Процесс познания


2. Процесс познания. Каждый из полиморфно проявляющихся феноменов-иллюзий, галлюцинозов, истинных и псевдогаллюцинаций в статике и динамике больше или меньше соответствует разным уровням познавательного процесса.

Признавая здесь преобладание патологии представлений и понятий, трудно исключить патологию восприятий и ощущений, поэтому при любых иллюзиях и галлюцинациях следует говорить и о меньшей или большей вовлеченности мыслительного процесса и мышления в целом, вплоть до его выраженной патологии, которую мы всегда наблюдаем у многочисленных авторов бульварной литературы по псевдоэкстрасенсорике, заполнившей все уличные лотки отечественных книготорговцев. Яркий пример патологического мышления - книга экстрасенса Л. Диагностика кармы.

Вы только вдумайтесь в само название!
Сумасшедший написал, а сотни, может и тысячи, других сумасшедших с серьезным патологическим мышлением, все это не без удовольствия читают...
Психиатры давно связывают сущность иллюзий и особенно галлюцинаций, их природу с расстройством мышления, поскольку это феномены рассматриваются как продукт мышления. Прямая зависимость характера иллюзий и галлюцинаций от состояния мыслительного процесса, неразделимость их с этим процессом подтверждается, в частности тем, что преобладающее развитие второй сигнальной системы, по сравнению с первой, ведет к относительному увеличению частоты слуховых галлюцинаций, которые связаны с понятийным мышлением и словесными ассоциациями, поскольку человек мыслит в основном словесно.
Поэтому слуховые галлюцинации относительно ближе к сфере абстрактного, а зрительные - к сфере образного мышления. Так, при меньшей частоте галлюцинаторных переживаний у детей, слуховые обманы встречаются у них реже, чем зрительные, так как мышление детей более образное и больше опирается на зрительный информационный канал.
Следует отметить, что с развитием мышления в последние столетия резко уменьшилась частота галлюцинаторных феноменов, это связано с ростом культуры населения, уменьшением числа истерических психозов, индуцированных и суггестивных галлюцинаторных переживаний, а также интоксикационных и инфекционных психозов, для которых более типичны зрительные обманы.
Клиническое различие степени вовлеченности образного и абстрактного мышления при зрительных образных и слуховых вербальных галлюцинациях обусловливает то, что при вербальных галлюцинациях легче возникает сложная бредовая концепция, чем при зрительных, поскольку словесное мышление имеет больший диапазон экстрасенсорного творчества, чем образное. Сущность, особенности проявления и степень усложнения каждого иллюзорного и галлюцинаторного феномена находятся в прямой зависимости от наличия, характера и уровня его связи с патологией мышления.
3. Состояние интеллекта. От степени сохранности интеллекта так же, как от контактности, доступности, критичности экстрасенса зависят точность, определенность и правдивость его рассказа об испытываемых галлюцинациях и соответствие это- го рассказа действительным галлюцинаторным переживаниям.

Кроме того, более или менее сложные галлюцинации могут рассматриваться в качестве патологического творчества экстрасенса, зависящего от его интеллектуальных возможностей, сохранности сферы представления и понятийного мышления.
Параллельно с оскудением мышления и снижением интеллекта ослабевают и совсем исчезают сначала слуховые и зрительные псевдогаллюцинации, затем слуховые галлюцинации и галлюцинозы и, в последнюю очередь, - зрительные галлюцинации и галлюцинозы. Галлюцинации непосредственно, внутренне связаны с умственной деятельностью и являются элементом умственного творчества экстрасенса.
Поэтому и содержание видений и образов у экстрасенсов носит специфическое экстрасенсорное содержание - это контакты с чем-либо необычным (НЛО, Богом, гуру и т. п.), ложное мнение о наличии у себя необычных способностей (ясновидения, левитации, про-скопии и т. п.) и др.
4. Состояние критики. Степень и характер критического отношения экстрасенса к иллюзиям и галлюцинациям может проявляться в виде ряда вариантов, при которых:


а) критика сохранена полностью, имеется сознание собственной болезни и понимание, что галлюцинаторный образ кажущийся, т. е., по выражению В. X. Кандинского, обмануты только чувства;
б) критика сохранена частично (с пониманием, что галлюцинаторный образ кажущийся, но с отсутствием сознания болезни);
в) критика эпизодична (отсутствует в момент галлюцинирования и проявляется вне галлюцинаторных переживаний);
г) имеются критические сомнения (с попыткой выяснить действительность существования галлюцинаторного образа, возможность его появления, с частичным пониманием нелепости образа или формальным обозначением галлюцинаций словом кажется, мерещится и др.);
д) критика полностью отсутствует, т. е., по выражению В. X. Кандинского, оказываются обманутыми не только чувства, но и сознание.
Следует отметить, что у большинства знакомых мне лиц, заболевших экстрасенсорной болезнью, критичность по отношению к появившимся у них иллюзиям и галлюцинациям, полностью отсутствует. Они на полном серьезе утверждают, что чувствуют течение Энергии в теле, или с непритворной убежденностью рассказывают о своих контактах с Космосом или НЛО, многие видят ауру и некие чакры, а некоторые занимаются иглоукалыванием и бредят, ссылаясь на китайцев, какими-то точками и меридианами..., я уж не говорю про колдунов, ведьм, вампиров и лиц, ощущающих порчу или сглаз или их снимающих с самым серьезным видом и т. п. Полное отсутствие критики у большинства вновь испеченных экстрасенсов обычно отмечается при наличии галлюцинаторно-параноидного синдрома, включающего иллюзии или истинные или псевдогаллюцинации, связанные с бредом.
5. Эмоциональная сфера. Эмоциональная реакция экстрасенсов, возникающая при появлении галлюцинаций, может выражаться в виде:
а) радостного, ожидаемого, заинтересованного отношения с установлением различных взаимоотношений с галлюцинациями (диалога, контакта, спора, бегства, нападения, защиты и т. п.);
б) испуга, тревоги, страха, вызванных фактом галлюцинирования (например, когда экстрасенсу кажется, что кто-то в автобусе сосет у него энергию и т. п.);
в) испуга, страха, ужаса, злобы и враждебности, связанных с содержанием галлюцинаций (например, когда экстрасенсу показалось, что его преследует КГБ и т. д.);
г) безразличия к галлюцинациям, свыкания с ними;
д) неописуемого сладостного восторга, давно ожидаемой чудесной встречи, например, с Богом, мистического просветления, озарения, принятия благодати и т. п.
6. Личность. Для правильной оценки соотношения личности экстрасенса и галлюцинаций необходима прежде всего квалификация отношения экстрасенса к собственному Я, его понимания социально-биологического положения собственного Я в объективном мире.

Речь идет об идентификации в сознании экстрасенса его действительной личности с личностью, участвующей от его имени в переживаемой им галлюцинаторной композиции. Например, при опирических и делириозных состояниях экстрасенс полностью отождествляет себя в болезненных переживаниях с собственной личностью, называя себя действительным именем, фамилией, правильно указывая свою профессию и т. п.; при онейроидном синдроме экстрасенс, также ощущая себя участвующим в галлюцинаторных переживаниях, чувствует себя другим человеком, с другим именем, фамилией, родом занятий.
Кроме того, экстрасенс может участвовать в галлюцинаторных действиях от первого лица или видеть себя соучастником галлюцинаторного сюжета со стороны.
Психопатология личности у лиц, заболевших экстрасенсорной болезнью, ярче всего проявляется, когда эти люди начинают называть себя Сыном Бога, Богом, Инкарнацией Бога Кришны, колдуном, магом, экстрасенсом, целителем, проводником Энергии Бога, ясновидящим, леви-татором, обладателем третьего глаза, контактером, гуру, преподавателем курсов по экстрасенсорике и ясновидению, преподавателем, открывающим у своих учеников третий глаз, астрологом, человеком, пребывающим в иных измерениях, йогом, открывающим или развивающим у себя чакры, преподавателем йоги, священником или адептом какой-либо религии (не путать с просто верующим, здесь речь идет уже о профессионале), демократом и т. п. Психиатры знают, что если даже самый уважаемый пока человек, даже академик, всерьез начнет говорить о меридианах, энергии, чакрах, контактах, инопланетянах, астрологии и т. п., то этот человек уже серьезно психически болен и, как правило, вылечить его уже невозможно, более того, экстрасенсорная болезнь обладает свойством быстро прогрессировать... На сегодня только в нашем центре, единственном в мире, мы излечиваем от этой болезни века.

Наш адрес: г. С.-Петербург, ул.
Малая Морская, д. 9, к. 34, тел. (812) 219-11-98, профессору Д. В. Кандыбе.
А теперь несколько слов о частных критериях клинической оценки иллюзий и галлюцинаций.
1. Состояние внимания. Оценка состояния внимания галлю-цинанта и влияние пассивности или активности внимания на галлюцинации связана с такими основными общими критериями, как состояние сознания, интеллекта, критики, эмоциональной сферы, значимость содержания галлюцинаций для личности, и с такими основными частными критериями, как степень насиль-ственности, чуждости, естественности, чувство реальности галлюцинаторного образа.



Содержание раздела