Парадоксальный прием


Этот знаменитый парадоксальный прием Милтона Эриксона получил свое название от небольшой горы Скво (больше даже похожей на холм), расположенной недалеко от его дома. Почти все ученики М.Эриксона при возникновении какого-то затруднения или проблемы получали загадочное задание: взобраться на эту гору на рассвете, чтобы извлечь из этого важный урок.

Удивительно, но за время восхождения и спуска (это занимало пару-тройку часов) ученики действительно понимали что-то важное для себя и, возвратясь, неизменно говорили, что они нашли решение своей проблемы.
Продолжая традицию, последователи М.Эриксона и поныне применяют эту экзотическую чудодейственную методику (еще одно ее название - "Техника неопределенной установки"). Например, могут вручить пациенту тяжелую и ценную статуэтку или хрустальную вазу и дать задание ходить с нею вокруг дома: "Я хочу, чтобы во время выполнения этого задания Вы поняли что-то очень важное для себя. Что Вы должны понять?".

На вопрос, чего добиваются эти психотерапевты и что именно, выполняя поручение, должен понять их пациент, можно получить множество самых разных ответов, но парадокс состоит в том, что все они будут верны.
Высокая действенность таких заданий объясняется тем, что люди, находящиеся в трудных (проблемных) обстоятельствах, сами стремятся придать смысл почти любому заданию. Для М.Эриксона не было большой разницы, какой именно смысл они находили в этом. Он всегда отвечал им что-то вроде: "Это верно, и помните об этом".

Поручая такое задание, Вы заужаете сознание объекта на решении проблемы, а не на проблеме, и он будет просто вынужден подсознательно найти ее решение. Этому способствует и употребление связывающих переходных слов: "По мере того, как Вы будете выполнять это задание…", "В то время, как Вы будете это делать…"
Неопределенное задание должно быть безопасным, этичным, выполнимым и не отталкивающим физически, например: целый день носить с собой чайник, перевесить дома зеркала или переставить мебель, вымыть пол без помощи рук, покормить 30 уличных кошек и т. д.
…Скажите, Вы действительно хотите понять, чего Вам не хватает для того, чтобы решить эту проблему? Вы действительно это хотите искренне понять?

Я не буду делать за Вас никаких выводов. Я просто дам Вам один совет.

Он покажется Вам очень необычным и даже абсурдным, но только на первый взгляд: когда Вы сделаете это, то поймете, почему он так сильно помог очень многим людям. Все, что от Вас требуется сейчас - отнестись к этому с пониманием. Вы готовы к тому, что я сейчас попрошу Вас сделать?

Хорошо, тогда слушайте: сегодня, после того как я уйду от Вас, возьмите, пожалуйста, вот этот молоток в руки и ходите с ним дома в течение трех часов. Слышите: трех часов, не выпуская молотка из рук и не останавливаясь. Я хочу, чтобы в то время, когда будете выполнять
это задание, Вы поняли что-то очень важное для себя. Не говорите
сейчас ни слова вслух, но задайте себе, вглубь, внутрь, вопрос:
"Что Вы должны понять?"
Следует помнить, что у М.Эриксона был высочайший авторитет, поэтому его задания выполнялись беспрекословно. В приводимом выше варианте беспрекословность выполнения задания достигается, во-первых, элементом внушения с вызовом полярной реакции ("он покажется Вам очень необычным и даже абсурдным"), во-вторых, заменой принципа авторитета принципом общественного доказательства ("Вы поймете, почему он так сильно помог очень многим людям") и, в-третьих, "цементированием" полученного согласия ("Вы готовы к тому, что я сейчас попрошу Вас сделать?").

Все эти слова занимают половину текста программирования человека на выполнение неопределенного задания, но зато можно быть уверенным в результате.
Способом, похожим на этот, во все времена пользовались священнослужители. При отпущении грехов (т.е. при осознании человеком своего неверного поведения - внутреннем конфликте) они рекомендуют прочитать определенное количество молитв или совершить какой-то другой церковный обряд.

Народные целители, "снимая порчу", могут предложить в течение определенного времени пить "заговоренную" воду. Но суть приема от этого не меняется.


"Якорная" техника (или метод "старой реакции")
В детстве физиолога Павлова
укусила собака. Собачка укусила
и забыла. А Павлов вырос и не забыл…
Анекдот
Этот психотехнический прием в академической научной литературе впервые описан В.М.Бехтеревым в 1895 г. как "условнорефлекторный метод психовоздействия". Можно сказать, что Милтон Эриксон открыл заново и начал применять на практике "якорные" техники (как и описанные ниже техники рефрейминга), но их описание и даже название появилось позже - в работах Дж.Гриндера и Р.Бендлера по NLP.
Приемы "якорной" техники напрямую связаны с условными рефлексами - закрепленными реакциями организма на внутренний или внешний сигнал. "Якорем" в эриксонианском гипнозе и NLP называют стимул, который вызывает определенное поведение, физиологическое или эмоциональное состояние, т.е. запускает автоматику условного рефлекса.
Выработка условного рефлекса - одна из немногих тем, обычно хорошо запоминаемая из школьного курса биологии. Проголодавшейся собаке дают пищу, и в тот момент, когда у нее начинают выделяться слюна и желудочный сок, раздается лабораторный звонок. Несколько повторений сочетания "пища - звонок" - и вот уже собака устойчиво реагирует на такого рода связь. В ответ на звук звонка у собаки появляется такое же отделение слюны и желудочного сока, как и в ответ на вид пищи.

С этого момента такую устойчивую связь можно смело называть сформированным рефлексом, а звонок (на который раньше собаке было начхать) - стимулом, запускающим рефлексивные реакции.
"Якоря" бывают положительные и отрицательные. Положительные способствуют развитию какой-то реакции или просто связаны с положительными эмоциями (рождают приятные ощущения).

Отрицательные, наоборот, помогают погасить определенную реакцию или связаны с отрицательными эмоциями (портят настроение, рождают страх, тревогу, печаль). В приведенном выше примере звонок для собаки - "положительный пищевой якорь".
Люди, несмотря на свое высокоразвитое мышление, отзываются на такие стимулы точно так же, как и животные. "Якоря" - это метки в сознании человека, которые действуют на эмоции, напоминают о чем-то, вызывают эмоциональные переживания.
Каждое переживание состоит из зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных и вкусовых компонентов. Соответственно якоря тоже могут быть визуальными, аудиальными, кинестетическими. "Якорное зацепление" означает то, что один из элементов переживания способен вызвать все переживание в целом. Якорями могут быть лица, имена, голоса, шумы, характерные жесты, поцелуи, картины, названия населенных пунктов, детали одежды, запахи, определенная температура, вид помещения или строения, даже цветовые сочетания.

Разумеется, все это происходит непроизвольно.
Звенит будильник - пора вставать. Раздалась мелодия из кармана - нужно просмотреть сообщение на пейджере или ответить по мобильному телефону. Вой сирены - тревога. Звонок в школе - начало занятий. Это аудиальные якоря.

Красный сигнал светофора значит "Остановись!" Поднятие бровей означает удивление. Пометка в ежедневнике - напоминание: пора поздравить друга. Это визуальные якоря.

Каждый рекламодатель стремится сделать фирменную торговую марку "якорем" для своих товаров (чаще всего используют визуальную, реже - аудиальную модальность).
Якоря возникают, во-первых, путем повторений, а во-вторых (и это значительно важнее), у человека "якорь" может быть установлен с первого раза, если эмоция является сильной и правильно выбран момент. Повторение требуется только тогда, когда нет эмоциональной вовлеченности. Чем менее эмоционально вовлеченными Вы оказываетесь, тем больше пвторений Вам необходимо, чтобы закрепить ассоциацию.

Большинство ассоциаций становятся началом множества полезных привычек и навыков, без которых мы просто не могли бы действовать.
Якоря настолько широко распространены, что мы их практически не замечаем. В повседневной жизни мы встречаемся с огромным количеством неосознаваемых нами условных рефлексов.
У многих людей есть своя любимая мелодия: они слышали ее в минуты большой радости, переживания счастливых моментов, и теперь она стала для них "положительным аудиальным якорем". Прослушивание этой мелодии возвращает радостное чувство - в точном соответствии с механизмом условного рефлекса. Это "якорь" их "зацепил". Стоит нам услышать "Похоронный марш", как тут же возникает чувство грусти и скорби.

Такой "отрицательный слуховой якорь" напоминает о похоронах близких людей, о душевной утрате. Еще одним примером такого якоря может служить скрип тормозов в опасной близости от нас.

Обычно такой звук вызывает страх на протяжении всей жизни.



Содержание раздела