1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Каждая встреча гипнотерапевта и пациента должна начинаться с предшествующей трансу беседы. Содержание такой беседы, разумеется, зависит от того, первый ли это сеанс у пациента или он уже работал в гипнозе. В случае, если встреча первая, то беседа ведется более подробно. Мы выясняем, что субъекту известно о предстоящей терапии. Необходимо рассеять все опасения и ложные представления о гипнозе, которые могли создаться у больного из книг, средств массовой информации, рассказов окружающих (часто не подтвержденных личным опытом).
Его следует уверить, что он сможет полностью распоряжаться своей волей и при необходимости сможет самостоятельно проснуться. Объясните, что в ходе гипнотической работы речь будет идти о сотрудничестве, а не о вашем доминировании.
Врач должен прибегать к помощи сравнения. Он может объяснить, что речь идет о состоянии, промежуточном между бодрствованием и сном, состоянии, возникающем обычно каждый вечер перед тем, как наступает сон, и продолжающееся недолго, но которое теперь предстоит продлить. Можно также сказать, что гипноз напоминает состояние, когда видят сон и знают, что это сон. В таком состоянии пациент продолжает общаться только с врачом.
Эту избирательную связь можно иллюстрировать следующим примером: спящая мать не слышит никаких шумов и тем не менее отзывается на самый слабый крик своего ребенка (Л. Шерток).
Следует ли упоминать слово гипноз? Отвечая себе на этот вопрос, следует помнить, что часто гипноз отождествляется с потерей человеком контроля над собой. Ошибочные представ-
ления пациента могут подпитывать его страх и нежелание испытывать гипноз. Возможно, если пациент не запрашивает именно гипноз, в ряде случаев полезно не называть его прямо, а использовать слова транс, сон, медитация и др. В противовес следует сказать, что слава гипноза не оставляет у пациента сомнений в его эффективности: если гипноз способен обездвижить и обезволить, то он безусловно справится с проблемой.
Поэтому каждый раз вопрос, называть гипноз своим именем или постараться избежать этого, решается терапевтом для конкретного пациента.
2. ГИПНОТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
Тесты производятся после предварительной беседы и предшествуют собственно индукции гипнотического состояния. Проведение тестов может быть переведено непосредственно в гипнотическое погружение.
Связь между внушаемостью и гип-набельностью является необязательной. В основном данные тесты призваны помочь пациенту поверить в свою способность получать внушения, а терапевту показывают степень внушаемости пациента.
Простой тест на внушаемость состоит в предложении пациенту: Вытяните руки вперед ладонями вверх. Представьте, что на одной руке находится тяжелая книга (гиря), а к другой руке привязан воздушный шарик.
Ощутите, как книга давит на руку и как шарик тянет другую руку вверх. Через минуту привлеките внимание к разнице в положении рук.
Тест может проводится как с открытыми, так и с закрытыми глазами.
Тест падения назад
Гипнотизируемый стоит прямо, носки и пятки соединены (что добавляет неустойчивости). Терапевт становится сзади, кладет ему под затылок правую раскрытую ладонь, предлагая положить на нее голову. Затем через несколько секунд, подержав руку в неподвижном положении, гипнотерапевт вначале еле заметно, медленно, начинает отводить руку назад, а затем резко убирает ее.
Процесс сопровождается словами: Сейчас я уберу свою руку, и ваше тело пойдет назад. Рука пошла назад,
тело пошло назад, вы падаете Не забудьте подхватить и сказать Хорошо, поощрить пациента.
Возможны другие разновидности этого теста. Обычно они отличаются местом приложения рук гипнотизера (спина, виски), а возможно и бесконтактное падение, что производит неизгладимое впечатление и на пациента, и на наблюдателей.
Тест сцепления век
Пациента просят закрыть глаза. Произнося: Сейчас я надавлю на точку на переносице, и вам будет трудно открыть глаза, надавливают на центр переносицы. Продолжая говорить: Ваши глаза расслабляются, веки слипаются, вы не можете открыть глаза и можете попытаться открыть глаза, наблюдают реакцию глаз. Если глаза не открываются, внушаемость хорошая.
Для завершения теста скажите: Я досчитаю до трех, дотронусь до бровей и глаза легко и свободно откроются. Раз, два, три, откройте глаза.
Л. Шерток описывает следующие три теста, которые использовал в своей практике: прием Констамма, тест качания и тест сжатых рук.
Пациенту объясняют, что испытанное им расслабление и спонтанное движение руки похожи на расслабление и ощущение подчинения внешним силам, которые он должен снова испытать во время гипнотической индукции.
Тест качания
Пациент держит ноги сдвинутыми, корпус выпрямленным, взгляд фиксирует точку на потолке прямо над его головой. Врач, стоя позади пациента, просит его закрыть глаза, сохраняя пре-
жнее положение. Затем он дает указания: Я хочу оценить вашу способность к релаксации (расслаблению). Я положу свои руки вам на плечи. Сделав то, о чем говорил, врач добавляет: Теперь я обопрусь руками на ваши плечи и вы почувствуете силу, которая тянет вас назад ко мне. Не сопротивляйтесь, я вас удержу, когда вы будете падать.
Вы падаете, падаете, падаете, вас тянет назад... вы падаете, падаете.
В этот момент врач отнимает руки и пациент начинает качаться. Если он этого не делает, врач снова кладет руки ему на плечи и заставляет раскачиваться то вперед, то назад, обращая его внимание на то, что он сопротивляется, и прося его не напрягаться.
Врач снова внушает пациенту падать назад и внезапно отнимает руки. Как только пациент начинает качаться, внушение становится энергичнее: Вы падаете назад, вы падаете, падаете, вы падаете назад, назад, я вас удержу, когда вы будете падать.
Конечно, необходимо, чтобы врач был в состоянии удержать пациента.
Тест сжатых рук
Если речь идет о воздействии на группу пациентов, предпочтительным является тест сжатых рук. Врач просит пациента, сидящего на стуле, сильно сжать одну руку другой. Он показывает, как это надо сделать, и говорит: Я хочу, чтобы вы на минуту закрыли глаза и фиксировали тиски, тяжелые металлические тиски, губки которых сжимают болт. Представьте, что ваши руки - это губки тисков. Я начну считать от одного до пяти.
Во время счета ваши руки будут сжиматься все сильнее, все сильнее и сильнее. Когда я дойду до пяти, ваши руки сожмутся настолько, что их будет трудно или невозможно разъединить. Один, сжимайте; два, сжимайте, сжимайте еще, еще, еще; три, сжимайте очень сильно, ваши руки соединены одна с другой; четыре, ваши руки скованы очень сильно, очень сильно; пять, они так скованы, что, если вы попытаетесь их разъединить, они останутся скованными до тех пор, пока я не дам распоряжения их разжать.
Теперь разжимайте их медленно (по Л. Шертоку).
Похожий прием описывал В. Е. Рожнов, бывший в дружеских отношениях с Л. Шертоком. Это известный прием сцепления рук (цит. по СЮ.
Мышляеву).
Предложив испытуемому соединить пальцы рук в замок, исследователь покрывает их своими руками. Взгляд исследователя фиксирует переносицу испытуемого, который должен смотреть в глаза исследователю.
Продолжая массировать руки испытуемого, исследователь произносит формулу внушения: Как только я положу свои руки на ваши, они начнут деревенеть. Ваши руки уже деревенеют. Руки начинают сжиматься все больше.
Руки сжимаются все больше, руки сжались крепко-крепко. Вы уже не можете разжать ваши руки! Словно магниты, их притягивает друг к другу.
Пробуйте, прилагайте усилия. Вы не можете разнять руки!
Ничего не получается! Пробуйте, прилагайте усилия. Ничего не получается! В результате испытуемый действительно не сможет разнять своих рук.
Удача этого приема будет говорить о большой внушаемости испытуемого. Можно усилить прием, предложив испытуемому поднять сцепленные руки над головой.
Тест маятника (по В. В. Кондрашову)
К 30-сантиметровой нитке привязано кольцо. Испытуемый, сидящий у стола, протягивает руку и берет конец нитки, держа его так, чтобы кольцо маятникообразно покачивалось над столом.
Ему дается следующая инструкция: Представьте себе, что, когда вы держите нитку с кольцом, вы смотрите на большой круг, нарисованный на столе. Пусть ваш взор перемещается по периметру этого круга, и так все время.
Кольцо также начнет перемещаться по периметру круга, даже если вы не будете обращать на это внимание.
После того, как испытуемый начнет действовать в соответствии с этим внушением, его просят сосредоточить внимание на воображаемой линии, проходящей непосредственно перед его глазами, а затем на линии, идущей поперек стола. Маятник начинает колебаться в соответствии с направлением движения его глаз.