Психофизиологические и антропологические признаки чёрных и белых ведьм.


Дрожа от страха, семилетком, у нас на кухне, в Костроме, я слушал как говорил дед:
- Старые люди говорят, что кто Божественное Писание все до конца поймет, тот ума лишится!
И брезжилось что-то страшное. Какой-то запрет, зарок.
Ведь кто сошел с ума, тот уже никому не расскажет, что-же он понял, допытывался я в своем уме. Боже мой, Боже мой! кто-же это постиг? и отчего-же этого постигнуть нельзя?...
Хоть бы одним глазком заглянуть - и потом умереть.
Василий Розанов
Я уже говорил, что колдовством и предсказаниями занимается не мало людей, имеющих разнообразные психические особенности и отклонения от нормы. Понятие психическая норма весьма относительно и сводится к так называемой адекватности поведения. Психологи и психиатры знают, что оказывать сильное воздействие на других людей способные не только специалисты по манипуляции чужим сознанием, но и люди с психическими отклонениями, действующие на интуитивном бессознательном уровне.

Обычно это объясняется только их горячностью и фанатичной убежденностью в том, что они говорят или проповедуют. В данном случае я не исключал бы и особенностей строения мозга: чаще их определяют, как аномалии. Современная медицинская аппаратура способна идентифицировать ряд заболеваний на визуальном уровне, т.е. аномалия мозга видна. Это говорит лишь о том, что мозг данного человека имеет некую особенность, которая отличает его от некой нормы (исключаем опухоли и иные серьезные заболевания).

В таком случае можно предположить, что мозг, действующий как приемник и передатчик, у аномального человека имеет некоторые особенности в своей схеме, т.е. его приемник-передатчик может быть более мощным и работать в более широком диапазоне волн. Отсюда и способность психически больного к телепатическим способностям, предвидению и другим свойствам, недоступным или почти недоступным здоровому мозгу. Как ни странно, но именно сейчас, когда официальная наука так далеко шагнула, - чуть ли не до тупика, мы можем смело рассуждать в этом ключе.

А вот сто лет тому назад, признать материалистическую суть колдовства ученые не могли себе позволить, т.к. тогда казалось, что наука может объяснить все. И наука старалась. Но приоритет в объяснении тайн души и сознания оставался за церковью:
Другим характерным признаком причастия к колдовству считалось, если обвиняемый начинал говорить на незнакомом языке. Здесь дело сводится к нередкому в истерии автоматическому воспроизведению прежних забытых впечатлений из сферы бессознательного.

Одержимые демоном, - замечает Ambrolse Pare, - говорят на незнакомых им языках.
Монахини из Оксока, среди которых наблюдалась в 1652 г. эпидемия истерии, говорили, по словам современников, на разных языках, а монахини из Лудона (1632) говорили, сами не зная этого, по-латыни и слышали на далеких расстояниях слова, произносимые тихим голосом. За это одни и другие были объявлены одержимыми нечистой силой.
В 1534 г в Риме, в одном женском приюте для сирот, у 80 молодых девушек появились одновременно конвульсии и болезненные представления. Во время припадков они говорили на разных языках, в чем современники усмотрели ясное доказательство того, что они одержимы бесом.
Подобные явления напоминают иногда так называемый перенос мыслей, телепатию. Так, например, шалонский епископ мысленно приказал одной одержимой, некой Parisot, прийти к нему для того, чтобы подвергнуться процессу изгнания дьявола.

Parisot, несмотря на то, что жила, очень далеко от епископа, исполнила его приказание. В другой раз этот же епископ велел также мысленно другой монахине, Barthon, пойти в храм и преклонить колени перед распятием, что она в точности исполнила.
В 1491 г. монахини Кямбре, одержимые бесом, отгадывали прошедшее и предсказывали будущее (такие случаи известны в каждом народе и даже в самых диких племенах - Р.П.). В Нанте в 1549 г. были сожжены семь находившихся в экстазе женщин, которые утверждали, что знают все, что случилось в городе во время их припадков. Jeanne d'Arc (сожженная на костре как колдунья), предсказывала будущее; она говорила, что в битве ею руководит ангел.



Заслуживает внимания то обстоятельство, что она никогда не имела менструаций, что на суде было истолковано совсем не в ее пользу.
Столь ужасные преследования колдуний отчасти были обязаны признаниями самих же истеричек, которые под влиянием галлюцинаций, большею частью эротического характера, утверждали, что имели сношения с дьяволом, забеременевали от него и посещали шабаш ведьм.
Взгляд, будто дьявол, овладев девушкой, непременно ее насиловал, был причиной очень распространенного испытания в колдовстве, то есть исследования девственности у обвиняемых.
Jeanne Herviller, сожженная в 1578 г. в Рибмонте, утверждала перед смертью, что она находилась в связи с дьяволом, начиная с 12-летнего возраста, и когда он является в монастырь, то выбирает себе жертвы между самыми молодыми девочками.
Настоятельница Madleine из Кордовы, считавшаяся величайшей святой своего времени, благословения которой добивались сам папа и король испанский, чуть не была сожжена живою и едва не лишилась всех своих духовных отличий за то, что однажды вдруг объявила себя любовницей одного падшего ангела, с которым она будто находилась в связи в течение 13 лет.
В 1550 г. почти все монахини монастыря в Ubertet'e после сорокадневного абсолютного поста сделались жертвами дьявола: начали богохульствовать, говорили всякие несообразности и в судорогах падали на землю.
В 1609 г. урсулинки в Э (Aix) объявили, что были околдованы и изнасилованы своим настоятелем, который был за это сожжен.
В Лотарингии одна женщина по имени Атёге была привлечена к суду за то, что, околдовав одного ребенка, была причиной того, что он выпал из окна. Под пыткой она призналась, что находится в связи с дьяволом, изображение которого она даже указала в одном месте на стене к великому ужасу судей, ничего, однако, не видевших.
Amoulett Defrasne из Валансьена обвинялась в том, что своим колдовством погубила многих женщин. Сперва она упорно отрицала свою вину, но потом под пыткой созналась, что действительно занималась колдовством и что дьявол явился ей 15 лет тому назад и с того времени сделался ее любовником.
Легенда о шабаше была также обязана своим происхождением эпидемии галлюцинаций, появлению которых благоприятствовали бывшие тогда в ходу среди женщин натирания белладонной и тому подобными сильнодействующими средствами, вызывавшими галлюцинации и известное состояние опьянения. На одной гравюре XVI столетия изображены две женщины, из которых одна натирается подобной волшебной мазью, в то время как другая поднимается верxom на метле из трубы (Regnard, Les Sorcieres.

Bulletin de Association scien-tifique, 1882).
Если обвиняемая в колдовстве женщина не сознавалась в своём преступлении, то ее бросали в ужасную темницу, подвергали всевозможным пыткам и допросу, производившему на нее давление и действовавшему подобно внушению. Под влиянием всего этого она сознавалась прежде всего в посещении шабаша ведьм, который и описывала самым подробным образом.

Так, Francoise Sac-retan, посаженная в тюрьму по подозрению в колдовстве, сперва упорно все отрицала, потом, однако, призналась, что находилась в связи с дьяволом, многократно посещала шабаш, куда отправлялась верхом на белой палке, участвовала в танцах, била по воде палкой, чтобы вызвать град, и отравила многих лиц данным ей дьяволом порошком (Richet).
De Lancres, наиболее компетентный знаток колдовства в XVII столетии, пишет: Обыкновенно женщины, посещающие шабаш, ведут хороводы; они бегут и скачут с распущенными, как у фурий, волосами, с обнаженными головами, совершенно голые, покрытые иногда мазью. Они ездят верхом на метле, скамье или ребенке.
Regnard следующим образом описывает галлюцинации насчет шабаша ведьм: Шабаш происходит обыкновенно в кустарнике, на каком-нибудь кладбище или же в покинутом монастыре. Отправляясь на этот шабаш, колдунья должна была натереться мазью, данной ей дьяволом (белладонной), произнести несколько заколдованных слов и затем сесть верхом на метлу.

Прибыв на место, ведьма прежде всего должна была показать, что на ней есть печать дьявола (Stigmata diaboli) в порядке, как это воспроизведено Teniers на одной из его картин. После этого она отправлялась на поклон к дьяволу, чудовищному существу с головой и ногами козла, с огромным хвостом и крыльями летучей мыши.
Обстоятельством, еще более способствовавшим распространению паники, был кантагиозно-заразительный характер подобных истерических эпидемий, что считалось, конечно, делом ведьм. Так, эпидемии наблюдались в Эльзасе в 1511 г., в Кельне - в 1564, в Савойе - в 1574, в Тулузе - в 1577, в Лотарингии - в 1580, в Юре и b Бранденбурге - в 1590 и, наконец, в Берне - в 1605 г.
Хотя колдовство было не что иное, как истерия или истероэпилепсия, но ни одно другое патологическое явление психического мира не поражало так сильно человеческое воображение. Особенно сильное впечатление производило удивительное обострение духовных способностей, столь часто наблюдаемое во время эпилептических припадков. Нет теолога, - писал Boguet, - который мог бы толковать Священное Писание лучше эпос колдуний, юриста - более их компетентного в духовных завещаниях, контрактах и всевозможных жалобах; наконец, нет врача, который лучше знал бы, чем они, строение человеческого тела, влияние на него неба, звезд, птиц, рыб и деревьев и пр. и пр.

Они могут по произволу производить холод или тепло, останавливать течение рек, делать бесплодной землю, убивать скот и, особенно, околдовывать других людей и продавать их дьяволу.



Содержание раздела