Макошь покровительствовала браку


В мифологии Трилока (лока - место, определенный пространственный предел) - трехчленная вселенная, состоящая из неба и воды, земли и воды, подземного нижнего мира и воды, хотя понятие вода чаще всего выпадает при толковании триады, оно всегда как бы держится в уме.
Макошь - одна из главных богинь. Имя ее составлено из двух частей: ма - мать и кошь - кошелка, корзина, кошара.

Макошь - мать наполненных кошей, мать хорошего урожая.
Это не богиня плодородия, а именно богиня итогов сельскохозяйственного года, богиня урожая, подательница благ.
Объем урожая при равных трудовых затратах каждый год определяет жребий, судьба, доля, счастливый случай. Поэтому Макошь почитали еще как богиню судьбы.

Обязательный атрибут ее изображения - рог изобилия.
Эта богиня связывала отвлеченное понятие счастливой судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему очагу, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых.
Макошь покровительствовала браку и семейному счастью. Конкретное понятие пряха связывалось с метафорическим: прядение нити судьбы.
То есть, если нить судьбы слишком тонка, счастье и жизнь в любой момент могут оборваться.
Особенно любили Ладу - богиню любви, красоты, очарования. С наступлением весны, когда сама природа вступает в союз с Ярилой, наступали и Ладины праздники.

В эти дни играли в горелки.
Гореть - любить. Любовь часто сравнивали с красным цветом, огнем, жаром, пожаром.
Отсюда - нелюбовь. Красный цвет - род, родство, кровь, любовь, а также солнечные признаки: подъство - пекло; родрый, ръдрый, ръдяный - красный; ръдеться, рдъть - краснеть.
С корнем лад связаны многие слова брачного значения, союза и мира. Лад - супружеское согласие, основанное на любви; ладить - жить любовно; ладковать - сватать; лады - помолвка; ладило - сват; ладники - уговор о приданом; ладка-ня - свадебная песня; ладный - хороший, красивый.
И самое распространенное - лада, так называли любимых.
С Ладой связано дитя ее, имя которого встречается в женской и мужской ипостасях: Лель (Леля, Лелио) или Ляля (Лелия). Лель - дитя Лады, он пробуждает природу к оплодотворению, а людей - к брачным союзам.
22 апреля проводился весенний праздник - ляльник. Ка лугу собирались девушки, выбирали Лялю, наряжали в белые одежды, перевязывали руки и талию свежей зеленью. На голову надевали венок из весенних цветов.

Вокруг нее водили хороводы, пели песни, просили об урожае.
Додолы - девушки в платьях с бахромой внизу - исполняли танец дождя, моля о дожде.
Полеля - второй сын Лады, бог супружества. Не случайно он изображался в белой простой будничной рубахе и терновом венке, такой же венок он подавал супруге.
Он благословлял людей на будничную жизнь, полный терний семейный путь.
С Ладой также связан Зничь - огонь, жар, пыл, пламя любовное, священный пыл любви (ср. навзничь).
Богам солнца, жизни и любви, земного царства противопоставлялись боги смерти и подземного царства... Среди них - Чернобог, властитель подземного мира, представитель тьмы.
С ним связаны отрицательные понятия черная душа (человек, погибший для благородства), черный день (день бедствия).
Одним из главных служителей Чернобога был Вий (Ний). Он считался судьей над мертвыми. Русы никогда не могли примириться с тем, что те, кто жили беззаконно, не по совести, обманывая других и несправедливо пользовались не принадлежащими им благами, не наказаны.

Они искренне верили, что отомстится, отольется чужое горе хоть не на этом - на том свете. Полагали, что место казни для беззаконникоз внутри земли.
Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы. Этот бог считался насылателем ночных кошмаров, видений и приведений, особенно для тех, у кого не чиста совесть.
С сезонной смертью природы на время зимы связан Кащей - божество подземного царства. Он символизирует окостенение, оцепенение от мороза в зимнюю пору всей природы. Кошь - также кошт, кость, костлявый.

Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево, лед и другое состояние - окостеневают.
Затем приходит герой - красная девица, добрый молодец (весна, солнце), и они оживают от поцелуя (луча) или слезинки (капли).


Отсюда же русские кощун, колдун, кощуны творить.
Как-то связаны с этим понятие вязень - узень. Узник - враг, попавший в плен.

Именно в таком значении слово кощей употребляется во многих русских сказках.
Кащей - не настоящий бог смерти, власть его недолговечна.
Настоящей богиней смерти была Мара (Мор). Отсюда, вероятно, слова умереть, смерть, мрут, вымирают, мертвые.
У русов были также трогательные образы женских божеств смертной печали Карны (ср. окарнать, постигла кара) и Жели, Кручины и Журбы - воплощавших беспредельное сострадание. Считалось, что одно лишь упоминание их имен (пожалеть, жалость) облегчает души и может спасти от многих бедствий в дальнейшем.
Не случайно в русском фольклоре так много плачей и причитаний.
Корень три связан с отрицанием неблагоприятного признака - нечета, как символа несчастья, именно поэтому он часто встречается в заклинаниях. Не случайно и день, установленный в память умершего, включавший в свою программу несколько ритуальных действий, назывался Тризна.
Погребальные игры воинов, тоже называвшиеся тризна, напоминали о земных делах умершего и о том, что человек одинаково принадлежит трем мирам: небесному, земному и подземному (отсюда сакраментальное три). Затем быластрава - поминки, которые иногда неправильно называют тризна.
Укрепив русские земли, Ярослав в 1043 г. снарядил огромный флот из 420 кораблей во главе со своим сыном Владимиром и морским воеводой Вышатой и поручил флоту захватить и разрушить окончательно источник гнилой христианской заразы - Константинополь. Но русский флот попал в сильнейший шторм, в котором погибло две трети кораблей.

Остальных встретила уже у берега греческая эскадра.
Война была проиграна. Владимир с 24 кораблями вернулся назад, а морской воевода Вышата попал на три года в плен, все пленные были христианами ослеплены.
В 1054 г. умер Ярослав и на престол заступил его старший сын Изясдав.
В 1068 г. - резко усилившиеся половцы двинули на нас свои войска. На реке Альте половцы встретили дружины Изяслава, Святослава и Всеволода и, одержав победу, заставили русских отступить.

Изяслав вернулся в Киев, взял сына Мстислава и уехал в Польшу.
А Черниговский князь Святослав отступил к реке Снов, укрепил свою небольшую дружину до трех тысяч ратников и разбил 12-тысячную армию половцев. В это время киевляне выпустили из поруба Полоцкого князя Всеслава, который находился в заключении из-за нападения на Псков и Новгород в 1067 г. с целью грабежа и схваченного братьями Ярославовичами на реке Немиге.

Киевляне считали, что раз Изяслав сбежал в Польшу, то внук Владимира Всеслав имеет все права на престол.
Но Изяслав вскоре (1069 г.) с польским войском учинил жестокую расправу над киевлянами. Всеслав успел убежать к себе в Полоцк.

Возмущенные киевляне перебили поляков (а часть их сбежала) и в 1073 г. вновь изгнали Изяслава с помощью его братьев Святослава и Всеволода.
На престол взошел второй сын Ярослава - Черниговский князь Святослав, который правил хорошо, но неожиданно из-за болезни умер (1076 г.). Престол вновь вернулся к Изяславу.
В 1078 г. укрепившиеся в Тмутаракани христианизированные русы организовали военный поход местных дружин во главе с князьями Олегом, Романом и Борисом на Киев. Против них выступили состарившийся Изяслав и Всеволод.

В битве на Нежатиной ниве погиб Великий князь Изяслав и молодой князь Бо Победу одержал Всеволод и стал Великим Князем Киевским (1078 г.).
Правление Всеволода было тусклым, а его заигрывания с Западом никак не укрепили Русскую империю, более того, возросло чуждое русам западное идеологическое влияние через укрепление резиденции греческих христианских митрополитов вокруг Святой Софии. Уничтожая Ведическую религию отцов, русы допустили, чтобы Запад в лице христианских митрополитов - греков развернул_мщц: .ную сатанинскую кампанию по изменению русского ментали-тета.
По всей Русской Земле сжигались древние книги по истории, культуре и науке русов времен до новой эры. Повсеместно начали строиться нерусские храмы с идеологией рабства, покорности властям и смирению перед ухудшающимся уровнем жизни.
В 1093 г. Всеволод умер, передав фактическую власть сыну - Черниговскому князю Владимиру Мономаху. Но согласно лестничному порядку престолонаследия, на трон взошел Свя-тополк II Изяславович, сын старшего из Ярославичей, княживших в Турове.
Святополк сменил руководство армией, усилив в ней присутствие своих, лично преданных, молодых воевод. Для укрепления казны пригласил из Германии ростовщиков, которые быстро приватизировали всю европейскую торговлю.
В 1096г. половецкий хан Боняк восстал и совершил набег на Киево-Пе-черскую Лавру, захватил в плен ненавистных монахов и продал их в Крым работорговцам.
В 1097 г. в Любече состоялся внеочередной Совет Князей, который узаконил распад Русской империи на ряд конфедеративных независимых государств-княжеств. Было договорено, что каждый да держит отчину свою.
Князья целовали крест и клялись соблюдать решение Совета Князей.



Содержание раздела