы депутатов трудящихся, благодаря чему нарушалось единство системы Советов. Перемены затронули и партийную систему.

Были созданы промышленные и сельские обкомы (областные комитеты). Очевидно, такой поворот связан с представлением о государстве как о неком механизме, который можно произвольно перестраивать в соответствии с собственными суждениями.
С 1962 г. в СССР произошло укрупнение совнархозов, которых теперь стало 43 вместо бывших 105 единиц. В том же году учредили Совнархоз СССР общесоюзного значения. В 1963 г. появился Высший совет народного хозяйства СССР, в подчинении которого находились Госстрой, Госплан и некоторые хозяйственные государственные комитеты.
На производстве отмечалось некоторое оживление, связанное с всплеском местной инициативы на фоне общей децентрализации управления. Но наряду с этим положительным фактором соседствовал и другой снижение технического уровня производства. В связи с упразднением министерств советская система лишилась своего главного преимущества способности контролировать средства в важных для государства направлениях, а именно в области развития науки и техники, в проведении общей для всей страны технологической политики, в распространении передовых достижений на всех производствах по министерским каналам.

Нетоварный характер научно-технической информации в Советском Союзе давал такую возможность. Ее бесплатное тиражирование было очень выгодно для страны.

45. Советская экономика в эпоху «развитого социализма» (19651985 гг.)

После отстранения Н. С. Хрущева от власти пост Генерального секретаря ЦК занял Л. И. Брежнев, бывший к тому времени уже достаточно опытным аппаратчиком и незаурядным политиком. К 1965 г. председателем Совета Министров А. Н. Косыгиным разработан комплекс мер, направленных на новые принципы экономического стимулирования и на существенную корректировку системы планирования. При разработке реформ также учитывались интенсификация производства и введение на предприятиях элементов хозяйственного расчета.

Нововведения должны были стимулировать производственное развитие в стране.
19661970 гг. оказались самыми плодотворными и успешными в этом отношении, но в течение следующей пятилетки темпы роста промышленного производства существенно сократились. В то время военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы составляли костяк отечественной промышленности. Продажа сырья на мировом рынке приносила СССР большую прибыль. В 1970-е гг. на Западе разразился энергетический кризис, направленный на создание энергосберегающих технологий.

Мировой спрос на природное топливо сократился, что привело к снижению цен на газ и нефть, больно ударившему по советской экономике.
В 1980-х гг. отечественная промышленность и сельское хозяйство находились в критическом состоянии. В сложившейся обстановке Советский Союз постоянно импортировал зерно из-за границы, имея при этом собственные плодородные земельные угодья. В связи с неэффективным использованием земельных ресурсов (неэффективная мелиорация, химическая обработка почв) и применением техники, качество которых оставляло желать лучшего, сельское хозяйство теряло 3540 % производимой продукции. Упало общее благосостояние людей, так как распределение средств на воплощение социальных программ осуществлялось по принципу остаточного финансирования. Строительство жилья велось в сниженном темпе.

На здравоохранение также затрачивалось незначительное количество средств.
В рассматриваемый период времени административно-командная система руководства страной, где основная действующая роль была отведена чиновникам, уже окончательно сложилась. Постепенно бюрократический аппарат разрастался. Гонения на диссидентов (инакомыслящих) в Советском Союзе не прекращались, несмотря на принятую в 1977 г. новую Конституцию, в которой декларировались права и свободы советского человека.

Одни из диссидентов подверглись гонениям со стороны властей, а другие просто эмигрировали из страны.
На посту Генсека Л. И. Брежнева (в связи с его смертью) в 1982 г. сменил бывший руководитель КГБ Ю. В. Андропов. Возглавив страну, он взялся за наведение «порядка в стране» и укрепление социализма. В его недолгое правление целый ряд партийных чиновников высшего ранга оказались под следствием и потеряли свои должности. Но такие меры ожидаемого положительного результата не принесли.

Коррупция в высших кругах не прекратилась, так как уже велась с особым размахом.

Интересные записи



Содержание раздела