Метод Куэ


Но в такой связке метод Парацельса - ЛЛесмера современниками Месмера не был понят и многие годы после смерти Месмера развитие европейской медицинской науки шло другими путями. Отдельно развивалось трансовое лечение, которое спустя столетия оформилось в психотерапию, и отдельно развивался лечебный магнетизм, который в настоящее время оформился, как биоэнергетическое лечение или биотерапия.
После Месмера магнетическим лечениям занимались многие известные магнетизеры: Пюисегюр (1751-1825), открывший явление искусственного сомнамбулизма и существование сознательной и бессознательной памяти и указавший на необходимость более длительного обязательного продолжения лечения больного до. полного выздоровления; Делез (1753-1835), утверждавший, что лишь вера магнетизирует или способствует магнетизму и для вызывания глубокого транса - сомнамбулизма необходима изоляция сознания пациента от всех сторонних факторов-раздражителей; Виллер (1765-1815), считавший, что секрет магнетизма в управлении межличностными отношениями (родоначальник того, что потом переоткрыли психоаналитики); Вире (1775-1846), считавший, что магнетизм есть не что иное, как естественный результат эмоций, вызываемых либо воображением, либо привязанностью между людьми в особенности такой, которая характеризует сексуальные отношения (идея, заимствованная Фрейдом); Нуазе (1792-1885), объяснявший лечебный эффект силой животного магнетизма, присущего магнетизеру; Фариа (1755-1819), утверждавший, что от магнетизера не исходит никакой особой силы, что все происходит в психике пациента; Бертран (1795-1831), вместе с Фариа - основоположники теории внушения, считали, что основная причина феноменов сомнамбулизма кроется в воображении пациента, а не в воображении магнетизера; Шарпиньон (1815-1881), обративший внимание на передачу недомогания врача пациенту в результате повышения трансом чувствительности пациента к сопереживанию.
Мы бы рекомендовали своим ученикам почитать работы этих ученых, чтобы понять, что СК-терапия родилась не на пустом месте и не есть фантазия отдельного человека. Необходимо сознательно понимать, что СК-терапия - это действительно фундаментальная наука, основные положения которой открывались постепенно на протяжении многих веков выдающимися умами человечества: философами, врачами, юристами, политиками, физиками, астрономами, биологами, артистами, священнослужителями и многими другими. МЕТОД КУЭ
Среди европейцев впервые на ведущую роль бессознательного в поведении и здоровье человека указал мансийский аптекарь Эмиль Куэ. Именно Куэ впервые обнаружил и главные психофизиологические механизмы воздействия на человека - это внушение и воображение. Куж считал, что воздействуя внушением на бессознательное, можно эффективно управлять сознанием и физиологией человека. Анализируя роль внушения и самовнушения, Куэ считал, что внушение и следовательно любое воздействие на человека возможно только через механизм самовнушения, в основе которого лежит воображение.

Таким образом по Куэ для воздействия на психику и физиологию человека следует научиться управлять его воображением через самовнушение. Куэ говорил, что человек является тем, кем он себя представляет, а болеет он потому, что считает и воображает себя больным, если же внушить себе вслух или мысленно по 15-20 раз в день в трансовом сосредоточенном состоянии хорошее самочувствие, избавление от болезни и здоровье и при этом самовнушение сопровождать воображенными картинами с ярким представлением и ощущением своего хорошего здоровья во всех отношениях, то больной начнет выздоравливать, избавляясь от любой болезни.

Следовательно, психотерапевтический метод лечения болезней по Куэ, это самовнушение на фоне развитого за счет транса воображения. Психотехника получения транса, то есть рабочего фона, когда можно эффективно воздействовать на подсознание, это умение отключить сознание через механизм сосредоточения и концентрации внимания строго на одной мысли, усиляя процесс концентрации и нейтрализации сознания воображением.
Заслуга Куэ в том, что он показал ведущую роль психики в механизме лечения различных заболеваний и предложил конкретный способ эффективного воздействия на психику и физиологию человека. Куэ впервые четко показал роль многократно произнесенного слова в трансе на здоровье человека.



Следует отметить, что Куэ был и великим практическим врачом, он лично исцелил тысячи больных от самых разных болезней, используя свой метод. Мы высоко оцениваем роль Куэ в становлении современной психотерапии, особенно такого важного ее раздела как психоэнергосуггестия.
МЕТОД БРЕЙДА
Манчестерский хирург Джеймс Брейд (1795-1860) назвал магнетический транс гипнозом. Этот термин многие употребляют до сих пор, поэтому Брейда иногда называют отцом гипнотизма.
Брейд утверждал, что транс (гипноз) - это нервный сон или то своеобразное состояние нервной системы, которое может быть вызвано продолжительным сосредоточением и напряжением чувственного и умственного взора, в особенности на предмете раздражающего свойства.
Брейд много экспериментировал и установил, что трансовое состояние (гипноз) вызывается, по его мнению, внушением, а измененное состояние мозга возникает из-за изменения состава крови при расстройстве ритма дыхания и сердца.
Брейд использовал транс при лечении различных заболеваний, в том числе и в хирургии.
Основным моментом в методе Брейда было воздействие словом, пассы, поглаживания и давление на кожу, вызывание у пациента чувства покоя, концентрации внимания пациента на мышечной релаксации в удобной для сна позе, фиксация взгляда пациента на блестящем предмете.
Брейд установил, что одним из самых гипногенных факторов является утомление зрения, через фиксацию взгляда на блестящем предмете, что в свою очередь, вызывает общее торможение психики пациента. Брейд выдвинул психонейрофизиологическую теорию, что физико-психическая стимуляция сетчатки, воздействуя на нервную систему, вызывает нервный сон, который Брейд и назвал гипнотизмом.

Брейд считал, что открытое им состояние отличается от магнитного флюидического транса, описанного Фарией и Бертраном.
По Брейду, открытый им вид транса со всей своей феноменологией, является по своей природе психофизиологическим процессом. Брейд считал, что гипнотизм является следствием процессов, происходящих в мозгу пациента, а не в результате действия внешней силы (флюида), о которой говорили гипнотизеры.
Брейд установил, что в гипнозе резко изменяется чувствительность пациента, его способность к сопереживанию, а воображение пациента приобретает новое качество, следствием которого является способность воспринимать и усваивать внушение врача как актуальную реальность. Брейд утверждал, что гипнотизер подобен механику, который как бы приводит в действие силы в самом организме пациента.
Научный интерес вызывают и опыты Брейда в области френогипноза, положившие начало исследованиям связи между воздействием на различные участки мозга и возникающие при этом у пациента физиологические и эмоциональные реакции.
Работы Брейда еще при жизни автора получили международный резонанс. Так французский хирург Брока провел в госпитале Неккера хирургическую операцию под гипноанестезией, о чем сделал 5 декабря 1859 года доклад в Академии наук.

27 февраля 1860 года в этой же Академии выступил известный ученый Вельпо, представив исследования Брейда как открытие, и лишь появление хлороформа резко понизило международное увлечение гипноанестезией.
В настоящее время Брейд интересен тем, что пытался с современных ему научных позиций раскрыть физиологический механизм возникновения транса, но он поверхностно, в основном по эстрадным выступлениям артистом, познакомился с искусством сомнамбулического транса, поэтому он, как и большинство его последователей, за столь сложным явлением как транс, разглядел только одну форму, названную им гипноз, но он не знал других форм проявления трансовых состояний, например, религиозный транс, просоночные состояния, патологические формы транса, суженные состояния сознания (дхарана) и многие др. Тем не менее вклад Брейда в науку значителен и неоспорим.
МЕТОД БЛАВАТСКОЙ
Е.П. Блаватская (1831-1891) является основателем трансо-вого мистического учения - теософии (богопознания) и автором книг: Тайная доктрина и Ключ к теософии, кроме этого она издавала в Лондоне журнал Люцифер, а в Париже журналы Голубой лотос и Теософическое обозрение.
Блаватская считала, что все мистические трансовые знания имеют единое древнее происхождение, поэтому задача всех исследователей объединиться независимо от вероисповедания и изучать таинственные явления природы, развивая при этом собственные трансовые сверхчувственные возможности. Для этой цели Блаватская рекомендовала изучать все философские и религиозные учения, особенно Древнего Востока, проводила многочисленные собрания Теософического общества, демонстрировала лично различные трансовые феномены, печатала много статей просветительного характера по трансовой культуре.
В настоящее время Теософическое общество насчитывает до 200 тыс. человек в различных странах мира.



Содержание раздела