Принципы построения транса


(Начинает работать с более опытным участником.)
Виктор... Ты замечательно работаешь... Вдохнем поглубже...

Теперь ты можешь закрыть глаза, а можешь и не закрывать... Так же, как я поднимала запястье у Алексея, я сейчас потянусь... и возьму тебя за запястье... и приподниму его...
Пока оно поднимается, продолжай мысленно отслеживать то, что я говорю, как ты все время делаешь... но все-таки не мешай себе получать этот приятный опыт... хотя ты и хорошо отслеживаешь...
Я хочу, чтобы, когда твоя рука поднимается, ты почувствовал, как сам опускаешься немножко глубже... Если хочешь, то, как Алексей, можешь позволить руке опуститься на колено и при этом погрузиться в транс... еще глубже... глубже, чем ты думаешь... по-настоящему испытать то, что ты хочешь испытать... Я хочу, чтобы ты пролистал назад свой внутренний календарь... нашел там приятное давнее воспоминание, которое ты уже забыл... такое давнее и приятное... здесь так много давних и приятных воспоминаний, которые ты забыл даже вспоминать... Какой-то день в школе, когда учительница похвалила тебя и улыбнулась... Когда ты был такой маленький, что только что понял, что эта рука принадлежит тебе...

Когда ты учился играть в разные игры...
И теперь можно вдохнуть поглубже... вспомнить, как пахло в доме от мамы или бабушки... или, может быть, в лесу, где так замечательно гулялось... Восхитительное ощущение первого снега... похрустывание сухих осенних листьев под ногами... так много есть давних и приятных воспоминаний, которые ты и вспоминать забыл... Но можно вспомнить о том, что можно вспоминать... вкус замечательной еды... чьи-то глаза, которые смотрят на тебя с любовью... блаженство и защищенность беззаботно играющего маленького ребенка...

Вот так... Можно вспомнить о том, что можно вспоминать... эти чувства, эти ощущения, эти воспоминания... о том, что ты так долго не вспоминал... Ты можешь продолжать вспоминать... и удерживать эти приятные воспоминания ушедших дней, которые ты вспомнил, что их можно вспоминать... так долго, как хочешь...

Они теперь всегда внутри... и завтра... и сегодня... всегда с тобой... Так долго, как хочешь...
Теперь продолжай отслеживать и анализировать, но и получать удовольствие от этого чувства, что все от себя отпускаешь... как катушка или клубок ниток... когда он раскручивается, как узор на ковре... когда потянешь за ниточку и он начинает распускаться... Он начинает распускаться и изменяться... изменяться... вот так... а теперь можно потянуть за другую ниточку, и он изменится... и еще раз... и опять изменится... и еще кусочек узора растаял...

И ты опускаешься еще чуть глубже... еще один момент... только один момент, чтобы по-настоящему расслабиться и войти еще глубже, как ты хочешь... глубже, чем ты думал... глубже, чем ты даже можешь войти... еще немного... Хорошо...
Можно пойти через эту глубину... прислушиваясь, но не слыша, и слыша, но не прислушиваясь... и знать, не понимая... и понимать, не зная... Хорошо...
Может быть, какие-то тридцать секунд времени, а больше времени вам внутри и не понадобится... чтобы собраться... понять... вспомнить... чтобы переструктурировать... сделать все, что нужно сделать... чтобы получить еще больше удовольствия... только на тридцать секунд времени, начиная с этой секунды...
И теперь прошли тридцать секунд нашего времени... и это все... больше вам и не нужно... они ушли в прошлое и остались в настоящем и уйдут в будущее...
...И теперь я хочу, чтобы вы взяли все то, чему научились, чтобы это осталось в вашем сознании так, чтобы вы могли легко к этому вернуться... может быть, как в каталожных ящичках или письменном столе или компьютере вашего сознания... но чтобы оно там сохранилось и чтобы вы могли это запросто оттуда доставать... все легче и легче... А теперь надо сложить пуховую перину, чтобы можно было опять ею воспользоваться и вспомнить...
А теперь мы осознаем происходящее в комнате и чувствуем разницу в своем дыхании... и людей, которые находятся в этой комнате, и звук моего голоса... возвращаемся ...
Начинаем возвращаться... Очень трудно отпустить это от себя... и хочется свое ощущение сохранить подольше, и трудно бывает возвращаться, настолько там было хорошо...



Вы полностью вернулись... Замечательно...

Все в порядке...
(Участники демонстрации отмечают тяжелое тело и легкие руки.)
Вы теперь знаете, как входить в транс, не правда ли? И можете туда вернуться легко и без усилий? (держит за руку Алексея, менее опытного пациента). Вернуться очень легко, и каждый раз все лучше и лучше... И лучше, и быстрее, и легче... Это очень просто...

Запомнить, как это ощущается... Когда рука вот так опускается, ты выходишь из транса...

И это очень просто... Это все, что нужно...

Все, что нужно сделать,  это постараться не улыбаться...
Принципы построения транса
Алексей и Виктор замечательно справились с задачей, и сейчас мы поговорим об этом. Прежде всего хочу отметить, что пациент не обязательно должен меня слушать. Никогда нельзя узнать о человеке все, и можно произнести то, что не соответствует его опыту. Поэтому я и сказала, что мой голос обтекает их, как вода обтекает камни на пляже. Кроме того, в этой фразе заключена метафора: они сильны, они  камни, а я  вода и не могу по-настоящему что-то для них изменить, сдвинуть их.

Это очень наглядный образ, не правда ли? Наверное, все видели, как вода бьется о камни.
В сущности, я говорю о тяжести их ног на полу или рук на коленях и о том, как ощущается тепло рук через ткань одежды, для того чтобы они выбрали, на чем сфокусироваться.
Один из важнейших моментов в гипнозе, которым папа нас научил,  это управление болью. Транс всегда должен идти на пользу пациенту и, конечно, очень полезно уметь управлять болью  анестезировать.

Наиболее простой способ научиться этому  создать “перчаточную” анестезию в руке. В дальнейшем мы еще будем этим заниматься.

Поэтому при наведении транса я предпочитаю приподнимать кисть пациента, создавая необычные ощущения, помогающие перейти к следующему шагу.
После этого я предоставляю на выбор чувства и ощущения: мне, например, нравится плавать. Это вызывает много кинестетических ощущений.

Это можно и видеть, и воображать, и чувствовать, и вспоминать. А вспомните образ большого, белого и пушистого облака, в которое вы немножко проваливаетесь.

Практически каждый ребенок хоть однажды задумывался, какое будет ощущение, если он заберется на облако и поплывет. Каждый раз, когда пациент ярко и полно восстанавливает для себя детские воспоминания, появляется отличная возможность для наведения транса.
Следующий чудесный образ  мягкая перина или пушистое одеяло в красивом шелковом чехле, очень легкие, уютные, создающие ощущение комфорта и безопасности.
Наведению транса способствует постепенное сужение поля внимания пациента так, как это происходит дальше: “Многие люди любят парить или плавать, некоторые любят заворачиваться в перину или пуховое одеяло, я люблю ..., а это  перина вашего любимого цвета”. Я пошла от широкого, сузила, сфокусировала и “отдала” это пациенту. И я никогда не спрашиваю, есть ли у него такая перина и какого она цвета, потому что хочу подчеркнуть безопасную интимность транса. Если во время транса у нас сложилось ощущение совместности, то я хочу, чтобы пациент убедился: эта совместность для него безопасна. Я не задаю вопросов о каких-то конкретных вещах, сопутствующих трансу, и субъект знает, что там, внутри себя, он в безопасности.

В трансе очень многое зависит от доверия, которое возникает между пациентом и психотерапевтом и я, разумеется, делаю все от меня зависящее, чтобы укрепить это доверие.
Теперь я немного расскажу об использовании каталепсии для наведения транса. Обычно я поднимаю руку пациента за запястье и говорю об ощущении легкости в ней, об ощущении парящего воздушного шарика. Я это делаю по ряду причин:
l прежде всего это хороший способ войти в транс в следующий раз, достаточно только вспомнить это ощущение;
l в этом случае я использую некую физическую иллюзию: я постепенно отпускаю руку пациента, и становится трудно различить, когда я уже отпустила и когда рука начинает подниматься сама;
l иногда пациенты сомневаются, что были в трансе. Но если во время каталепсии они открывают глаза и видят свою “подвешенную” руку, то сомнения исчезают, и это, конечно, повышает доверие ко мне.
Иногда рука может и не подниматься. Ничего странного в этом нет.

Просто клиент, проявляя лояльность к психотерапевту, максимально расслабился.
Работа с сопротивлением
(интервенции
для интеллектуально-ориентированных
субъектов)
Одной из составных частей мастерской продвинутого уровня, которую я провожу в США, является проработка частных случаев. Мы можем уделить этому лишь немного времени, поэтому я буду благодарна вам, если вы выберете из практики что-то наиболее интересное для общего обсуждения. Меня просили также провести наведение для людей очень “интеллектуально-ориентированных”, которые постоянно отслеживают свои реакции, и поэтому у них создается впечатление, что они не могут погрузиться в хороший транс.

В этом случае в результате неправильного подхода проявляется сопротивление.



Содержание раздела